Уроки 61—62. Комплексная работа с текстом
Цель уроков: обобщить изученное о языке, подготовить учащихся к самостоятельному анализу текстов различных типов и стилей речи.
Ход уроков
Слово учителя.
Виктор Петрович Астафьев продолжил лучшие традиции русской литературы.
Он родился в 1924 году в бедной крестьянской семье, не закончив школы, с началом войны ушел на фронт. После победы работал грузчиком, чернорабочим, учился в Москве на Высших литературных курсах.
Почти все, что написано им, — о детстве или о войне, о пережитом лично. Рассказ, с которым вы познакомитесь, тоже автобиографичен. Последние годы жизни В. П. Астафьев провел в родном селе Овсянка, неподалёку от города Красноярска.
Чтение рассказа.
Учащиеся записывают ключевые слова для последующей работы.
Часть рассказа по выбору учителя записывается под диктовку. Можно продиктовать отрывок, который начинается предложениемИ вот однажды, в росное утро...
ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?
Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.
Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
От мальчишек, как от гончей собаки, не надо убегать — непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!
Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавчинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.
Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края зимовать. А этот уйти не смог, У него не было одной лапки — в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её, что стал я руками разгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей...
Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.
Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.
Вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке...
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о начавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «...где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза...». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в год перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.
Как идёт коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.
Птица коростель во французом старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
1. Определите тему и основную мысль текста.
2. Выявите средства связи частей текста.
3. Определите тип и стиль речи.
4. Укажите стилистические особенности текста на разных языковых уровнях (лексическом, морфемном, морфологическом, синтаксическом).
Тема рассказа вынесена в заглавие, рефреном звучит в конце, создавая своеобразное обрамление и усиливая ощущение вины. Основная мысль — отвращение к насильственной смерти, осознание ответственности за любые поступки. Автор не щадит ни себя, ни чувств читателя, возможно, предупреждая о мучительной расплате за жестокость.
Тип речи — повествование с элементами описания и рассуждения.
Стиль— художественный, главной задачей которого является воздействие посредством создания картин, образов.
В тексте используется общеупотребительная лексика с небольшим включением разговорной и фразеологизмов (на издыхе, по угорам, унести ноги). Оценочная лексика (сдуру, сделалось жалко) и слова с суффиксами субъективной оценки (тельце, лапка) выражают отношение автора к главному событию. Лексические повторы (чего-то не хватает, чего-то недостаёт; тельце ли, окраска ли) усиливают внимание к деталям и эмоциональную окрашенность.
Образность создаётся простыми средствами: прямым значением слов, конкретной лексикой, рядами однородных членов (услышала, присела, притаилась, чувствовала, пугалась и бросилась бежать; желтоватое, со ржавчинкой), немногочисленными тропами: эпитетами (дикий азарт, завядшее тельце), метафорой (ромашки сыпанули), сравнениями (как от гончей собаки, будто прихваченный морозом лист).
Преобладание простых предложений, предложений с сочинительной и бессоюзной связью, использование восклицаний (Берегись тогда, живая душа!Явился, бродяга!) сближают текст с разговорной речью.
5. Задания для обобщения и систематизации изученного (по выбору учителя).
— Найдите в тексте слова, в которых а) согласные буквы не обозначают звуков; б) обозначают согласные звуки, не соответствующие их графическому изображению.
— Выпишите слова, в которых мягкость согласных звуков обозначена на письме разными способами.
— Приведите примеры слов, в которых все согласные звуки твёрдые, мягкие, глухие, звонкие.
— Определите, какие звуки обозначают в разных словах текста буквы е, ё, ю, я, и, о. В каких случаях при употреблении этих бука возникают орфограммы в корне?
— Произведите фонетический разбор 1—2 слов.
— Найдите в словаре значения непонятных вам слов.
— Какие однокоренные слова имеются в данном тексте? Выпишите их, обозначьте корень.
— Приведите примеры форм одного и того же слова.
— Найдите в тексте интересные слова для морфемного разбора.
— Встречаются ли в данном тексте синонимы, автонимы?
— Найдите в тексте слова с орфограммами: а) в приставках; б) в корнях; в) в суффиксах; г) в окончаниях.
— Объясните написание не с разными частями речи.
— Найдите в тексте слова всех частей речи, сделайте морфологический разбор 2—3 из них.
— Выберите примеры на употребление слов одной части речи в роли различных членов предложения.
— Укажите примеры различных видов сказуемых, определений, обстоятельств.
— Выпишите словосочетания с различными способами связи слов.
— Найдите сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения. Составьте их схемы.
— Произведите пунктуационный анализ текста.
— Определите виды имеющихся в тексте односоставных предложений.
— Сделайте полный синтаксический разбор одного из предложений.
Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение (эссе), выразив своё отношение к проблеме, поднятой автором.