Урок 58. Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление

Цель урока: познакомить учащихся с общими сведениями о языке, этапами формирования русского национального языка.

Ход урока

1. Упражнение 172 (260) — ответы на вопросы.

Вступительное слово учителя.

Беседу о роли языка в жизни человека, общества можно начать с рассказа-притчи «Язык»[15].

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут общаться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его друзьям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.

Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он призывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

3. Проверка планов к § 14(20).

— Удалось ли выделить основные мысли текста, установить их соотношение и последовательность?

4. Пересказ содержания § 14(20) по составленным планам. (Учащиеся могут пользоваться тезисами, цитатами.) -

Дополнительные вопросы.

— Назовите причины, влияющие на развитие языков.

— Как связаны изменения в обществе и изменениемв языке?

Сообщения учащихся.

Справочный материал дляучителя.

В первом тысячелетии до н. э. один из диалектов индоевропейского языка дал начало языку-предку всех славянских языков. Никто не знает, как называли себя и свой язык говорившие на нём племена. Сегодня ученые называют его общеславянским, или праславянским. Примерно в середине первого тысячелетия н. э. в нём сформировались три большие диалектные группы: южная, западная и восточная. В восточной группе сложились диалекты, которые выделились как самостоятельные языки только к ХVI веку, поэтому русский, украинский и белорусский языки считаются самыми молодыми из всех славянских языков.

До этого времени (ХI—ХIV века) существовал древнерусский (восточнославянский) язык, на котором написаны прекрасные произведения, в том числе «Слово о полку Игореве».

Русский национальный язык сформировался к ХVII веку на базе московского говора.

Заключительная работа.

1) Упражнения 174, 177 (267, 273).

2) Диктант.

Язык не выбирают, и нет нашей заслуги в том, что русский язык действительно великий, могучий и свободный. Однако это не отнимает у нас права гордиться своим родным языком и не снимает ответственности за него. В языке могучей пружиной сжат тысячелетний опыт наших предков: их мысли, достижения, чувство прекрасного. Поэтому о родном языке никогда нельзя знать достаточно он неисчерпаем.

(Энциклопедия для детей. — Т. 10. —

Языкознание. Русский язык.)

Тексты упражнений и диктанта можно использовать для анализа и различных видов разбора.

Домашнее задание. Упражнение 249 (353). Проработать § 15 (21). Подобрать примеры из текстов различных стилей.

Индивидуальные задания — сообщения о функциональных стилях русского языка.

Уроки 59—60. Русский литературный язык и его стили

Цель уроков: обобщить изученное о функциональных стилях русского языка, об их отличительных чертах, использовании в устной и письменной речи.

Ход уроков

1. Обобщение изученногоо стилях речи.

Проблема стиля имеет большую историю.

Основой теории трех стилей литературного языка М. В. Ломоносова является экспрессивно-жанровый принцип: стили соотносились с жанрами художественной прозы, поэзии и драмы. Постепенно складывалось функциональное многообразие разных стилей речи. В «Русской грамматике» А. Х. Востокова (1834) отмечена речь «важная или благородная, называемая книжным языком», «простонародная» и «обыкновенная».

В наши дни слово стиль стало означать качество написанного. В этом суть стилистики — умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами. Стили речи — различные способы использования языка. Выбор стиля зависит от речевой ситуации, в которой определяется место (официальное или неофициальное), условия коммуникации (с одним человеком или многими) и цель высказывания (общение, сообщение, воздействие).

2. Какая мысль объединяет данные высказывания? Чем они отличаются?

1) Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. (Л. Толстой.)

2) Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой, и тогда история этого языка будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа, с которыми, однако, история его тесно связана. История русского языка, быть может, раскроет перед вами характер народа, говорящего на нём. (В. Кюхельбекер.)

3) Русский язык — язык великого русского народа, язык межнационального общения народов России, государственный язык Российской Федерации, один из наиболее развитых и совершенных мировых языков. Русскому языку свойственно богатство словарного состава, гибкость и разнообразие грамматических форм, выразительность стилистических средств.

Русский язык охватывает все территориальные говоры и наречия русского народа. Высшей формой национального русского языка является современный русский литературный язык, основоположником которого считается А. С. Пушкин.

(Русский язык.Большой справочник для школьников и

поступающих в вузы.)

3. Сообщения учащихся о функциональных стилях русского языка.

Расширяя материал § 15 (21), учащиеся должны обратить внимание на отличительные признаки стилей:принципы отбора, сочетания и организации средств из общенационального языка.

Основные сообщения можно дополнить отрывками из произведений различных стилей. (Примеры подобраны учащимися, учителем, представлены в упражнениях 179—181 (277—279).)

Тренировочные упражнения.

1) Диктант.

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШАЯ РЕЧЬ?

Несложно сформулировать, что такое плохая речь — она нарушает те или иные нормы. Хорошая речь поддаётся определению не всегда: зная, чего в ней быть не должно, гораздо труднее сказать, что для неё необходимо. Особенно это относится к речи талантливой, когда она приближается к художественному произведению. Как никакая наука не может доказать, что стихи Пушкина гениальны, так нельзя доказать, что один человек — прекрасный рассказчик, а шутки другого остроумны.

Однако чаще всего под хорошей речью мы понимаем просто речь правильную, богатую и гибкую. Здесь уже наука вступает в свои права: эти качества поддаются описанию. Правильная речь — это речь, которая соблюдает нормы литературного языка. Они описаны в грамматике и словарях, с их помощью можно доказать правильность или неправильность слова или выражения. Богатая речь — это большой словарный запас и разнообразие синтаксиса, и то и другое вполне поддаётся точному учету. Гибкость оценить значительно труднее: она предполагает, что человек умеет пользоваться языковыми средствами, употребляет их уместно. Уместность эту мы чувствуем, но определить и сформулировать её нелегко.

(Энциклопедия для детей. — Т. 10. —

Языкознание. Русский язык.)

— Определите тип и стиль речи. Отметьте стилевые черты на разных языковых уровнях (лексическом, морфологическом, синтаксическом).

2) Упражнения 214, 243, 261, 269 (314, 371, 380) (по выбору учителя).

5. Подведение итогов работы[16].

Слово учителя.

В те века, когда ценилось умение вести разговор, родился афоризм «Стиль — это весь человек». Времена изменились, но умению говорить придается большое значение.

Предварительное условие хорошей речи — грамотность. Если человек говорит зво́нит вместо звони́т, ложить вместо класть, его речь нельзя считать хорошей.

Первое условие хорошей речи — стилистическая чуткость. Это значит: человек говорит так, как подобает в данной обстановке, умеет выдержать стиль до конца высказывания.

Второе условие — чувство такта.

Третье — владение словом. Помните: слова могут быть двусмысленны, обидны. Хорошая речь отличается богатым словарным запасом. (Супер! Классно! — таких слов недостаточно для выражения восхищения.)

Не менее важно и богатство интонаций, и чувство меры. Если человек все время пытается острить, он выглядит навязчивым.

— Прочитайте высказывания академика В. В. Виноградова — упражнение 277 (389) — и постарайтесь следовать его советам.

Домашнее задание. Упражнения 214, 243, 261, 269 (314, 371, 380) (по выбору учителя).

Наши рекомендации