Уроки 49—50. Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении

Цель уроков: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, показать основное различие в употреблении двоеточия и тире в указанных конструкциях.

Ход уроков

Диктант

Все, помню, действовало на меня: новое лицо, какое-нибудь событие, песня в поле, рассказ странника, таинственные лощины за хутором, легенда о каком-нибудь беглом солдате, едва живом от страха и голода и скрывавшемся в наших хлебах, ворон, все прилетавший к нам на ограду и поразивший моё воображение особенно тем, что жил он, как сказала мне мать, ещё, может, при Иване Грозном, предвечернее солнце в тех комнатах, что глядели за вишнёвый сад на запад.

(И. Бунин.)

Дополнительные задания.

— Можно ли считать данное высказывание текстом? (Это завершённое высказывание, предложение, части которого сочетаются по законам синтаксиса. Признак текста — членимость. Данное высказывание нельзя разделить на самостоятельные предложения.)

— Найдите вводные предложения, определите их тип. (Помню — определенно-личное, нераспространённое.Как сказала мне мать — двусоставное, распространённое.)

— Определите вид придаточных в составе данного сложного предложения.

2. Укажите предложения с обобщающим словом (устно), составьте их схемы.

1) В лесу, в полях, на озерах все ждет весны.

2) Всё волновало нежный ум:

Цветущий луг, луны блистанье,

В часовне ветхой бури шум,

Старушки чудное преданье. (А. Пушкин.)

3) И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая река — все было так прелестно в это милое утро. (И. Бунин.)

4) Всё вокруг хаты: подсолнухи, акации и сухая трава — было покрыто этой шершавой пылью. (К. Паустовский.)

Подведение итогов работы.

— Сделайте вывод о постановке двоеточия в простом предложении.

4. Работа с учебником — чтение теоретического материала на стр. 61 (98).

— Кратко сформулируйте основное правило постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

(Для двоеточия характерна разъяснительно-пояснительная функция.)

Учитель обращает внимание учащихся на то, что первые части предложений, в которых стоит двоеточие, отличаются предупредительной интонацией.

Упражнение 143 (221).

6. Упражнение 144 (222) (устно).

Объяснительный диктант.

ДОМ ПУШКИНА.

В доме много хорошего псковского льняного белья: скатертей, полотенец, занавесей. У льна свой аромат, прохладный, крепкий. Когда льняные вещи в доме стареют, их заменяют свежими, вновь вытканными сельскими ткачихами на старинных станках.

Вещи из льна обладают удивительным свойством: там, где они, всегда пахнет свежестью. Ученые говорят, что лен сберегает здоровье человека. Тот, кто спит на грубой льняной простыне, носит на теле льняную рубашку, утирается льняным полотенцем, почти никогда не хворает простудой. Редко болел и Пушкин. У него кругом был лен.

(По С. Гейченко.)

8. Упражнение 143 (221) (повторная работа).

Как изменятся смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, если поменять порядок их следования?

Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось несколько минут — до отправления поезда оставалось несколько минут — пассажиры спешили и т. п.

Учащиеся отмечают, что после перестановки первая часть содержит пояснение, указывает на причину того, о чём говорится во втором предложении, а вторая заключает в себе вывод, следствие. Меняется интонация: первая часть произносится с нарастающим повышением тона, после неё — пауза.

Вывод: на письме такие смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения обозначаются постановкой тире.

9. Чтение теоретического материала на стр. 64(102).

10. Слово учителя[12].

Судьба тире в русской пунктуации очень интересна и стремительна. Этот знак появился позже других, во второй половине ХVIII века (в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова тире не отмечено), но быстро завоёвывает позиции в пунктуационной системе, ведет себя наступательно по отношению к другим знакам, в частности, заметно вытесняет двоеточие.

Применение знака имеет широкий диапазон:

1) тире означает всевозможные пропуски, например:

Солотча — извилистая, неглубокая река. (К. Паустовский.)

В недрах — уголь, золото и медь. (С. Щипачёв.)

Лето припасает — зима поедает. (Пословица.) — Лето припасает, а зима поедает;

2) в бессоюзном сложном предложении тире имеет смысловую функцию, передает значение условия, времени,сравнения, следствия, когда эти значения не выраженысоюзами — это тоже фиксация своеобразных пропусков:

Настанет утро — двинемся в путь;

3) тире является знаком «неожиданности» — смысловой,интонационной — и передает быструю смену событий:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (И. Крылов.)

4) тире выступает как своеобразный ограничитель припрямой речи, репликах диалога, при однородном перечислении с обобщающим словом: Юные деревца всехпород: ель и сосна, осина и береза — растут дружно итесно. (К. Паустовский.)

Итак, двоеточие в современном его употреблении можно охарактеризовать как знак, имеющий достаточно конкретноеи узкое применение, тире — широкое.

11. Упражнения 152 (231) (устно), 153 (232) (письменно).

Домашнее задание. § 11, 12, (16, 17) упражнения 157(234, 240).

Наши рекомендации