Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Запятая ставится между независимыми предложе­ниями, объединенными в одно сложное бессоюзное пред­ложение: Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря (А.С. Пушкин).

Точка с запятой ставится между частями бессоюз­ного сложного предложения, если они более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распростра­нены: Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля (А.П. Чехов).

Запятая и точка с запятой ставятся в бессоюзных сложных предложениях, состоящих из двух или более частей, а тире и двоеточие — в бессоюзных предложе­ниях, состоящих из двух частей.

Двоеточие ставится:

• если вторая часть разъясняет, раскрывает содер­жание того, о чем говорится в первой части (между обе­ими частями можно вставить слова А ИМЕННО): Об одном прошу вас: стреляйте скорее (М. Лермонтов);

• если в первом предложении при помощи глаголов восприятия (ВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ЗНАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ и т.п.) делается предупреж­дение, что далее по следует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (А.С. Пушкин) (между обеими частями можно вставить союз ЧТО). Иногда указанные глаголы опускаются: В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы (М. Лермон­тов) (пропущено И УВИДЕЛ, ЧТО);

• если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО): Мы мол­ча повиновались ему: в эту минуту он приобрел над нами какую-то таинственную власть (А.С. Пушкин);

• если вторая часть представляет собой прямой воп­рос: Я думаю: почему они не уходят?

Тире ставится:

• если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий: Вдруг мужики с топорами явились — лес зазвенел, застонал, затрещал (Б.. Некрасов);

• если во второй части содержится резкое противо­поставление по отношению к первой части: Дуб дер­жится — к земле травиночка припала (можно доба­вить союзы А, НО, ДА=НО);

• если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части: Хвалы приманчивы — как их не пожелать? (И. А. Крылов) (можно добавить союз ПОЭТОМУ);

• если в первой части указывается время соверше­ния действия, о котором говорится во второй части (можно добавить союз КОГДА): Лес рубят — щепки летят; если первая часть обозначает условие соверше­ния действия, о котором идет речь во второй части (можно добавить союз ЕСЛИ): Любишь кататься — люби и саночки возить;

• одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой: Молвит слово — соловей поет (если в можно добавить любой сравнительный союз).

Оформление прямой речи

1) А: «П».

Учитель сказал: «Завтра класс будет готовиться к конкурсу».

2) «П<£>» — а. нужный знак (но вместо точки запя­тая за кавычками):

1. «Завтра будет конкурс», — сказал учитель.

2. «Вы придете завтра?»

3) «П, — а, — п».

«Завтра будет конкурс, — сказал учитель, — и мы должны начать подготовку».

4) «П, — а. — П».

«Завтра будет конкурс, — сказал учитель. — Нуж­но срочно начать подготовку».

5) «П, — а. А: — П».

«Конкурс будет завтра, — сказал учитель. И тут же добавил: — Мы успеем подготовиться, если нач­нем прямо сейчас».

6) Прямая речь прерывающая слова автора: А: «П» — а. (нужный знак, кроме точки (точка не ставиться).

Учитель сказал: «Завтра конкурс!» — и стал объяснять, что нужно делать.

 
  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru


  1. Оформление цитат

       
    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru
  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru

При пропуске слова в цитате нужно ставить или . После этого знака следующее слово пишется со строчной буквы, если строчная буква в первоисточни­ке: «Я могу работать вследствие только глубоких обдумывания и соображений, <...> я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного, необдуманного тво­рения». (Н. Гоголь)

Примечание: если цитата начинается с абзаца, то даже после знака ф пишется прописная буква:

«... Удивительно талантливый поэт», по словам Горького.

УПРАЖНЕНИЯ

  1. Вставьте пропущенные знаки препинания.

Текст 1

Расставив знаки препинания, проверьте правиль­ность их постановки по рассказу А.П.Чехова «Ионыч».

Старцев бывал в разных домах и встречал много людей но ни с кем не сходился близко. Обыватели сво­ими разговорами взглядами на жизнь и даже своим ви­дом раздражали его. Опыт научил его мало-помалу что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним то это мирный благодушный и даже неглупый че­ловек но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном например о политике или науке как он становится в тупик или заводит такую философию ту­пую и злую что остается только рукой махнуть и отой­ти. Когда Старцев пробовал заговорить даже с либе­ральным обывателем например о том что человечество идет вперед и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни то обыватель глядел на него искоса и недоверчиво спрашивал: «Значит тог­да всякий может резать на улице кого угодно» А когда Старцев в обществе за ужином или чаем говорил о том что нужно трудиться что без труда жить нельзя то всякий принимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить. При всем том обыватели не делали ничего решительно ничего и не интересовались ничем и никак нельзя было придумать о чем говорить с ними. И Старцев избегал разговоров а только закусывал и играл в винт и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать то он садился и ел молча глядя в тарелку и все что в это время говорили было неинтересно несправедливо глупо он чувствовал раздражение волновался но молчал и глядел в тарелку.

Текст 2

Золотое перо академика столь долго пролежавшее в изящном дорожном чемодане не потеряло своей ост­роты. Зеленые глянцевитые строки ложились вслед его экономному бегу направленному старой опытной рукой две страницы скупо исписанные твердым почерком из­вестным всей России трижды выправленные до последней запятой сохли в левом углу бюро придавленные лаки­рованным пресс-папье. Шесть дней назад после завтра­ка академик заперся снял серый пиджак засучил рука­ва крахмальной рубашки надел круглые блестящие очки сделавшие его костяную орлиную голову похожей на голову совы придвинул стопку отлично нарезанной бу­маги и скрутив длинными пергаментными пальцами толстую папироску из крепкого крымского табаку на­писал первую строку повести о старом умирающем кня­зе. В кабинет не входил никто кроме горничной прино­сившей три раза в день кофе и жены менявшей воду в грубом кувшине где стояла охапка хризантем.

(В. Катаев)

Текст 3

Я чувствовал что был один может быть на много километров вокруг и оттого не сразу понял что слышу человеческий голос а не какой-то иной звук лугов и леса. Всегда присутствует в дремлющем воздухе полдня этот тонкий вибрирующий звук слитый воедино из шо­роха листвы посвиста птиц возни мелкого зверя плеска вод и кто знает какого еще трелетания не видимой нами жизни. Но то что я услышал вскоре стало выделяться из него приближалось и накояец отчетливо оформи­лось в мелодию колыбельной песни слов которой я еще не мог разобрать. Множество раз сравнивался женский голос с журчанием ручья пешем жаворонка звоном колокольчика и я уж не знаю с чем бы сравнить мне этот немудрящий тоненький голосок вся прелесть ко­торого была в какой-то прозрачной девической даже детской чистоте.

(С. Никитин)

  1. Объясните расстановку знаков препинания в тек­сте.

Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, Вандага, наш провожатый, за­явил, что идти дальше, без сомнения, означало бы под­вергаться явной опасности. Мы пытались его уговорить, и это, по всей вероятности, вам удалось бы, если бы один из нас не вздумал над him подтрунить. Вандага рассердился, повернулся и быстро пошел по тропе об­ратно. Задерживать его теперь было, конечно, беспо­лезно. Через несколько минут эн скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать наш путь без проводника, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти вторично. Тогда, чтобы не заблудиться, мы направились к морю, но тут попали в глубокие овраги с очень крутыми склонами. Один раз Глегола чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, надо было держаться от берега на таком расстоянии, чтобы резать овраги в самых их верховьях, но так как они были разной величины, то на обход их тратилось мно­го времени. К несчастью, мы еще попали в такой буре­лом, из которого едва вырвались, сделав значительный крюк назад. Взвесив все за и против, мы, наконец, ре­шили идти прямо к морю и продолжать путь по на­мывной полосе прибоя.

(В. Арсеньев)

  1. Вставьте в предложение однородные члены. Рас­пространите его так, чтобы получилось бессоюз­ное сложное предложение. Определите смысловые связи между частями, входящими в состав бессо­юзного предложения.

Образец: Уже была темная ночь. — Уже была тем­ная холодная ночь; идти на станцию очень не хотелось (причинно-следственная связь).

1. Мы собирали белые грибы. 2. Урожай яблок ожи­дался очень большой. 3. Скоро прилетят грачи. 4. В саду было тихо. 5. Все спало здоровым сном. 6. Березы уже пожелтели.

  1. В одно из предложений вставьте причастный или деепричастный оборот. Составьте из двух предло­жений одно — сложносочиненнное или сложнопод­чиненное.

Образец: Ели повесили свои лапы. Тропинок в лесу не видно. — Ели, засыпанные снегом, повесили свои лапы, отчего тропинок в лесу не видно.

1. Рябина покраснела. Птицы потянулись на юг. 2. Было уже два морозца. Лужи подернулись ледком. 3. Пассажиры быстро разместились в вагоне. Слыша­лись смех и шутки. 4. На снегу были сложены кирпи­чи. Рядом строился жилой дом. 5. Внизу мелькали огни деревни. Они казались с горы светлячками. 6. Кто-то поселился на берегу озера. Он поставил избу у самой воды. 7. На поляне лежало толстое бревно. Трава вок­руг него была примята.

  1. Разбейте текст на предложения и запишите его. По­ставьте недостающие знаки; где надо, строчные буквы замените прописными. Укажите признаки предложения. Проанализируйте его интонационную структуру.

А тут скоро и земля обсохла душистые берёзовые почки распустились вспахиваются огороды сколько выползает на свет разных червяков, гусениц, слизней, жучков и личинок то-то раздолье скворец никогда не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, как ласточки, ни на дереве, как поползень или дятел его корм на земле и в земле и знаете, сколько истребляет он в тече­ние лета всяких вредных для сада и огорода насеко­мых, если считать на вес в тысячу раз больше соб­ственного веса.

(А.И. Куприн)

  1. Из каждой пары предложений составьте одно с обо­собленным приложением.

Образец: Труды К.Д. Ушинского являются выдаю­щимся вкладом в отечественную и мировую педагоги­ку. К. Д. Ушинский — великий русский педагог. Тру­ды К.Д. Ушинского, великого русского педагога, явля­ются выдающимся вкладом в отечественную и мировую педагогику.

1. И.Я. Франко перевел на украинский язык про­изведения более 60 русских авторов. И.Я. Франко — украинский писатель, публицист, ученый, критик и об­щественный деятель. 2. В.В. Стасов сыграл огромную роль в борьбе за народность и национальность в рус­ской музыке. В.В. Стасов — известный русский худо­жественный и музыкальный критик. 3. И.М. Сеченов является основоположником русской физиологической школы. И.М. Сеченов — талантливый естествоиспыта­тель.

7. Составьте и запишите сложные синтаксические конструкции по следующим схемам:

1. 2.

       
    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru
  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru
 

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru 3. 4.

и

                       
    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru   Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru
  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru
 
    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru   Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru
 
 
    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru

5.

 
  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru

6.

           
  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru   Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru   Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru

7.

       
  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru   Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru

 
  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - student2.ru


  1. Найдите в тексте орфограммы и пунктограммы. Объясните написание слов и расстановку знаков препинания.

Под дерево, на котором токовал глухарь, мы подо­шли, когда в природе еще продолжалось время борь­бы ночной темноты с рассветом. Я смотрел на елку, на которую показывал Тит рукою, и, кроме черных, рисовавшихся на светлеющем небе ветвей, не мог ни­чего разглядеть. Тит долго показывал на дерево, де­лал мне знаки и, возмущаясь моей беспомощностью, не на шутку рассердился. С ружьем в руках я стоял растерянно, до слез в глазах вглядываясь в чёрную вершину. Невидимый глухарь рассыпал песню за пес­ней. Наконец, я увидел темное, как бы шевелящееся на конце сука пятно. Я прицелился и выстрелил... Птица не падала. Мало того, стрелянный мною глу­харь запел как ни в чем не бывало. Я стоял под елкой растерянный.

Я отчетливо понял мою ошибку: птица сидела вполдерева, ближе к стволу, и то, что я принял за глухаря, было темною веткою на конце сука, по которому расха­живал глухарь.

Первая охотничья неудача расстроила меня, но не истребила охотничьей страсти. Немного спустя я и сам убил на току первого глухаря.

(По И. Соколову-Микитову)

  1. Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки. Объясните их характер.

Дождь

Идет теплый дождь когда шопот и шорох капель стоит в летним воздухе. Деревъя нешевельнутся: толь­ко изредко упадет веточька или, отижалевший от воды, лист. За оградой сада лиш иногда пробежит девченка, которая зависливо смотрит на сторожа укрывшевося в шалаше. Мы сним стариные преятели и он разрешает нам полакамиться вкусными плодами из-сада. По куривая старую трубку он любит подшум дождя потолкавать о жизне.

Вот, ливень кончается и разстилается такое безвучие — такая тишына, что кажится жизнь замирла. Но это только илюзия. Попрежнему течет жизнь; кивают синиглазые васельки, смееться солнце в огромных лу­жах и забелки воробьи сорятся за хлебную крошку.

В пути

Из за поднявшийся метели я несмог выъхать рань­ше как предпологал. Было совсем позно, когда я сел в легкую повоску запряжонную парой лошадей. Какое наслождение мчаться на бойких лошадях, по плотно укатанной, дороги! Удевительное спокойствие овлади-вает тобой и приятные воспоменания теснятся в голо­ве. Операясь на спинку саней прекрывшись тулупом я гляжу на безконечную синию ленту дороги. Где то в переди показались две точки, которые, то обгонят друг-друга, то движутся паралельно и ищезают в ухабах. Точки наконец приближаються, привращаясь, в два воза, где сидят не подвижные фигуры. Сново пустынно — и меня клонет в сон.

Но вот путишествие акончилось; лошади останови­лись у крыльца моево дома.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

Подчеркнуть неправильные ответы в заданиях

  1. Ударение поставлено неправильно во всех сло­вах ряда:

1) ЗвонИшь, яслЕй, щавЕль.

2) НадОлго, тощА, боЯзнь.

3) КвАртал, средствА, крапивА.

4) БАнты, ломОть, баловАть.

5) ВОзрастов, втрИдорога, нефтепровод.

6) СтолЯр, свЕкла, экспЕртный.

  1. Нормы сочетаемости слов нарушены:

1) Абонемент на цикл концертов.

2) Предостеречь от опасности.

3) Гостиница для командировочных.

4) Непроглядная темень.

5) Управляющий фирмы.

6) Желанное решение.

7) Драматическая ситуация.

8) Явственное превосходство.

9) Роспись на документе.

  1. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

1) Афера — фальшивая банкнота.

2) Демагог — неподготовленный оратор.

3) Лайнер — большое быстроходное судно, а так­же большой пассажирский самолет.

4) Вещий — пророческий, предвидящий будущее; мудрый.

  1. Нарушены нормы словообразования:

1) Мне удалось впоймать эту бабочку.

2) Друзья поделили хлеб напополам.

3) Зря что ли я к тебе пришел?

4) Молоный кофе стоит в шкафчике.

5) Этот человек мне несимпатичен.

  1. Слово употреблено в несвойственном ему значе­нии в предложении:

1) Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.

2) Докладчик сделал небольшой экскурс в исто­рию российско-американских отношений.

3) Девушки таяли в смущении от косных взгля­дов нескромного поручика.

4) Прерогатива принимать законы принадлежит Государственной Думе.

5) На могильной плите был выбит некролог.

  1. Приведенный ниже текст принадлежит к следу­ющему стилю речи:

1) разговорному;

2) художественному;

3) газетно-публицистическому;

4) официально-деловому;

5) научному.

Валька малая, но она работала на заводе — все подростки работали. Дак вот в эти дни вся Стромын­ка, Преображенка и дальше на Владимирку — все было заполнено народом. Кто ехал на лошадях, на велосипе­дах, тачки везли, пешком шли, узлы тащили, с деть­ми, стариками... многим и идти-то было некуда... Боя­лись немцев, не верили, что в Москву немцев не пус­тят, просто бежали. А мы верили.

  1. Нарушены нормы управления:

1) удивился его словами;

2) любоваться на закат;

3) прийти со школы;

4) рад победе;

5) руководить школой;

6) смотреть вслед поезду.

  1. В предложении допущены ошибки. Определите их характер:

1) орфографическая; 2)пунктуационная;

3) речевая;

4) ошибок нет.

Высадившись у Красных ворот, Воробьянинов на­шел, по записанному Остапом адресу, нужный дом: это была старая, грязная московская гостиница пре­вращенная в жилтоварищество, укомплектованная, судя по обшарпанному фасаду, злосными неплатель­щиками.

(И. Ильф, Е. Петров)

9. Укажите номера предложений, где слова пишут­ся слитно:

1) Самолет во что_ бы_ то ни стало нужно вывес­ти из тумана.

2) Мебель грубоватая, за_то прочная.

3) По_этому неудачному ответу не судите о моих знаниях.

4) Вы так_же веселы, как десять лет назад.

5) Жара днем невыносимая, ночью так_же не было прохлады.

6) Сначала составьте план, за_тем приступайте к работе.

7) Он в ответе за_то, что сделал.

8) Рисунки так_же должны быть выполнены ту­шью.

Наши рекомендации