Уроки 31—32 Придаточные предложения места и времени
Цельуроков:формировать умения отличать придаточные места и времени от других видов придаточных и правильно ставить знаки препинания для их выделения (отделения).
Ход уроков
I. Повторение.
1. Конкурсное задание.
I вариант
Тучи ползли по небу так же медленно и скучно, как и раньше, но их всё больше вздымалось из моря, и можно было глядя на небо, думать, что и оно тоже море, только море, взволнованное и опрокинутое над другим, сонным, покойным Гладким.
(М. Горький.)
Дополнительные задания.
— Составьте предложения со слитным написанием слова также (союз) и раздельным написанием то же (указательное местоимение с частицей).
— Найдите в составе данного сложного предложения простые безличные.
— Обозначьте в предложении различные виды обстоятельств и способы их выражения.
II вариант
Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени столетних маслин. Море иногда мелькало между деревьями, и тогда казалось, что, уходя вдаль, оно в то же время подымается вверх спокойной могучей стеной, и цвет его был ещё синее, ещё гуще в узорчатых прорезях, среди серебристо-зелёной листвы. В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — повсюду заливались цикады; воздух дрожал от их звенящего, однообразного, неумолчного крика. День выдался знойный, безветренный, и накалившаяся земля жгла подошвы ног.
(А. Куприн.)
Дополнительные задания.
— Произведите синтаксический разбор первого и последнего предложений.
— Найдите предложения с составным именным сказуемым.
— Укажите сложное предложение, частью которого является безличное.
— Обозначьте в предложениях текста различные виды обстоятельств и способы их выражения.
2. Частичная проверка домашнего задания — упражнение 62 (121).
Прочитайте сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным, определите его вид.
(Третье предложение — с придаточным причины.)
II. Новый материал.
1. Повторная работа с таблицей на стр. 30—3 1 (5 7—58).
— Какие виды придаточных предложений вы определяете без затруднений?
(Обычно учащиеся называют придаточные места и времени.)
Учитель сообщает тему урока.
2. Упражнения 75, 80 (134, 139) — различие в строении и значении предложений (упражнения распределить по двум вариантам).
III. Закрепление.
1. Упражнение 76 (135) (устно).
Дополнительные задания.
— Используя примеры 1, 2, 3 из упражнения 76(135) и 1, 3 из упражнения 82 (141), составьте рассказ об этих видах придаточных.
(Учащиеся определяют тип предложения, вид придаточного; выделяют средства связи простых предложений; указывают, что поясняет придаточное: слово, словосочетание или всё главное предложение; устанавливают место придаточного по отношению к главному; составляют схему предложения.)
— В предложенииНа другой день, чуть только заалел восток, все поднялись замените союз чуть только синонимом. (Как только, едва, едва только, лишь только, только.)
Учитель сообщает, что действие в придаточных с такими союзами предшествует действию главного предложения.
Упражнение 83(142).
Особое внимание следует уделить структуре предложений 3 и 4, которые в придаточной части имеют частицу не, а в главной — союз как.
Задача такой конструкции: сообщить, что второе явление следует за первым, когда то ещё не закончилось.
Совершенствование пунктуационных навыков.
а) упражнение 81 (140) — предложения 6, 9: составной союзв то время как находится в придаточной части, запятой не разделяется (аналогично между тем как, с тех пор как, до тех пор пока). Проверка способом замены: Когда я вздремнул... Когда товарищ мой остановился...;
б) упражнение 82(141) — предложение 8; упражнение 86 (145), I — предложение 3: придаточные предложения находятся внутри главного и относятся к одному из однородных сказуемых;
в) упражнение 76 (135) — примеры 8, 9: сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Орфографическая работа.
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. (Запись сделана на доске, работу можно выполнить фронтально.)
Попасть (в) течени…, оказаться (в) течени..., (в) течени... дня, включить (в) продолжени..., появиться (в) продолжени..., (в) продолжени... получаса, находиться (в) заключени..., (в) заключени... лекции, шли след (в) след, (в) след за выступлением, (в) близи стадиона, устремиться (в) высь, (в) высь неба, нырнуть (в) глубь, (в) глубь озера, показались (в) дали, (в) дали морской, вспоминать (в) последстви...
5. Упражнения 77, 84 (136, 143) — синтаксические синонимы.
Внимание! Замена придаточного предложения деепричастным оборотом возможна, если сказуемые главного и придаточного предложений обозначают действия одного лица (предмета). Пример: в упражнении 83 (142) замена Возможна в 1-м предложении.
6. Самостоятельная работа — упражнение 87 (146).
— Выразительно прочитайте текст. Определите его стилистическую принадлежность.
— Определите тему, микротемы и основную мысль связного высказывания.
При проверке следует обратить внимание учащихся на то, что в предложении Ветер в степи как песня союз как входит в состав сказуемого.
Выбор частицыне, ни. Ученики сравнивают предложенияНет такого уголка в наших степях, куда бы не проникали машины (двойное отрицание, при котором предложение получает утвердительный смысл) и Куда бы ни забрели вы по полям, всюду... (частица ни употреблена в придаточном предложении и придаёт ему уступительное значение Хоть куда забредёте вы по полям, всюду...)
Домашнее задание. Упражнения 88(147) или 89(149) (по выборуучителя). 92.