Урок 1. Международное значение русского языка

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКАВ 9 КЛАССЕ …………………………………………………3

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ …………………………………………………4

Урок 1. Международное значение русского языка ………………………………………… 5

Урок 2. Повторение изученного в 5—8 классах …………………………………………… 7

Уроки 3 — 4. Повторение синтаксиса

словосочетания и простого предложения ……………………………………………8

Урок 5. Повторение синтаксиса

и пунктуации простого предложения ……………………………………………… 11

Урок 6. Развитие речи. Устное высказывание

о роли знаний в жизни человека …………………………………………………… 12

Уроки 7—8. Сложное предложение.

Сложносочиненные предложения ………………………………………………… 12

Уроки 9—10. Пунктуация в сложносочиненном

предложении………………………………………………………………………….14

Уроки 11—12. Знаки препинания

в сложносочиненном предложении …………………………………………………16

Уроки 13—14. Повторение изученного

о сложносочиненном предложении …………………………………………………18

Урок 15. Контрольный диктант ………………………………………………………………21

Урок 16. Развитие речи. Аннотация.

Рецензия. Подготовка к сочинению ……………………………………………… 22

Уроки 17—18. Развитие речи.

Рецензия или отзыв о прочитанной книге ……………………………………… 22

Уроки 19—20. Сложноподчиненное предложение.

Строение сложноподчиненного предложения

и пунктуация в нем ………………………………………………………………….22

Уроки 21—22. Основные группы

сложноподчиненных предложений

по их значению ……………………………………………………………………...25

Уроки 23—24. Сложноподчиненные предложения

с придаточными определительными ………………………………………………28

Уроки 25—26. Развитие речи. Изложение с элементами

сочинения (или сочинение) ………………………………………………………...30

Уроки 27—28. Сложноподчиненные предложения

с придаточными изъяснительными ………………………………………………..30

Урок 29. Комплексное повторение …………………………………………………………...32

Урок 30. Сложноподчиненные предложения

с придаточными обстоятельственными …………………………………………...34

Уроки 31—32. Придаточные предложения

места и времени ……………………………………………………………………..34

Уроки 33—34. Развитие речи. Сочинение-рассуждение

о родном крае (городе, поселке, деревне) …………………………………………37

Урок 35. Придаточные предложения образа

действия и степени ………………………………………………………………… 37

Урок 36. Контрольный диктант ………………………………………………………………38

Уроки 37—38. Придаточные предложения

условные, причины и цели …………………………………………………………38

Уроки 39—40. Придаточные предложения

сравнительные, уступительные, следствия ……………………………………….41

Урок 41. Повторение изученного

о сложноподчиненном предложении …………………………………………… 43

Урок 42. Контрольный диктант

Уроки 43—44. Основные виды сложноподчиненных

предложений с двумя или несколькими

придаточными и пунктуация в них ………………………………………………..45

Уроки 45—46. Развитие речи. Изложение с элементами

сочинения или публицистическое

сочинение на морально-нравственную тему . . . ………………………………….48

Уроки 47—48. Понятие о бессоюзном

сложном предложении……………………………………………………………...48

Уроки 49—50.Двоеточие и тире в бессоюзном

сложном предложении……………………………………………………………...51

Урок 51. Закрепление изученного

о бессоюзном сложном предложении ……………………………………………..53

Урок. 52. Развитие речи. Портретный очерк.

Подготовка к сочинению …………………………………………………………...55

Уроки 53—54. Развитие речи. Портретный очерк ………………………………………… 56

Уроки 55—56. Сложные предложения

с различными видами связи

и пунктуация в них ………………………………………………………………... 57

Урок 57. Контрольный диктант ………………………………………………………………59

Урок 58. Роль языка в жизни общества.

Язык как развивающееся явление …………………………………………………60

Уроки 59—60. Русский литературный язык

и его стили………………………………………………………………………… 61

Уроки 61—62. Комплексная работа с текстом …………………………………………… 63

Урок 63. Письменная работа.

Анализ предложенного текста ……………………………………………………. 66

Урок 64. Комплексное повторение ………………………………………………………… 66

Уроки 65—66. Развитие речи.

Изложение с элементами сочинения ………………………………………………67

Урок 67. Комплексное повторение ………………………………………………………… 68

Урок 68. Контрольный диктант ………………………………………………………………69

Введение

Пособие «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку построено» в соответствии с требованиями программы, разработанной под руководством Т. А. Ладыженской, и содержанием учебника «Русскийязык. 9 класса (25-е изд. — М.: Просвещение, 2003) С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко, а также переработанного издания (26-е изд. — М.:Просвещение, 2004).

Номера упражнений, параграфы и страницы переработанного учебника даны в скобках.

В основу методических разработок положена целенаправленность обучения русскому языку, реализуемая через постановку дидактических целей, отбор эффективных методов, организацию практической деятельности учащихся.

Другой особенностью поурочного планирования является практическая направленность обучения: плотность, и разнообразие заданий, достаточно высокий уровень их трудности, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Такая организация учебного процесса поддерживает интерес к содержанию учебного, материала обеспечивает быстрый темп его изучения, переключение внимания учащихся и снижает утомляемость. В каждом уроке прослеживается логика построения, взаимосвязь этапов. Четкость и последовательность действий при изучении предмета способствуют не только усвоению знаний, но и формируют логическое мышление учащихся — важнейшие элементы интеллектуального развития. Осознанные логические действия в дальнейшем становятся основой алгоритмов самостоятельного использования целого ряда орфографических и пунктуационных правил, проведения различных видов разбора.

В пособии представлены традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие и др.) с сохранением основных этапов, однако методика их проведения несколько изменена.

Начальный этап и «разминка» предполагают быстрое включение учащихся в рабочую ситуацию, подготовят к усвоению знаний.

Предложены оптимальные приемы проверки домашнего задания (частичной, выборочной, по ключевым вопросам). По содержанию домашнего задания учащиеся могут прогнозировать тему словарно-орфографической работы и виды последующей деятельности. Повторное обращение к упражнениям, сопоставление с другими позволяет устанавливать связь ранее изученного материала с новым. Такой подход, наряду с систематизацией, устраняет раздробленность в восприятии учебного материала, помогает учащимся осознать сходство и взаимообусловленность языковых явлений.

Последовательность изучения теоретического материала позволяет использовать определенные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное) в зависимости от цели получения информации и ее дальнейшего использования. Формируется гибкость чтения — важный показатель уровня владения этим учебным навыком.

Учтены возможности урока для работы с лингвистическими терминами и словарными словами, введением их в активный словарь школьников. Прочность усвоения новых слов обеспечена осмыслением пути формирования того или иного понятия.

Многие задания требуют обоснованного, аргументированного ответа, доказательного выражения своего мнения. Для их выполнения необходима актуализация знаний, совершенствование внимания, памяти, мышления, речи.

На этапе закрепления изученного используются комплексы упражнений, выполнение которых требует лингвистической и коммуникативной компетенции.

Комплексная работа с текстом позволяет не только обобщить и систематизировать имеющиеся знания, но и расширять, углубить их. Степень интеллектуальной нагрузки увеличивается, когда сами учащиеся формулируют задания к текстам. Критериями отбора текстов послужили не только лингвистические, но и нравственно-эстетические показатели, воздействующие на личность подростков.

Для проверки знаний и умений учащихся предлагаются различные формы контроля. Варианты контрольных диктантов и тестов учителя могут найти в пособии И.В. Текучевой «Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику С. Г. Бархударова и др. 9 класс». При разработке уроков учтены рекомендации Т. А. Костяевой («Ориентировочное планирование по русскому языку для 9 класса»), опубликованные в журнале «Русский язык в школе».

Книга рассчитана на творческое использование ее учителем, который может варьировать содержание и методы проведения уроков в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

В 9 КЛАССЕ

(68 ч: 51 ч + 17 ч на развитие речи)

Международное значение русского языка — 1 ч.

Повторение пройденного в V—VIII классах — 2 ч + 2 ч на развитие речи.

Сложные предложения — 1 ч.

Сложносочиненные предложения — 5 ч + 2 ч на развитие речи.

Сложноподчиненные предложения — 17 ч + 5 ч на развитие речи.

Бессоюзные сложные предложения — 6 ч + 2 ч на развитие речи.

Сложные предложения с различными видами связи 5 ч + 2 ч на развитие речи.

Общие сведения о языке —2 ч.

Систематизация изученного о языке, речи н правописании в V — IХ классах 12 ч + 4 ч на развитиеречи.

Поурочное планирование уроков русского языка в 9 классе

Ход урока

1. Учитель знакомит учащихся с содержанием курса русского языка в 9 классе, сообщает о формах проведения экзамена, рекомендует познакомиться с книгой «Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы (авторы-составители Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова).

2. Послушайте сообщение о международном значении русского языка, составьте его план[1].

На планете, по разным подсчетам, 2,5—3 тысячи языков.

Лингвисты выработали целую серию специальных терминов для описания соотношения языков. Самые мелкие единицы в лингвистической иерархии — отдельные территориальные говоры. Мелкие говоры объединяются в диалекты, далее — в диалектные группы; крупные группы принято называть наречиями. Следующая ступень в иерархии — язык.

Русский язык по числу говорящих на нем в России и за ее пределами занимает пятое место в мире, уступая только китайскому, английскому, хиндустани и испанскому, поэтому он относится к мировым языкам.

Русский язык — средство общения, орудие познания и форма человеческого мышления. Наш язык существует и развивается только потому, что он одновременно выполняет названные универсальные функции, свойственные любому языку.

В современном мире русский язык выполняет еще три функции:

а) русский язык — это национальный язык русского народа На нём созданы замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки, культуры. Столетиями мастера слова (А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, И. Тургенев.Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, А. Твардовский, К. Паустовский и др.) и ученые-филологи (Ф. Буслаев, И. Срезневский, Л. Щерба, В. Виноградов и др.) совершенствовали русский язык, создавая грамматику, словарь, образцовые тексты.

Язык передает нам знания о мире и людях, приобщая к духовномубогатству, созданному многими поколениями людей;

б) русский язык — это государственный язык Российской Федерации.

Россия — многонациональное государство. Играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны;

в) русский язык — один из международных языков.

Шесть мировых языков провозглашены официальными и рабочими языками ООН: английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский. На любом из этих языков могут осуществляться межгосударственные политические, хозяйственные, научные и культурные контакты, проводиться международные встречи, форумы, совещания, может вестись переписка и делопроизводство в масштабах ООН, СНГ, международных военных блоков и т. п.

Какие причины привели к включению русского языка в состав международных языков?

Девятиклассники могут назвать политические причины: роль и авторитет России в ХХ веке; научные:вклад русской науки в различные области знаний; культурно-исторические: значение русской классической художественной литературы.

3. Прочитайте выразительно подборку высказываний о русском языке — Упражнение 1. Ответьте на поставленные вопросы.

Назовите еще одну причину популярности русского языка в мире.

(Лингвистическая: русский язык — один из богатейших языков мира.)

4. Обсуждение вариантов плана.

Объяснительный диктант

Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков. Мы знаем могучие народные истоки русского языка.

Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, — дикарь.

(К. Паустовский.)

Дополнительные задания.

— Определите тип и стиль речи, основную мысль текста. (Задача текста воздействие на чувства, в нем затронуты актуальные вопросы отношения человека и общества к языку. Лаконичность изложения, отбор языковых средств с установкой на доступность, эмоциональное отношение автора к предмету высказывания — черты публицистического стиля. Тип речи — рассуждение.)

— Какие языковые средства усиливают смысловую связь предложений? (Повторяющиеся слова; личные, указательные и определительные местоимения; однокоренные слова; частицы.)

— Найдите грамматические основы в предложениях I абзаца. Укажите, какими частями речи выражены главные члены.

— Какие орфограммы, по вашему мнению, могут вызвать затруднения?

— Чем отличаются однокоренные слова поистине, истинная? (Во-первых, это слова разных частей речи:поистине — наречие, истинная— прилагательное; во- вторых, они имеют отличие также и в морфемном составе: на стыке морфем в прилагательном происходит удвоение согласной.)

— Сделайте синтаксический разбор первого и пятого предложений (По отношению каждого человека...).

Учитель сообщает, что в учебнике на стр. 134—138 (192—196) есть раздел «Приложение», где помещены планы различных видов разбора.

Домашнее задание. Упражнение 269 (380).

Примечание. Если уроки русского языка объединены, то учащиеся выполняют упражнение 269 (380).

Ход урока

1. Выборочная проверка домашнего задания.

— Объясните причину постановки или отсутствия тире в предложениях: Филологии вовсе не свойственна сухость, филология — это наша жизнь. Значение синтаксических работ Шахматова в истории русского языка очень велико.

(Во втором предложении между подлежащим и сказуемым тире не ставится потому, что сказуемое выражено именем прилагательным.)

2. Чем выражены главные члены предложений?(Устно)

1) Что за страшная картина!

2) Перед ним его два сына

Без шеломов и без лат

Оба мёртвые лежат...

3) Точность и кратность — вот первые достоинства прозы.

4) Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.

(Из произведений А. Пушкина.)

5) Читать и любить Пушкина — значит прислушиваться к тому, как юность поёт в твоей крови. (А. Н. Толстой.)

(Первое предложение назывное, подлежащее выражено именем существительным, что за — частица. Во втором предложении подлежащее выражено словосочетанием два сына, сказуемое — составное именное с глаголом-связкой лежат. В третьем — главные члены выражены существительными в именительном падеже, связка нулевая, то есть сказуемое составное именное. В четвертом предложении подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое — составное именное, имеется связка. В пятом предложении оба главных члена выражены неопределённой формой глагола, связка нулевая, перед сказуемым частица значит.)

Четвертое и пятое предложения можно использовать для синтаксического разбора.

Объяснительный диктант.

Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. Он наполнен теплом, приветлив и светел. Комнаты его всегда пронизаны запахами хорошего дерева и свежей земли. Когда в рощах зацветают сосны, душистая пыльца облаком стоит над домом. А когда на куртинах распускаются сирень, жасмин и шиповник, в доме становится особенно ароматно.

Но вот приходит время, и на усадьбе зацветают липы. Тогда дом пропитывается запахами носка и меда. Липы стоят рядом с домом, и в дуплах их живут дикие пчелы. А в осенние дни в дом приносят яблоки здешних садов. Яблок отборные, всех сортов и мастей: антоновка, титовка, бабушкино, ревельский ранет, белый налив... Яблоневый дух переплетается с запахами цветов и меда. От этого в комнатах становится еще теплее и уютнее.

(По С. Гейченко.)

Работа с учебником.

Проанализируйте таблицу «Тире между подлежащим и сказуемым» на стр. 115(169).

В каких случаях между подлежащим и сказуемым не ставится тире? Используйте для примеров упражнения 229, 230 (331).

Учитель может дополнить материал: тире перед частицами это, вот, значит ставится и в предложениях, не имеющих полного сочетания условий для употребления этого знака. Например: Скрытничать перед ней — это было бы преступление. (И. Тургенев.)

5. Произведите следующие виды разбора:

I вариант — морфемный разбор слов зацветают,распускаются, Урок 1. Международное значение русского языка - student2.ru

II вариант — синтаксический разбор предложения Яблоки отборные...;

III вариант — фонетический разбор слова уютнее.

Домашнее задание. Упражнение 4 (43).

Практика показала, что в 9 классе целесообразно объединять уроки русского языка. Продолжительность сдвоенного урока позволяет организовать полноценную комплексную работу: изучение нового материала, повторение, многоаспектный анализ текста, совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Учащиеся выпускного класса основной школы должны давать развернутые ответы, анализ и коррекция которых также требуют времени.

Уроки 3—4.Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения[2]

Цель уроков: повторить основные единицы синтаксиса — словосочетание и предложение.

Ход уроков

1. Индивидуальное задание — упражнение 2(40). (Вставить пропущенные буквы.)

Задание классу — пунктуационный разбор предложения.

Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история.

(Г. Гейне.)

Дополнительные задания.

Найдите в предложении однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Можно ли применять одно правило для определения орфограммы-гласной в этих корнях? (Однокоренные слова мир — всемирная с проверяемой безударной гласной, омонимичный корень в слове умирает — с чередованием гласных.)

2. Выборочная проверка домашнего задания — упражнение 4 (43).

— В каких предложениях возможны варианты пунктограмм? Какой вариант вы выбрали?

(Обособленные приложения обычно выделяются запятыми, но в ряде случаев этот знак оказывается невыразительным. Тире употребляется для выделения распространенного приложения или отделения приложения, стоящего в конце предложения, поэтому: Друг Пушкина, поэт Языков, воспел.... Воспел Волгу — властительницу вод.)

3. Проверка индивидуального задания.

Задание классу — работа со словосочетанием по вопросам к упражнению 2(40).

Дополнительные вопросы.

— Назовите виды связи между словами в предложении. (Сочинительная — между однородными членами, подчинительная — в словосочетании.)

— По каким признакам классифицируются словосочетания?

Ученики классифицируют словосочетания по характеру главного слова (именные, глагольные, наречные), способу подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), грамматическому значению: предмет и его признак, действие и его признак, действие и его причина, действие и его цель и т. п.

4. Сопоставьте записанные на доске выражения.

Синева неба. — Синее небо. Небо синее.

Яблони вцвету. Яблони в цвету — весны творенье.

— Чем отличается словосочетание от слова? предложение от словосочетания?

— Какими членами предложения являются выделенные слова? Какие ошибки возможны при разборе таких предложений?

(В зависимости от места в предложении и распространенности-нераспространенности одни и те же слова выступают как разные члены предложения:Яблони в цвету. — Яблони в цвету — весны творенье. Синее небо — назывное распространенное предложение, так как выражает мысль, имеет интонационную законченность. Небо синее — двусоставное, нераспространенное предложение. Словосочетания конкретизируют общие значения слов, не имеют интонации законченности.)

5. Самостоятельная работа — упражнение 3 (41).

Учащиеся производят синтаксический разбор 1—5 предложений (по 5 вариантам).

Задание для 6 варианта: графически обозначить однородные члены в остальных предложениях текста (I и II абзацы).

При подведении итогов учащиеся строят схему

Урок 1. Международное значение русского языка - student2.ru

Учитель обращает внимание учащихся на то, что в упражнении 3 первое предложение двусоставное: подлежащее выражено вопросительным местоимением что, сказуемое — составное именное.

Проверка 6 варианта. Один ученик строит схемы предложений I абзаца, второй — II абзаца.

Образец:

Урок 1. Международное значение русского языка - student2.ru

— Расскажите о пунктуации при однородных членах предложения и вариантах постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.

6. Объясните случаи постановки или отсутствия занятой перед союзом. (Устно или графический диктант.)

1) Мал золотник, да дорог. (Пословица.)

2) Мы видели вокруг себя только лазурь да волнистую степь. (И. Бунин.)

3) Лютик хотя и желтый, но все же не очень яркий цветок.

4) Целую жизнь потом он если не рассказывал, то вспоминал эту историю. (К. Федин.)

5) Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно или разговаривает сам с собой, или свистит, или поет, или сшибает палкой сухие сучья. (К. Паустовский.)

Запишите текст.

Сколько же лет я не был тут? И не припомнить. Все спешил, всё бежал в надежде побольше увидеть, почувствовать. И уже слишком узкой стала казаться родная тропинка, мелкой речка, привычным куст ивы над рекой. Со временем все это куда-то отодвинулось, как будто ничего и не было.

А речка, оказывается, все так же текла, журча на перепадах, и родники все так же били, перезваниваясь между собой. И если бы я к ним сегодня не пришёл, они бы ничего не потеряли. А вот я, быть может, потерял бы многое.

Раздвигаю заросли, обжигаясь крапивой, и отыскиваю один родничок, другой, третий... Пробую из каждого по глотку и чувствую, как рождается в сердце какая-то особенная радость.

(Н. Андреев.)

Дополнительные задания.

— Чем осложнены простые предложения в данномтексте?

— Произведите синтаксический разбор первого и второго предложений.

— Укажите слова с орфограммами-гласными в корне и объясните выбор орфограммы.

Домашнее задание: Упражнение 285(402).

Ход урока

1. В каких предложениях встречаются трудности в постановке знаков препинания? (Запись на доске с пропуском запятых.)

1) Небо без облаков что море без волны. (Ф. Абрамов.)

2) Один в поле не воин. (Пословица.)

3) Ветер, ты; вольный, раздуй паруса! (И. Бунин.)

4) Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака.(И. Бунин.)

В третьем предложении распространённое обращение разорвало другими членами предложения, каждая часть обращения выделяется по общему правилу. В четвёртом предложении деепричастия обособлены, так как обозначают действие, сопутствующее главному. Деепричастия легко можно заменить глаголами: Благоухают, сохнут травы, дымились, курились облака.)

2. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

А журавли плыли, купаясь в голубизне неба, плыли не спеша, кружась на плавно колышущихся крыльях, перекликаясь то сдержанно, то многоголосо.

(Ч. Айтматов.)

Учитель обращает внимание учащихся на то, что деепричастиене спеша утратило связь с глаголом, не обозначает добавочного действия, приобрело функцию наречия, поэтому не выделяется запятыми: плыли (как?) не спеша. Утратив связь с глаголами, деепричастия могут приобретать и функцию служебных слов:Мы встретились спустя год.

3. Выборочная проверка домашнего задания — упражнение 285 (402).

— Укажите предложения с необособленными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями. (Предложения 1, 7.)

— Какие предложения вызвали у вас затруднения в постановке знаков препинания?

Учащиеся обычно с трудом различают в предложениях сравнение (примеры 11, 12, 13) и приравнивание, когда союз как можно заменить словом в качестве:...Николай Ростов был принят как лучший сын... — «в качестве лучшего сына» (пример 14).

Объяснительный диктант.

На востоке появляется звезда. Незаметная сначала, она разгорается всё ярче и ярче, небо под нею начинает сереть. В нарастающем свете звезда пригасает, становится слабее, пока не исчезнет совсем. Из моря выглядывает красная краюшка, быстро растёт, поднимается, превращается в огненный шар.

(Н. Дубов.)

— Найдите слова с проверяемыми и чередующимися гласными в корне.

— Есть ли необходимость в использовании алгоритма при обособлении распространённого определения во втором предложении?

(Нет, распространенные и одиночные определения, относящиеся к личному местоимению, выделяются всегда.)

Учащиеся графически обозначают личное местоимение и распространенное определение: Незаметная, сначала она...

При каких условиях обособление определений не зависит от места по отношению к определяемому слову — существительному?

Всегда обособляются согласованные определения и приложения, которые имеют добавочное обстоятельственное значение (времени, причины, условия, уступки). Они связаны не только с определяемым существительным, но и со сказуемым, что придает дополнительный обстоятельственный оттенок, например: Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся. (А. Пушкин.) (Будучи отступником...)

5. Определите причину обособления (необособления) определений.

1) Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Забрёл я в сарай и заснул глубоко. (Н. Некрасов.)

2) В седьмом часу вечера, пыльные и усталые, мы вступили в широкие укреплённые ворота крепости. (Л. Толстой.)

3) Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. (А Пушкин.) (Будучи прозрачными...)

4) Спокойствием объятый, вновь дремлет юный лес. (А. К. Толстой.)

5) Широкая, свободная, аллея вдаль влечет. (В. Брюсов.)

6. Закрепление — упражнение 284(401) (выборочно).

Подведение итогов урока.

— Сделайте обобщение «Простое осложненное предложение».

Домашнее задание: Упражнение 287 (I, II) (404).

Ход уроков

1. Орфографическая работа— упражяение222(П)(323).

Дополнительное задание.

Укажите словосочетания, строение которых соответствует схемам:

Урок 1. Международное значение русского языка - student2.ru

— Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Работа с учебником.

Чтение § 4 (8) (стр. 9 (27) — без примечания).

— Что положено в основу разделения сложносочинённых предложений на группы?

Учитель сообщает, что равноправие частей сложносочинённого предложения подчёркивается и схемой[3]:

[ ],и [ ].

[ ],а [ ].

Сочинительный союз располагается между частями сложносочинённого предложения и не входит ни в однуиз них.

9. Упражнение 10 (выборочно) (59).

Учащиеся читают или выписывают только сложносочинённые предложения, указывают их значение.

В дальнейшей работе учитель будет использовать каждый случай, чтобы повторить, в каких смысловых отношениях находятся простые предложения в составе сложного.

Объяснительный диктант.

По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека, можно представить себе его дом. Но иногда бывает, что дом и его хозяин по природе своей и по внешнему облику являются полной противоположностью друг другу, и невесело выглядят тогда и дом, и его обитатели. На всем лежит печать какого-то беспокойства и неустроенности.

Восстанавливая Михайловский дом, я много думал о жилище Пушкина, стараясь реально представить себе, как оно устраивалось и как выглядело. Ведь сам Пушкин и его друзья, бывавшие у него в деревне, так были скупы на рассказы об этом доме!

(По С. Гейченко.)

Дополнительные задания.

— Определите роль сочинительных союзов в предложениях данного текста.

— Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Индивидуальное задание — произведите морфологический разбор прилагательного.

— Найдите слова, в которых: а) не совпадает количество букв и звуков; б) все согласные звуки звонкие; в) все согласные звуки глухие.

Подведение итогов урока.

— Составьте предложения, строение которых соответствует схемам:

Урок 1. Международное значение русского языка - student2.ru

Домашнее задание. § 4(8), упражнение 12 (I, II) (61, 62).

Ход уроков

I. Повторение.

1. Проверка домашнего задания.

— Прочитайте предложения, строение которых соответствует схемам:

Урок 1. Международное значение русского языка - student2.ru

— Назовите номера сложносочиненных предложений, частями которых являются односоставные простые предложения.

Упражнение 13 (63).

I часть — индивидуальное задание;

II часть — задание классу.

При проверке индивидуального задания повторяется правописание соединительных союзов также, тоже,противительного союзазато и раздельное написание местоимений, наречий со служебными частями речи.

3. Объясните постановку знаков препинания в предложении. (Запись на доске с пропуском запятых.)

Лазурное пятно, летевшее на усадьбу, разорвало, разогнало все тучи, синевато-холодный свет пролился с неба, стали голубыми, без дна, лужи на дворе, и огромные озера на полях и текучие овраги снопами света отразили солнце.

(А. Толстой.)

(Первый союз и стоит на стыке частей предложения, второй между однородными членами.)

Пояснение учителя.

Чтобы обстоятельство времени утром поясняло сказуёмое в первой и во второй части предложения, запятую (знак разделения) снимаем. (Запятая стирается.)

Утром блестела роса на траве и пели птицы.

3. Чтение теоретического материала на стр. 9 (28) (Примечание).

— При каких условиях действует это правило?

III. Закрепление.

Сформированный навык — ставить знак препинания в сложносочинённом предложении — тормозит усвоение нового материала, поэтому необходимо начинать работу с анализа предложений в целях обнаружения общего второстепенного члена и его места.

Упражнение 11 (60).

Дополнительное задание.

— В какие предложения можно внести общий элемент?

— Как изменится пунктуация в этих предложениях?

(О б р а з е ц. Общий элемент можно внести в третье предложение: После дождя... Через полчаса... К вечеру асфальт уже высох и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли.)

2. В сложносочиненных предложениях найдите общий элемент, определите, какой именно и его место в структуре предложения. (Устно.)

1) Всегда тут по ночам кричал сверчок и суетились мыши. (А. Чехов.)

2) Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт. (А. Чехов.)

3) Наливаются яблоки в садах, пестреют астры и первые стаи птиц тянутся к югу в сентябре.

4) Лишь изредка олень пугливый

Через пустыню пробежит

Или коней табун игривый

Молчанье дола возмутит. (М. Лермонтов.)

5) Чужды вам страсти и чужды страдания. (М. Лермонтов.)

6) Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончилось изгнанье. (А. Ахматова.)

Объяснительный диктант.

Оранжевая заря задержалась, и на ней долго оставались силуэты избушек, овинов, лозин. Под самый конец на луга пробрался белый низкий плотный туман, и потом началась сильно звёздная ночь.

Вечером курятся овины и пахнет дымком почему-то Особенно сильно, когда молодой месяц уходит за чёрный бор. Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладкохлебом из каждой избы.

(М. Пришвин.)

Словарь.Ови́н — строение для сушки снопов перед молотьбой.

— Укажите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

4. Составьте словосочетания, которые различаются лексическими значениями слов. (Запись на доске.)

Урок 1. Международное значение русского языка - student2.ru

Домашнее задание. § 4 (8), упражнение 14 (64).

Ход уроков

I. Повторение.

1. Выборочная проверка домашнего задания.

— Прочитайте сложносочинённые предложения, частями которых являются односоставные. Какие именно?

Учащиеся читают 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13 предложения.

— В какие предложения можно внести общий второстепенный член?

(О б р а з е ц. Общий второстепенный член можновнести в первое предложение: Вдруг прохладой дуну

Наши рекомендации