Русская антропонимия романического пространства Д.И. Стахеева
(выдержки)
Художественный мир произведений несправедливо забытого классика русской
литературы второй половины XIX века Дмитрия Ивановича Стахеева (1840-1918) необычайно богат и разнообразен.
Долгие годы в русской литературе предпочтение отдавалось лишь одному из ее направлений - обличительному, критическому (т.е. революционно-демократическому). Все, что не соответствовало канонам этого достаточно мощного и последовательного направления и пыталось найти свои пути, подвергалось жесткой критике и даже Наоборот, так называемые консерваторы - А. Григорьев, Дружинин, Страхов борьбу вели сдержанно и интеллигентно и вместе с Н. С. Лесковым, С. В. Максимовым, Д. И. Стахеевым составляли совсем другую линию в русской литературе. Именно поэтому многие из них были искусственно выключены из литературного процесса своего времени, как писатели, не влившиеся в общий поток.
Настоятельно назрела необходимость возвращения в историю литературы писателей, оставленных за ее пределами по той причине, что их взгляды не совпадали с взглядами тех, кто был на переднем плане общественной борьбы. Писатели, изображавшие в основном положительные стороны российской действительности, составляли особое крыло позитивистов в русской литературе XIX века.
В начале 80-х годов прошлого столетия писатель был в пике своей известности и популярности: его произведения пользуются спросом, лучшие российские журналы с удовольствием печатают их. В письме редактору журнала «Наблюдатель» А. П. Пятковскому 13 апреля 1883 года Стахеев диктует свои условия публикации романа «Избранник сердца» и повести «В крымских садах». Повесть «В крымских садах» и эскизные зарисовки «Крымские акварели» производят неожиданное впечатление - яркое и незабываемое, так как речь в них идет о вещах совершенно неизвестных современному читателю. Тема - аренда российскими купцами и мещанами садов под будущий урожай у крымских татар - раскрывается, как в авантюрном романе, стремительно и увлекательно; повествование очень насыщенное, плотное, густое. Писатель вжился в материал и излагает его с тонким юмором; замечательны реалистические образы героев повести; описания природы по-южному сочны и колоритны.
Д. И. Стахеев, около 20 лет проживший в Ялте и Алуште, знал эти места, как мало кто из русских писателей, разве что А. П. Чехов и позже А. А. Волошин. Стахеевские зарисовки художественно совершенны и на редкость точны даже в деталях. Созданные им безымянные типы: тучный купец из Центральной России и его приказчики, а также пара бородачей-мещан, конкурентов купца по аренде садов, - заставляют нас вспомнить многое из русской классики: мы их легко узнаем. Замечательны речевые характеристики персонажей, описания их внешности, одежды, явно не соответствующей южной жаре, и позволяющие безошибочно определить их сословную принадлежность.
Наоборот, хозяин сдаваемого в аренду сада, татарин Сеид Джелиль, - человек сосредоточенный, выдержанный и справедливый. Он неплохо разбирается в людях. О двух бородачах «... он делал справедливые заключения, что они не настоящие купцы, не те, которые, арендовав сад, подчиняются обстоятельствам дела - и либо схватывают барыши, иногда вдвое превышающие сумму, уплаченную за аренду сада, либо терпят убытки, сваливая их, недолго думая, на волю Божию». Эти же «... смотрят пасмурно, бродят по саду, точно отравленные мухи перед смертью, и друг с другом иначе не разговаривают, как с бранью».
Засуха и неурожай толкают их на смертельную драку, в них нет смирения и покорности перед силою обстоятельств.
Очерк «Крымские акварели» открывается описанием Алушты с ее древностями, величественными горами и морем. Далее дается характеристика быта обитателей Алушты - ироническая, когда речь идет о еврее - арендаторе грязной гостиницы и его шумном семействе; не без юмора говорит Стахеев о полусонной, как в аквариуме, жизни солдат-таможенников, которые годами мучаются от скуки и безделья, так как контрабандистов здесь не бывает; их начальник - капитан береговой стражи -до поздней ночи коротает время за картами с мелкими местными чиновниками. Замечательны стахеевские зарисовки южного рынка, на котором продается всякая всячина и кипит бурная жизнь, несмотря на невыносимую жару. Здесь дана живая галерея южных типов.
В 1901 году В. Русаков, сопоставляя жизненные и творческие судьбы М. Горького и Д.Стахеева, отмечает, что «перед Горьким - еще открыты двери, от него еще ждут многого. Стахеев - считает свою литературную карьеру законченной. Она не гремела, не волновала так, как карьера Горького: его романы не вызывали такого шума, как каждое произведение Максима Горького, но тем не менее в русской беллетристике Стахееву следует отвести одну из почетных страниц, и будущий критик его произведений поставит имя Стахеева в число последователей Гоголевской школы на одно из первых мест»*5.
В 1902-1903 годах в Петербурге в издательстве М.О. Вольфа вышло 12-томное собрание сочинений, в которое вошло далеко не все громадное наследие писателя.
К ним относится Д. И. Стахеев - равноправный участник литературного процесса второй половины XIX века, и его творчество нужно изучать наравне с другими писателями, чтобы увидеть полную картину литературной жизни эпохи, весь процесс. В настоящее время растет интерес к "забытым" писателям, и мы убеждены, что лучшие стахеевские произведения достойны внимания современного читателя и исследовтеля, и они не канут в Лету.
Родился он 2 февраля (ст. стиль) 1840 г. в Елабуге в богатейшей елабужской купеческой семье. С рождения ему была уготовлена участь торговая — продолжать дело отца Ивана Ивановича. Перспективы были у юноши хорошие, но страсть к литературе привела к конфликту с отцом, и Дмитрий остался без финансовой поддержки со стороны всемогущего родителя. с 1859 г. Дмитрий был финансово предоставлен сам себе. Зимой 1860 г. Дмитрий женится на дочери кяхтинского купца Любови Константиновне Трапезниковой
С 1864 г. Стахеевы живут в Петербурге, где Дмитрий «самоучкою» проходит гимназический курс и в 1868 г. успешно сдает экзамен в университете на учителя средних учебных заведений. Вскоре Стахеев получает место в канцелярии при Совете Государственного Контроля (центральном финансовом учреждении, созданном по положению от 30 дек. 1836 г. из преобразованного Главного управления ревизии государственных счетов для осуществления контроля за правильным движением казенных и общественных капиталов. Просуществовало до 1917 г. — прим. авт.).
С критиком Н. Страховым, который посвятил произведениям Стахеева «несколько подробных разборов», Дмитрий Иванович прожил на одной квартире с 1874 по 1892 г. Примечательны следующие слова Страхова: «Время Стахеева еще придет <…>, вырастет поколение читателей, которое отдаст дань уважения его самостоятельному крупному таланту».
В Санкт-Петербурге в отделе рукописей Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) хранятся письма Д. И. Стахеева редактору «Вестника Европы» М. М. Стасюлевичу; редактору журнала «Наблюдатель» А. П. Пятковскому; издателю «Светоча и дневника писателя» А. В. Круглову; прозаику, историку литературы П. В. Быкову; поэту А. Н. Майкову; историку литературы П. Н. Полевому; поэту Я. П. Полонскому; историку С. С. Татищеву; историку, поэту, журналисту К. Н. Бестужеву-Рюмину и др.
В Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина находится несколько десятков чрезвычайно содержательных и отражающих характер эпохи писем издателю, редактору журнала «Исторический вестник» С. Н. Шубинскому; историку литературы, журналисту А. Н. Пыпину; литературному критику, публицисту и философу Н. Н. Страхову; художнику-пейзажисту, земляку и дальнему родственнику И. И. Шишкину и др.
Большая подборка писем Д. И. Стахеева разным лицам хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва). Это письма редактору «Русского обозрения» А. А. Александрову; историку литературы и издателю Н. П. Барсукову; историку А. И. Введенскому; издателю и журналисту Л. М. Вольфу; прозаику А. Е. Зарину; журналисту А. П. Пятковскому. Особое место в этой коллекции занимают письма философу, публицисту, критику В. В. Розанову, издателю популярной газеты «Новое время» и публицисту А. С. Суворину.
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=151540899&journalid=762167&go=prev&categ=0
Дмитрий Иванович Стахеев
Писатель, с юношеского возраста живший в Сибири, автор романов "Домашний очаг", "Горы золота", "Студенты", в которых нашли отражение его впечатления от длительных поездок по Сибири. Родился в городе Елабуге Вятской губернии в купеческой семье. Отец его Иван Иванович (1802 - 1885) - богатейший купец, известный миллионными пожертвованиями на благотворительные цели, торговал мануфактурными товарами, хлебом, чаем, краской индиго и др. Был он человек глубоко верующий, справедливый, честный, чуждый тщеславия, но постоянно занятый торговыми делами, не мог уделять детям много внимания, заниматься их воспитанием." Мать Дмитрия умерла, когда мальчику было всего шесть лет. Отец следил, чтобы дети (а их у него было четверо, с Дмитрием) непременно ходили в церковь, особенно в те дни, когда совершались заказные обедни. С ранних лет он начал приучать мальчика к торговле, замечал его способности и радовался его сообразительности, хорошей памяти, деловой сметке. Воспитание он получил домашнее, довольно скудное, поскольку его обучением занимался дьяк местной церкви. Но любознательный мальчик схватывал на лету все, что ему объясняли и показывали, и поэтому через год он уже мог бегло читать и писать и знал азы арифметики. В своей автобиографии, написанной по просьбе чешского переводчика и историка русской литературы А.А. Врзала (1864 - 1930) в сентябре 1892 года, Д.И.Стахеев вспоминает: "Воспитание я получил домашнее, ограничившееся знанием русского языка и первых четырех правил арифметики. К торговым делам склонности с детства не имел, а с юных лет любил чтение и читал все, что попадалось под руку: и астрономические сочинения и акафисты святым. С десяти лет стал писать стихи и, прежде чем научился при содействии знакомого учителя уездного училища грамматике, исписал десятки стоп бумаги. Когда, почему и какими непонятными мне силами я был увлечен страстью к писательству, - объяснить, конечно, не могу..." Умер в Крыму 16 марта 1918 года.
«Алуштинский вестник»
Полина ГЕРАСИМОВА