Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)

Гротеск – художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении, на совмещении резких контрастов – реальности и фантастики, трагического и комического, острого сарказма и добродушного юмора. Гротеск нарушает границы правдоподобия, выводит образ за пределы вероятного, деформируя его, как, напр., в стихотворении Маяковского «Прозаседавшиеся».

Дактиль – трехсложная стопа, в которой ударение падает на первый слог.

- È È / - È È / - È È / - È È /

Тучки не/бесные, / вечные / странники…/ (М. Лермонтов)

Дактилическая рифма – рифма, имеющая в клаузуле два безударных слога: обильная – бессильная.

Диалог – речевое общение между двумя или более лицами; компонент словесно – художественного текста, воспроизводящий это общение.

Дилогия – два литературных произведения, объединенных общим замыслом. Напр., «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И.Ильфа и Е.Петрова.

Диссонанс (консонанс) – неточная рифма, в которой согласные звуки совпадают, а рифмующиеся ударные гласные различаются:

тающая – веющая – лик – снег ( А. Блок )

Дистих – строфа, состоящая из двух стихотворных строк.

Гляжу, как безумный, на черную шаль,

И хладную душу терзает печаль. ( А. Пушкин )

Дольник (паузник) – ритмическая форма, переходная от силлабо-тонического стиха к тоническому; в ее основе ощущается какая-либо трехсложная стопа с "пропуском" 1-2 слогов в стихе. Паузы, возникающие на месте "пропусков", делят стих на ритмические доли (ударные слоги с прилегающими безударными). Соответственно различают трехдольник, четырехдольник и др. Междуударный интервал колеблется в диапазоне 1 – 2 слогов.

Ö- È / È - È / È - È / Ö - È /

Девуш/ка пела / в церковном / хоре /

È - Ö / È - È / È - Ö / È -

О всех / усталых/ в чужом / краю,

О всех ко/раблях, / ушедших/ в море,/

О всех, / забывших/ радость/ свою. (А,Блок)

Женская рифма – рифма, имеющая в клаузуле один безударный слог:

правил – заставил.

Завязка – элемент сюжета, изображение возникающих противоречий, начинающих развитие событий в произведении, завязывание основного конфликта.

Звукопись – использование звукового состава слова для усиления выразительности поэтической речи. Формы звукописи:

Звуковая скрепа – соединение ( скрепление) при помощи звуков двух или более слов, имеющих между собою также логические или синтаксические связи.

Ей рано нравились романы. (А. Пушкин)

Звуковая гамма – развернутая звуковая скрепа, повторения звукосочетания гласного и согласного /иногда несколько согласных звуков/, из которых один постоянный, другой переменный.

Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идет она грустить,

Ивдругнедвижныочиклонит,

Тн /а /и,е / И лень ейдалее ступить.

Приподнялася грудь, ланиты

Мгновенным пламенем покрыты… (А. Пушкин)

Звукообраз – художественный образ, в создании которого существенна роль звукописи. Часто реализуется в форме звукоподражания – приблизительного воспроизведения звуками речи звуков, присущих тем или иным явлениям действительности.

Свищет ветер,серебряный ветер

В шелковом шелесте снежного шума. (С.Есенин)

Инверсия – стилистическая фигура: необычный порядок слов в предложении.

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням. (А. Пушкин)

Интонация –совокупность звуковых средств языка, фонетически организующих речь путем расчленения ее сообразно смыслу на фразы и синтагмы, устанавливающих между частями фразы смысловые отношения; сообщающих фразе повествовательное, вопросительное, повелительное и др. оттенки значений, выражающих различные чувства. Интонация не только связана с семантико-синтаксической структурой отдельного предложения, но, выражая различные эмоциональные установки автора, воплощает идейно-образное содержание произведения в целом.

СОСТАВ ИНТОНАЦИИ

1/ повышения и понижения голоса (мелодия);

2/ перерывы в речи (паузы);

3/ расстановка фразовых ударений (динамика речи);

4/ относительное ускорение и замедление отдельных групп слов (темп).

ИНТОНАЦИОННЫЕ ТИПЫ СТИХА:

1/ Напевный –ориентированный на воспроизведение «музыкальной» основы стиха; его основные формы: а/песенная, характеризующаяся строфической симметричностью, замкнутостью интонации, б/романсная, дающая сложный, сквозной рисунок изменчивой интонации, характеризуется звуковыми и мелодическими повторами, «кружениями».

а/ Сквозь волнистые туманы б/ Там, в ночной завывающей стуже,

Пробирается луна, В поле звезд отыскал я кольцо.

На печальные поляны Вот лицо возникает из кружев,

Льет печальный свет она. Возникает из кружев лицо.

(А. Пушкин) (А.Блок )

2/ Говорной – воспроизводящий интонацию живой речи; его основные формы: а/ ораторская, характеризующая приподнятостью, торжественностью тона, б/ разговорная, которой присуща естественность, непринужденность .

Наши рекомендации