Тема 11. Муза Игоря Северянина

1. Появление на литературной арене начала 900-х гг. молодого поэта И.Северянина. Отзывы о нем современников (Л.Толстого, В.Брюсова, Ф.Сологуба и др.)

2. Декларация нового искусства – эгофутуризма в манифесте И.Северянина.

3. Своеобразие выражения чувств и эмоций в сборнике «Громокипящий кубок». Главные темы сборника.

4. Дальнейшие творческие искания поэта, связанные с поисками новых путей в искусстве (Сборник «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» и др.)

Литература:

1. Северянин И. Сб. «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт».

2. Брюсов В.Я. Игорь Северянин.// Брюсов В.Я. Среди стихов.- М.,1990.

3. Василевская И.А. «Он тем хорош, что он совсем не то, Что думает о нем толпа пустая…» //Русский язык в школе.-1991.-№6.-С.47-52.

4. Кедров К. «Грезофарс Игоря Северянина».//В мире книг.-1987.-№3.-С.25-41.

5. Шаповалов М. Король поэтов. Путь Игоря Северянина.//Литература в школе.-№5-6.-1992.-С.14-19.

6. Яковлева Н. «Классические розы». (Опыт анализа стихотворения И.Северянина.) //РЯШ.-1993.-№4.-С.70-75.

Тема 12. Вл. Маяковский «Облако в штанах»

1. Основные темы «Облака»:

1 часть – любовь (за что «долой вашу любовь»? Какова любовь поэта?

2 часть – искусство (за что отвергается «ваше искусство»? оппозиция «поэты» и «улица», «книги» и «жизнь», образ «поэта-пророка»).

3 часть – миропорядок (оппозиция «Бурлюк-Северянин», образ поэта – «площадного сутенера и карточного шулера»; метафорические образы «земли и неба» (небо – «железный Бисмарк» и земля – «любовница Ротшильда»), поэт – «тринадцатый апостол»).

4 часть – «долой вашу религию», чем вызван бунт против бога Вселенной»? «Семантика финального образа».

2. Лирический герой поэмы. По мнению Ю.Карабчиевского – Антихрист (см. его кн., с.197.) Ср. образ антихриста у Достоевского («Легенда о Великом Инквизиторе») и Вл.Соловьева («Краткая повесть об Антихристе» в статье «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории»). Противоречивость лирического героя Маяковского (см.В.Н.Альфонсова), ср.контрасты пролога. Мотивы «сердца» и «души» в поэме.

3. Особенности стиля. Почему поэма имеет подзаголовок «тетраптих» (почему Маяковский использует термин, относящиеся к живописи?). Основной стилевой прием – буквализация метафоры, ср.: «окровавленный сердца лоскут» - какая общеязыковая метафора преобразована подобным образом? См.также картину «пляшущих нервов» в 1 части поэмы. Сравните реализацию метафоры у Брюсова (стихотворение «Предчувствие» из «Шедевры» в 1 части «Облака»). Сравните экспрессионистский принцип изображения сущности.

Литература:

1. Альфонсов В.Н. «Нам слово нужно для жизни…» В поэтическом мире Маяковского. – Л., 1984.

2. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. – М., 1990. ( о стиле с.31-32).

3. Ломинадзе С. Небеса Маяковского и Лермонтова // Вопросы литературы. 1993, №5.

4. Соловьев В.С. Собр.соч.: В 2 т. Т.2. – М., 1990 (серия «философское наследие»). С.736-762.

5. Флоренский П.А. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия // Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1. – М., 1990. (серия: Приложение к журналу/ Вопросы философии, с.535.

Тема 13. Миф о сельской Руси в лирике Н.Клюева.

1. «Избяной рай» Клюева как основа его авторского мышления.

2. Жанровые разновидности поэзии Клюева (стих- размышления, стихи – воспоминания, стихотворение- портрет, лирическая зарисовка и др.) Пейзажные и психологические детали.

3. Образ поэта – труженика, поэта-пахаря, неразрывно связанный с образом родины.

4. Особенности клюевской поэтики.

Литература:

1. Клюев Н. Сб. Сосен перезвон. Братские песни. Лесные были. Мирские думы. (По выбору студента).

2. Азадовский К. Николай Клюев: Путь поэта.- Л.,1990.

3. Дементьев В. Исповедь земли: Слово о российской поэзии.- М.,1980.

4. Кожевников В. Советские писатели: Автобиографии. Т.4.- М.,1972.

5. Неженец Н. Лирические новеллы Н.А.Клюева // Неженец Н. Поэзия народных традиций. - М.,1988.

6. Перцов В. Современники Т.1. – М.,1980.

Тема 14. Образ родины в ранней лирике С.Есенина

1. Древний таинственный мир есенинской патриархальной лирики. Православная образность.

2. Кровная связь лирики поэта с национальной жизнью, бытом, психологией и духовным миром русского человека.

3. Близость к поэтическим традициям крестьянского фольклора.

Литература:

1. С.Есенин. Сб. Радуница.

2. Бельская Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С.Есенина. - М.,1990. З.Зуев Н. Жизнь и поэзия – одно: Очерки о русских поэтах 19-20 вв. – М.,1990.

3. Кошечкин С. Сергей Есенин.- М.,1974.

4. Неженец Н. Романно - песенная лирика С.А.Есенина // Неженец Н. Поэзия народных традиций.-М.,1988.

5. Юшин П. Сергей Есенин.- М.,1969.

6. Юшин П. О поэтике Есенина.// РЯШ. – 1965.-№4 – С.17-23.

Тема 15, 16.Доклады по выбору студентов

Тематика специальных работ

· Темы докладов

Социально-политический и культурный фон развития рус­ской литературы рубежа XIX-XX веков. Черты стиля эпохи.

Пролетарская поэзия на рубеже XIX-XX веков.

Мировоззрение и стиль Бунина-поэта.

Поэтическое в прозе И.А. Бунина. (От "Антоновских яблок" до "Жизни Арсеньева".)

Бунинская концепция русской жизни, судьбы русского че­ловека в дореволюционном творчестве и в «Темных аллеях»

Художественное воплощение нравственно-философских ис­каний И.А.Бунина в рассказах "Сны Чанга", "Господин из Сан-Франциско", "Братья".

И.А. Бунин-новеллист. Деталь и сюжет в содержании произ­ведения.

А.И. Куприн — мастер сюжетосложения.

Проблема протеизма Куприна и "свой голос".

Сюжет, композиция и художественное содержание "Грана­тового браслета".

Образ Ромашова в контексте произведений А.И.Куприна, посвященных социально-нравственной проблематике ("Гамбринус", "Молох" и др.).

Особенности воплощения темы любви в творчестве Купри­на ("Олеся", "Суламифь", "Гранатовый браслет").

Деталь и сюжет в рассказах и повестях А.С.Серафимовича.

А.С.Серафимович. "Город в степи" в контексте прозы нача­ла века.

Идейно-нравственные искания В.В. Вересаева и способы их воплощения.

Традиции русской классики в произведениях А.Н.Толстого

Романтические произведения А.М.Горького. Черты стиля эпохи в раннем творчестве писателя

Горький-повествователь в цикле рассказов А.М.Горького "По Руси".

Горький-романист. Христианская образность в формирова­нии внутренней формы повестей и романов.

Герои и конфликт в пьесе Горького.

Новаторство Горького-драматурга в пьесе «На дне»

Новаторство Л.Андреева в жанре драмы.

Экспрессионизм Л.Андреева в повести "Жизнь Василия Фивейского".

Способы создания внутренней формы в повести "Красный смех" Л. Андреева.

Сюжет и деталь в прозе Л.Андреева.

А. М.Ремизов: "Посолонь": фольклор и литературная интерпретация.

А.М.Ремизов. "Крестовые сестры": смысл заглавия.

И.Шмелев. Функция бытовой детали в содержании произ­ведения.

Икона и портрет в формировании содержания "Неупиваемой чаши" И.Шмелева.

И.Бунин и Б.Зайцев. Роль поэтических приемов в их худо­жественном творчестве.

Символизм как мировоззрение и стиль. Декадентство и сим­волизм.

Символизм как литературная школа. "Старшие" и "млад­шие" символисты

Своеобразие прозы символистов.

А.Блок. Мировоззрение и стиль. Своеобразие символики.

Ли­рический герой А.Блока.

Акмеизм, его рождение и развитие. Манифесты и творчес­кая практика.

Н.Гумилев — теоретик акмеизма и поэт. Романтическое в творчестве Н. Гумилева.

Жанр стихотворной новеллы в творчестве А.Ахматовой до Октября.)

О.Мандельштам. Художественный мир и творческое кредо.

Стиль эпохи в художественном творчестве футуристов.

В.Маяковский до Октября. Слово в стихе..)

Сатирическое в творчестве Маяковского до Октября..)

В.Маяковский — автор поэм и драм.

В.Маяковский — преобразователь поэтической речи.

М.Цветаева — "дитя" начала XX века .

Выдающийся прозаик начала века. (Дать аргументирован­ную литературоведческую характеристику выбранного писателя.).

Особенности психологизма в творчестве Л.Андреева ("Жизнь Василия Фивейского", "Иуда Искариот").

"Слово" и "книга" в теоретических исканиях и творческой практике Валерия Брюсова.

Поэтическое в стиле А.М. Ремизова-сказочника.

Сонет и венок сонетов в творческой практике Вяч. Иванова.

Лирическое в малой прозе М.Горького.

Михаил Кузмин — прозаик и поэт.

В.Хлебников и И.Стравинский: "Девий бог" и "Весна свя­щенная".

В.Ходасевич. Стиль "Некрополя".

Жанр фельетона в творчестве А.Аверченко.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная

Художественные тексты

Горький М. Макар Чудра. Дед Архип и Ленька. Девушка и Смерть. Ста­руха Изергиль. Челкаш. Коновалов. Скуки ради. Супруги Орловы. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Фома Гордеев. Трое. Мещане. На дне. Дети Солнца. Сказки об Италии (3-5). Мать. Исповедь. Городок Окуров. По Руси (4-5). Детство. В людях. Поль Верлен и декаденты. Заметки о мещан­стве. Разрушение личности.

Бунин И.А. Танька. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Захар Во­робьев. Веселый двор. Иоанн Рыдалец. Братья. Господин из Сан-Фран­циско. Князь во князьях. Последнее свидание. Сны Чанга. Легкое дыха­ние. Аглая. Солнечный удар. Натали. Баллада. Прекраснейшая Солнца. Чистый Понедельник. Жизнь Арсеньева.

Стихи: Листопад. Родина. Одиночество. Собака.. Последний шмель. Сириус. Вход в Иерусалим. Плакала ночью вдова.

Андреев Л.Н. Баргамот и Гараська. Петька на даче. Большой шлем. Жили-были. Кусака. Бездна. Жизнь Василия Фивейского. Рассказ о семи пове­шенных. Иуда Искариот. Красный смех. Жизнь Человека.

Куприн А.И. Дознание. Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Штабс-капитан Рыбников. Листригоны. Изумруд. Гранатовый браслет. Звезда Со­ломона. Суламифь.

Серафимович А. С. На льдине. Стрелочник. Маленький шахтер. Похо­ронный марш. У обрыва. Зарева. Пески. Город в степи.

Вересаев В.В. Без дороги. Поветрие. Лизар. На эстраде. Состязание. Ле­генда. Из «Невыдуманных рассказов о прошлом.». Записки врача.

Ремизов A.M. Сказки "Посолонь", "Докука и балагурье" (5-7). Крес­товые сестры. Узлы и закруты. Из книги воспоминаний "Подстрижен­ными глазами" 3 очерка.

Розанов В.В. Декаденты. Уединенное; или один из Коробов "Опавших листьев". Апокалипсис нашего времени.

Зайцев Б.К. Волки. Душа. Голубая звезда; или: Преподобный Сергий Радонежский. Москва (главы из книги).

Шмелев И. С. Русская песня. Человек из ресторана. На скалах Валаама. Старый Валаам. Неупиваемая чаша; или: Лето Господне.

Толстой А.Н. Мишука Налымов. Хромой барин. Приключения Растегина.

Символисты и поэты круга символистов. И.Анненский, Ю.Балтрушай­тис, К.Бальмонт, А.Белый, Вяч. Иванов, Ф.Сологуб, К.Фофанов.

Брюсов В.Я. Творчество. Ночью. Свиваются бледные тени. Юному по­эту. Ассаргадон. Работа (1901). Скифы. Фабричная. Грядущие гунны. Конь блед. Работа (1917). К русской революции. Только русский. После смерти Ленина. Мир электрона.

Соловьев B.C. Милый друг, иль ты не видишь.... Панмонголизм. Око вечности. А.А.Фету. Из Платона. Не по воле судьбы, не по мысли лю­дей... Оправдание добра, или Нравственная философия Владимира Со­ловьева.

Блок АА. Сумерки, сумерки вешние. Встану я в утро туманное. Мы встречались с тобой на закате. Брожу в стенах монастыря. Я, отрок, за­жигаю свечи. Вхожу я в темные храмы. Мне снились веселые думы. Фаб­рика. Статуя. Из газет. Девушка пела в церковном хоре. Русь. Барка жизни встала. Когда в листве слепой и ржавой. О, весна без конца и без краю. Когда вы стоите на моем пути. Митинг. Сытые. Незнакомка. В ресторане. Ночь, улица, фонарь, аптека. Миры летят, года летят. О доблестях, о подвигах, о славе. Шаги командора. Ямбы (цикл). Кармен (цикл). Родина (цикл). Поэмы: Соловьиный сад. Двенадцать. Возмездие. Пьесы: Балаган­чик. Роза и крест. Статья "Интеллигенция и революция". (Минимум 3 стихотворения наизусть.)

Проза символистов. Д.С.Мережковский (один из романов по выбору). Ф.Сологуб. Мелкий бес. В.Брюсов. Огненный ангел. А.Белый. Петербург.

Акмеисты и поэты круга акмеистов. А.Ахматова, Н.Гумилев, Г.Ива­нов, М.Кузмин, О. Мандельштам. (Анализ минимум 3 стихотворений каждого автора.)

Футуристы и поэты круга футуристов. В.Каменский, Б.Пастернак, И.Северянин, В.Хлебников. (Анализ 1 стихотворения каждого автора.)

Маяковский В.В. Я сам (автобиография). А вы могли бы? Адище горо­да. Нате! Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Скрипка и не­множко нервно. Вам! Гимн судье. Гимн ученому. Гимн критику. Гимн обеду. Лиличка! (вместо письма). Поэмы: Облако в штанах. Флейта-по­звоночник. Война и мир. Человек. (Минимум 3 стихотворения наизусть.)

Поэты, не связанные с литературными группами. М.Волошин, В.Хода­севич, М.Цветаева, С.Черный.

Новокрестьянские и пролетарские поэты. С.Есенин, С. Клычков, Н.Клюев, А. Ширяевец, А. Коц, Г.Кржижановский, Л. Радин, Ф. Шку­лев. (Анализ одного из стихотворений каждого автора обязателен.) Наи­зусть 3 стихотворения.

Демьян Бедный. Полна страданий наша чаша.... Лапоть и сапог. Прика­зано, да правды не сказано. Мой стих. (2 стихотворения разных жанров проанализировать, 1 — выучить наизусть.)

Знание минимум одного стихотворения каждого поэта наизусть обя­зательно. В отдельных случаях этот минимум оговорен специально.

Учебники и учебные пособия

Поэтические течения в русской литературе конца XIX — начала XX века: Литературные манифесты и художественная, практика: Хрестома­тия/ Сост. А.Г.Соколов. — М., 1988.

Русская литература XX века. Дооктябрьский период: Хрестоматия/ Сост. Н.А. Трифонов. - М, 1987.

Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стихосложения /Сост. В.Е.Холшевников. - Л., 1987.

Литературные манифесты: От символизма к Октябрю/Подгот. к пе­чати Н.Л.Бродский и др. — М., 1929.

Крук И.К. Русская литература XX века: Дооктябрьс­кий период. – Просвещение, 1991.

История русской литературы: В 4 т. — Т. IV: Литература конца XIX — начала XX века (1881-1917) / Под. ред. К.А.Муратовой. — Л.,1983.

Смирнова JI.A. Русская литература конца XIX — начала XX века. – Просвещение, 1993.

Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. — М., 1984. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. — Высшая школа, 2000.

Волков Л.А., Смирнова JI.A. Русская литература XX века: Дооктябрьс­кий период. — М., 1977.

Русская литература серебряного века / Под ред. В.В. Агеносова. — М., 1997.

Минералова ИГ. Русская литература серебряного века (Поэтика сим­волизма). — М., 1999.

История русской драматургии: вторая половина XIX — начало XX века (до 1917 г.). -Л., 1987.

Дополнительная литература

Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала XX в.-М., 1975.

Судьбы русского реализма начала XX века / Под ред. К.А.Мурато­вой. — М., 1972.

Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. — М., 1975. у Долгополое Л.К. На рубеже веков. — Л., 1977.

Развитие реализма в русской литературе. Своеобразие критического реализма конца XIX — начала XX века. Возникновение социалистичес­кого реализма: В 3 т. — М., 1974. — Т.З.

Литературный процесс и русская журналистика конца XIX — начала XX века (1890 — 1904): буржуазно-либеральные и модернистские изда­ния. — М., 1981.

Словари, учебные пособия, исследования обзорного характера

1. Русские писатели. Биографический словарь. 1-3 тома. - М.,1984.

2. Русская литература конца XIX начала XX веков в 90-е годы. - М.,1968.

3. Литературный процесс и русская концепция в России конца XIX- начала XX. вв. - М., 1981.

4. Русская литература и журналистика начала XX века. - М.,1988.

5. Русский театр и драматургия 1907-1917. - Л.,1988.

6. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. - М.,1975.

7. Гинзбург Л.Я. О лирике. - Л., 1989.

8. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. Проблема «Жизнетворчества». — Воронеж, 1991.

9. Аллен Луи. Этюды о русской литературе. -Л., 1989.

10. Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века»//Русская поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология. - М., 1993.

11. Бердяев Н. Русский культурный ренессанс началаXX века //Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1991.

12. История русской литературы XX века. Серебряный век./Под ред. Ж. Нива и другие. -М.,1995.

13. Серебряный век в России. Избранные страницы. - М.,1993.

14. Понурова Г.Е. Идейно-художественное своеобразие трилогии Д.С, Мережковского «Христос и Антихрист»: Материалы спецкурса по русской литературе конца XIX- начала XX. вв. – Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2004. – 36с.

Критика. Научная литература по отдельным темам

- Символизм

1. Краткая литературная энциклопедия /КЛЭ/. Статьи «Символ», «Символизм».Т.6.

2. Волынский А. Декадентство и символизм./Соколов А.Г., Михайлов М.В. - М.,1987.

3. Гофман В. Язык символистов //Литературное наследство. - М.,1937.

4. Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии и эстетике символизма //Литературно-эстетическая концепция в России конца XIX начала XX веков. - М.,1975.

5. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. - М.,1989.

6. Григорьев А. Мифы и поэзия символистов./Литература и мифология. - Л., 1975.

7. Асоян А.А. Данте и русская литература конца XIX начала XX века Пособие для студентов. - Свердловск,! 988.

8. Хансен-Леве А.А. Русский символизм. //Литературоведение. 1991.-.№3.

- В.Я. Брюсов

1. Чуковский К.И. В.Я. Брюсов //Чуковский К.И. Собр. соч.: В 6 томах. - М.,1969.

2. Цветаева М. Герой труда: Записки о Брюсове. //Наше наследие. 1988.№5.

3. Жирмундский В.М, Брюсов и наследие Пушкина. //Жирмундский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977.

4. Брюсов В.Я. Собрание сочинений в 7 томах. Т.4. - М.,1974.

5. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. - Л.,1986.

- Ф.К. Сологуб

1. Чуковский К.И. Путеводитель по Сологубу. Т.6. — М.,1969.

2. Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов».— Тарту, 1979.

3. Силард Л. Проблемы поэтики русского реализма XIX века. - Л.,1988.

4. Ерофеев В. На грани разрыва («Мелкий бес» Ф. Сологуба на фоне русскойреалистической трагедии).//Вопросы литературы. 1985.№2.

5. Пустюгина Г.Г. Символика огня в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес».//Биография и творчество в русской культуре начала XX века: Блоковский сборник. - Тарту, 1989.

6. Долинин А.С. Отрешенный (к психологии творчества Ф. Сологуба). - М.,1989. А.А. Блок

7. Иванов-Разумник Р.В. Вершины. Александр Блок. Андрей Белый. - С-П.,1919.

8. Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 6 томах. - М.,1969.

9. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. - Л.,1975.

10. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. -Л.,1980.

- А.Белый

1. Степун Ф. Памяти Андрея Белого. //Русская литература. 1989.№3.

2. Цветаева М. Об искусстве. - М.,1991.

3. Лавров А.В. Миф - фольклор - литература. - Л., 1978.

4. Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». —Л.,1988.

- И.Ф. Анненский

1. Волошин М.И. Анненский - лирик. //Лики творчества. - Л.,1988.

2. Черник К.М. Анненский и Тютчев.//Вестник МГУ. Серия 9 (филология). 1973 .№2.

3. Тименчик Р. Д. О составе сборника И. Анненского «Кипарисовый ларец» .//Вопросы литературы. 1978.№8.

4. Урбан А. Тайный подвиг (о поэте И.Ф. Анненском).//3везда.1981 .№2.

5. ГорецкаяИ.В. В. Иванов и И. Анненский.//Контекст.- М.,1988.

6. Фридман Н.В. Иннокентий Анненский./История русской литературыXX века, Серебряный век. /Под ред. Ж. Нива и другие. - М.,1995.

- А.Ахматова

1. Недоброво Н.Б. Об Анне Ахматовой. - Л., 1990,

2. Чуковский К.И. Маяковский и Ахматова./Вопросы литературы. 1988.№1.

3. Жирмундский В.М. Творчество Анны Ахматовой. - Л.,1974.

4. Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой. Стилистические наброски./Виноградов В.В. Поэтика Русской литературы. Избранные труды. - М.,1976.

5. Тименчик Р.Л. Чужое слово у Ахматовой./Русская речь.1989.№3.

6. Вернштейн И.А. Открытые циклы в лирике Ахматовой./Известия АНСССР. Серия литературы и языка. 1989. Т.48.№5.

7. А. Ахматова и русская культура начала XX века. Тезисы к конференции. - М.,1989.

8. Царственное слово Ахматовские чтения. Выпуск 1.,1992.

9. Литературное обозрение. 1989.№5. (Посвящено 100-летнемуюбилею А. Ахматовой).

- Н.С.Гумилев

1. Николай Гумилев в воспоминаниях современников. - М., 1990.

2. Лукницкая В. Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. - Л.,1990.

3. «Самый непрочитанный поэт».Заметки А. Ахматовой о Н. Гумилеве./Новый мир.1990.№5.

4. Тименчик В.Т. К символике трамвая в русской поэзии.//Труды по знаковым системам:

Символ в культуре. Выпуск 754. Тарту, 1987.

5. Аллен Луи. «Заблудившийся трамвай» Н.С. Гумилева. Комментарий. - Л.,1989.

6. Кроль О.Л. Об одном необычном трамвайном маршруте. 1990 .№1.

- О.Э.Мандельштам

1. Мандельштам О.Э. Сочинение в 2-х томах. Т.1 ./Вступительная статья АверинцеваС.С.Судьба и весть Осипа Мандельштама. - М.,1990.

2. Аверинцев С.С. Ранний Мандельштам. //Знамя. 1990.№4.

3. Гинзбург Л.Я. О лирике. -Л., 1974.

4. Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама. Воспоминания. Материалы к биографии. Комментарий. Исследования. -Издательство Воронежского университета, 1990.

5. Слово и судьба. Осип Мандельштам. Исследования и материалы. - М.,1991.

6. Чекалов П.И. Поэтика Мандельштама и русский шекспиризм XX века. - М.,1994.

- Русский поэтический авангард

1. Брюсов В. Новые течения в русской поэзии.//Брюсов В.Я. Среди стихов: Манифесты, статьи, рецензии. - М.,1990.

2. Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознанием/Новый мир.1989.№2.

3. Шапир М. Что такое авангард? //Даугава. 1990.№ 10.

4. Вайдин В. «Космический бунт» русского авангарда./Российский ежегодник. — М.,1990.Выпуск 2.

5. Айги Г. Рубрика «Черный квадрат» //В мире книг. 1989.- №№1,2.

1. Брюсов Б. Игорь Северянин./УБрюсов Б.Н. Среди стихов. - М.,1990.

2. Урбан А. Добрый ироник. К 100-летию И. Северянина.//3везда.1987.№5.

3. Кедров К. «Грезофарс» Игоря Северянина.//В мире книг.1987.№5.

4. Шумаков Ю. Поэт на эстраде: О выступлениях И. Северянина.//Нива.1989.№12.

- В.В. Хлебников

1. Урбан А. Философская утопия: Поэтическиймир В. Хлебникова.//Вопросы литературы. 1979.№3.

2. Григорьев В.П. Грамматика идиостиля В. Хлебникова. - М.,1983.

3. Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. - М.,1986.

4. Поляков М.Я. В. Хлебников. Мировоззрение и поэтика.//В. Хлебников. Творения. — М.,1987.

5. Лутанов Р.К. Велимир Хлебников. Природа творчества. - М.,1990

- В.В. Маяковский

1. Чуковский К.И. Маяковский и Ахматова.//Вопросы литературы. 1988.№1.

2. Харджиев Н.., Тренин Н. Поэтическая культура Маяковского. - М.,1970.

3. Якобсен В. О поколении, растратившем своих поэтов.//Вопросы литература. Ноябрь-декабрь, 1990.

4. Альфонсов В.П. «Нам слово нужно для жизни... »/В поэтическом мире Маяковского. -Л.,1984.

5. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. - М.,1990.

6. Ломидзе С. Небеса Маяковского и Лермонтова.//Вопросы литературы. 1995,№5.

7. Литературное обозрение. 1998.№6.

8. Первая эмиграция о В. Маяковском./Литературное обозрение. 1992.№3-4.

- Л.Н. Андреев

1. Чуковский К.И. Л.Н. Андреев //Чуковский К.И. Собрание сочинений в 6 томах. Т.б. -М.,1989.

2. Мережковский Л.С. В «обезьяньих лапах» (о Леониде Андрееве).//Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. - М.,1991.

3. Бабичева Ю.В. Драматургия Л. Андреева периода первойрусской революции. - Вологда, 1978.

4. Григорьев А. Л. Андреев в мировом литературном процессе.//Русская литература. 1972.№3.

5. Шведова Л.К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму//Литературно-эстетические концепции в России конца XIX- началаXX века.- М., 1975.

6. Басинский П. Поэзия бунта и эстетика Революции.//Вопросы литературы. 1989. № 10.

- И.А. Бунин.

7. Жуковский К.В. Ранний Бунин.// Вопросы литературы. 1968. № 5.

8. Крутикова Л.В. «Чаша жизни Бунина и споры о смысле жизни человечества бытия в начале 20 века».// От Грибоедова до Горького. _ Л., 1979.

9. Иван Бунин. Литературное наследие. - М., 1973. Т 84.

10. Нинов В.А. М. Горький и И. Бунин: История отношений. Проблематика творчества.-Л., 1984.

11. Солоухина О.В. О нравственно-философских взглядах И.А. Бунина.// русская литература. 1984 .№4.

12. Долгополов Л. На рубеже веков. - Л., 1985.

13. Иван Бунин и литературный процесс начала 20 века. - М., 1985.

14. Гейдеко В.А. А.П. Чехов и И. Бунин. - М., 1987.

15. Линков В. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. - М., 1989.

16. Ильин И. О тьме и просветлении. Бунин. Ремизов. Шмелев. - М., 1991.

17. Мальцев Ю. И. Бунин и М. Горький. - М„ 1995.

18. Тагер Е.В. Творчество М. Горького. - М., 1960.

19. Бялик Б.А. Горький - драматург. - М., 1977.

20. Сухих О.И. М. Горький и И. Федоров.// Русская литература. 1980.№1.

21. Горький и его эпоха: исследования и материалы. - М., 1989. Выпуск 1-3.

22. Васинский М. Логика гуманизма: об истоках трагедии М. Горького.// Вопросы литературы. 1991. №3.

23. Гачев Г.Д. Логика вещей и человек. Прение о правде в пьесе М. Горького «Н дне». -М.,1996.

Вопросы к экзамену

  1. Общая характеристика литературы конца Х1Х-нач.ХХ вв. Особенности социальной и культурной ситуации. «Серебряный век» русской культуры.
  2. Критический характер реализма конца Х1Х-нач.ХХ вв. Его особенности и место в литературном процессе.
  3. Своеобразие раннего творчества М.Горького. Горький-новеллист. Художественный метод. Двуединая природа героя.
  4. Пьеса «На дне» как философская драма. Спор идеологий: христианский гуманизм сострадания и идея сверхчеловека Ницше. Какова вера самого М.Горького?
  5. Богостроительские идеи в прозе М.Горького /роман «Мать», повесть «Исповедь»/.
  6. Особенности жанра рассказа в творчестве И.А.Бунина. Особое место прозы Бунина в русской литературе нач. ХХ века.
  7. Русь И.Бунина. Изображение мира и человека в их «витальной» сущности / «Антоновские яблоки», «Танька», «Суходол», «Деревня», «Захар Воробьев» и др./.
  8. Сущность любви в понимании И.Бунина / «Сны Чанга», «Легкое дыхание», «Темные аллеи»/.
  9. Л.Андреев: особенности мировоззрения и метода. «Чеховские» темы в прозе писателя / «Ангелочек», «Петька на даче» и др./. Черты экспрессионизма в рассказах «Бездна», «Стена» и др.
  10. Своеобразие сюжета и авторской позиции в романе Л.Андреева «Дневник Сатаны».
  11. Преобразование идеи «маленького» человека в рассказах А.И.Куприна и повести «Поединок».
  12. Русский символизм. Этапы развития / «старшие» и «младшие» символисты/. Символизм и декадентство.
  13. Учение Вл.Соловьева как философская основа русского символизма.
  14. Эстетические взгляды В.Брюсова. Основные черты поэтической системы.
  15. Эстетические трактаты символистов /Д.Мережковский, К.Бальмонт, В.Брюсов, В.Иванов, А.Белый – см.список обязательных текстов/.
  16. Символистская проза. Поэтика романа-мифа. Отношение к литературной традиции.
  17. Импрессионистские тенденции в русском символизме. Поэтическая система К.Бальмонта.
  18. Словесная магия поэзии Ф.Сологуба. Основные мотивы лирики.
  19. Ф.Сологуб. «Мелкий бес». Символистское содержание романа.
  20. Особенности индивидуально-творческого мастерства Д.С.Мережковского /трилогия «Христос и Антихрист»/.
  21. А.Белый. Идейно-художественные достоинства романа «Петербург». Поэтика сюжета.
  22. А.Блок. Общая характеристика пути поэта.
  23. А.Блок. I том трилогии. Мифологический сюжет о Прекрасной Даме.
  24. А.Блок. II том трилогии. Город, Незнакомка, Снежная Маска – центральные символы второго тома. Деромантизация Незнакомки в цикле «Вольные мысли».

25. А. Блок. 111 том трилогии. Логика сцепления разделов «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Итальянские стихи», «Арфы и скрипки», «Кармен».

26. Раздел «Родина» третьего тома трилогии. Философия истории зрелого Блока.

27. И. Анненский. Поэзия умирающей красоты. Сочетание сострадания и иронии.

28. Манифесты акмеистов /С. Городецкий, Н. Гумилев, О.Мандельштам/ - что в них общего?

29. «Муза странствий» Н. Гумилева. Лирический герой- «скиталец» и «пилигрим». Биографичность и всечеловечность лирического «Я».

30.О. Мандельштам. Отношение к символизму. Поэзия как «архитектура». Культ эллинизма /Сб. «Камень»/.

31. Лирика ранней А. Ахматовой. Характер лирической героини: «Вечная женственность», «Федра», «Кассандра».

32. Русский поэтический авангард. Направления и группы. Манифесты. Поиски нового поэтического языка. Футуристы – «преодолевшие символизм».

33. Эго – футуризм И. Северянина. Сб. «Громокипящий кубок»: идиллический образ страны Мирралии. Поэзия как «грезофарс».

34. Поэтическая утопия В. Хлебникова.

35. Ранний В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах». Характер романтического героя. Особенности стиля.

36. Образ Петербурга в романе А. Ремизова «Крестовые сестры».

37. Русь И.С. Шмелева /по повести «Лето Господне»/

38. В. Зайцев. Авторская позиция в повести «Голубая звезда.

39. Поэтическая система Б. Пастернака. Главные темы творчества поэта.

40. Народно-поэтическая основа поэзии Н. Клюева и С. Есенина

41. М.И. Цветаева. Специфика лирической героини и ее восприятие мира.

42. Ранняя лирика С. Есенина. Своеобразие восприятия мира и природы в сб. «Радуница». Избяная Русь поэта.

Наши рекомендации