В.В.Вересаев (Смидович) (1867-1945)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА Х1Х -НАЧАЛА ХХ ВЕКА»
Литература 1890-х — начала 1900-х годов: вызревание новых тенденций в политической, культурной, литературной жизни России. От декадентства к символизму. Новые имена в прозе и поэзии: М.Горький, И.Бунин, А.Куприн, В.Вересаев. Кристаллизация символистских творческих концепций: Д.Мережковский, В.Розанов, В.Соловьев, Вяч. Иванов и др. Первые выступления в печати А.Белого, А.Блока. Трансформация образа Вечной Женственности. Неороматнические тенденции в культуре: разлад мечты и реальности, поляризация образности, идеи индивидуализма и соборности в художественной практике писателей, мифологическое и мистериальное в поэзии, прозе, драматургии.
Литература 1904 — начала 1910-х годов. Время "катастроф" в русской жизни и надежд на возможность осуществления если не рая земного, то установления более справедливого порядка жизни. Время развития, укрепления и осознания завершения "кружковой" жизни символизма при упрочении характерных стилевых черт в прозе и поэзии не только символистов. Усиление пушкинского крыла символизма, выход из него акмеизма. Возникновение эго и кубофутуризма. Проза Горького этого периода. Проза реалистов. Проза писателей "модернистского" направления. Тип героя в прозе. Лирический герой в поэзии. Идея жизнестроительства в творчестве символистов, футуристов, в пролетарской литературе.
Литература начала 1910-х — 1917 годов. Зависимость литературы от происходящего в русской жизни. Высочайший подъем во всех материальных сферах и "критическая" инерция, некая амнезия по отношению к жизни у интеллигенции. Проза И.Шмелева, Б.Зайцева, М. Арцыбашева, А.Ремизова, Н.Гумилева.
Восток и Запад в прозе и поэзии от начала до конца эпохи.
Человек — Герой — Артист — Лицедей в понимании искусства рубежного времени.
Поляризация писательских позиций в отношении к первой мировой войне и революции.
М.Горький (А.М.Пешков) (1868-1936)
Жизненная школа, литературное образование. Ф.Ницше в формировании стиля писателя. Неоромантическое в стиле раннего Горького: конфликт Любви и Свободы, Любви и Смерти, конфликт мещанского и человеческого. Герой в произведениях Горького: альтруистическое и индивидуалистическое. Особенности композиции в романтических и реалистических рассказах. "Жизнестроительность" в прозе Горького. Роль диалога с Ф.Ницше. Художественный синтез в произведениях. Внутрилитературный синтез (проза, поэзия, поэма).
Периодизация дореволюционного творчества Горького.
Христианский миф в масштабной прозе от "Фомы Гордеева" к роману "Трое", роману "Мать" и "Исповедь": ответы на животрепещущие вопросы времени, полемика с Толстым и Достоевским.
Драматургия Горького до Октября. "Мещане", "На дне", "Дачники", "Дети солнца", "Варвары". Особенности построения. Ремарка как произведение в произведении. Конфликт "жизненный" и философский. Афористичность речевых характеристик. Драма Чехова и Горького, Л.Андреева и Горького.
Место Горького-драматурга в театральной жизни начала XX века.
Горький-сатирик в "Русских сказках", в повестях "Окуровского цикла".
Зиждительный пафос рассказов цикла "По Руси" и "Сказок об Италии".
Особенности стиля автобиографических произведений.
Критика и публицистика дореволюционного Горького. Критика и литературоведение о творчестве М.Горького.
И.А.Бунин (1870-1953)
Биография и первые поэтические опыты. Роль художественных открытий А.К.Толстого, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета в формировании почерка поэта. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Сюжет и деталь в поэзии и прозе. Роль Л Толстого, А.Чехова в становлении Бунина-художника. Участие в деятельности издательств идейно различных направлений. Черты стиля эпохи в творчестве. Пушкинская премия (1901). Избрание почетным членом Академии наук (1909).
Проблематика и стиль в рассказах и повестях. "Все о любви". Судьба русского человека, России и судьбы человечества и мирозданья. Микрокосм и макрокосм русской жизни: любовь — распря, дом — сиротство. Генетическое родство дворянства и крестьянства. Проблема Восток — Запад в судьбе русского человека, в судьбе человечества, в судьбе России. Проблема веры и любви и человеческого "самозванства". Божественный промысел и дьявольское искушение. Путь русского художника в автобиографическом романе. Мотивировка фамилии главного героя. Реалистическое и символическое. Поэтическое и импрессионистское в прозе. Описание бунта в "Деревне", "летописание" революционных событий в "Окаянных днях". Литературоведение в творчестве И.Бунин.
Л.Н.Андреев (1871-1919)
Путь в литературу. Университет и занятия живописью. Роль философских "штудий" в формировании Андреева-прозаика и драматурга. Школа А.Шопенгауэра и Ф.Ницше в размышлениях писателя о судьбе человека и человечества. Роль Ф.М.Достоевского в идейно-художественных исканиях. Горький и Андреев.
Периодизация творчества Л.Андреева.
Черты стиля эпохи в творчестве. Роль христианской символики, ветхозаветных притч, православного календаря, стилизации житийного канона, летописного слога. Символика имени и фамилии в сюжете повести "Жизнь Василия Фивейского". Апокалиптичность изображаемого времени. Трагическая предопределенность судеб героев. Деталь, сюжет, символ в художественном тексте. Стилизация живописного в прозе. Ф. Гойя и Андреев. "Красный смех". Особенности формирования образа мира и героя. Андреев и немецкие экспрессионисты. Черты экспрессионизма в его произведениях. Человек и его предназначение. Человек как самоценное и самодостаточное явление в мире. Рок и человек. Дом и человек. Бунт и человек. Реализм и мера абстрагирования в стиле писателя.
Драма Л.Андреева. "Письма о театре" и художественная практика. Чеховское в "новой драме". Ибсен и Метерлинк как учителя Андреева. Художественный синтез в драме "Жизнь Человека". Роль цветового, музыкального, пластического в разрешении философского конфликта. Многоаспектность решения жизненных проблем в драматических произведениях с различными жанровыми доминантами ("Дни нашей жизни", "Анатэма" и др.).
Литературоведение и критика о творческом наследии писателя.
А.И.Куприн (1870-1938)
Военное образование, путь в литературу, первые прозаические публикации. Куприн как рассказчик, как мастер сюжетосложения, "Зерно сюжета", лейтмотивы, сюжет в повестях "Молох", "Олеся", "Поединок", "Гамбринус", "Штабс-капитан Рыбников", "Суламифь", "Гранатовый браслет" и др. Вариации социально-нравственного конфликта: цивилизация и нравственность, природа и цивилизация, материальный комфорт и духовная полнота жизни. Принцип "зеркального отражения" при создании системы персонажей. Традиции Л.Толстого в решении ряда философских проблем. Куприн и Горький.
Периодизация творчества Куприна.
Черты стиля эпохи в прозе. Миф и сказка в содержании повестей, их заглавиях. Стилизация книг Ветхого завета в содержании "Суламифи". Музыка, песня, молитва в содержании рассказов и повестей. Символическое в реалистическом творчестве Куприна. Реалистическое и натуралистическое. Природа, естество, животное начало в человеке. Повесть "Яма". Смысл заглавия. Автобиографическая проза послеоктябрьского периода: проблематика и стиль.
Литературоведение и критика о творчестве писателя.
А.М.Ремизов (1877-1957)
Московская купеческая среда и формирование личности художника. Работа над книгой "История хлопчатобумажной промышленности в России". Увлечения политикой. "Революционная" деятельность в Пензе.
Вологодский период жизни и творчества. Повесть "Неуемный бубен", рассказ "Чертик". Строй русской речи в сказе, песне и его стилизация в произведениях Ремизова. Роман "Пруд".
Черты стиля эпохи в прозе писателя. Книга "Посолонь". Фольклорное как содержание лирической прозы. Миф, апокриф, притча, средневековая мистерия, сон как элементы художественного мира писателя. "Крестовые сестры". Рефрен как способ концентрации ассоциативно привлекаемого содержания. "Плетение словес" в стиле Ремизова. Деталь и символ в повести. Особенности портретирования древнерусского слова в "Слове о погибели Русской земли".
Периодизация творчества писателя. Устное слово допетровской Руси в послеоктябрьском творчестве Ремизова. Книга преданий, апокрифов "Лимонарь, сиречь: Луг духовный". Книга воспоминаний "Иверень", воспоминания "Подстриженными глазами". Устный рассказ в стиле воспоминаний. Сказки "Докука и балагурье", книга "Звенигород окликанный". Роль Ремизова в литературе рубежа веков, в развитии литературы 20-30-х годов.
Литературоведение и критика о творчестве А.М.Ремизова.
Б.К.Зайцев (1881-1972)
Литературное ученичество у Тургенева и Чехова. Поиск собственного пути в 1900-е годы. Стиль рассказа "Волки". Деталь и сюжет в произведении. Поэтическое и импрессионистское в новеллистике. Пьеса "Усадьба Ланиных" в Театре им. Евг. Вахтангова. Московский литературный кружок, книгоиздательство писателей в Москве в литературной судьбе Б.Зайцева. Дружба и творческий диалог с И.А.Буниным. Черты стиля эпохи в названии и содержании романа "Голубая звезда". Символическое в фамилии главного героя и его портрете.
Периодизация творчества писателя. Проблема жанра "Преподобного Сергия Радонежского". История России, русского человека, православной веры через призму Россия — Запад. Стиль художественных биографий А.Чехова, Л.Андреева, И.Бунина. Своеобразие перевода "Ада" Данте. Традиции русской литературы в творческом почерке писателя и "свой голос".
Литературоведение и критика о творчестве Зайцева.
И.С.Шмелев (1873-1950)
Путь И. Шмелева в литературу. Годы учебы. Москва, Замоскворечье, духовный и культурный быт русского купечества в его художественных произведениях. Проблематика и стиль первых публикаций. "У мельницы", "На скалах Валаама". Возвращение к Валааму в эмигрантском творчестве ("Старый Валаам"). Впечатления жизни в уездных городах Московской и Владимирской губерний и отражение этих впечатлений в творчестве. "Гражданин Уклейкин", "В норе", "Под небом". Знакомство с Горьким. Публикации в издательстве "Знание". Повесть "Человек из ресторана". Смысл заглавия. Конфликт. Слог. Сюжет и деталь в сборниках "Карусель", "Суровые дни", "Лик сокрытый".
Периодизация творчества И.Шмелева. "Неупиваемая чаша" в творчестве писателя. Портрет, икона, дневник, летопись, православный календарь в содержании повести. Черты стиля эпохи в "Неупиваемой чаше", в романе "Лето Господне", повести "Богомолье". Поэтизация быта и уклада. Способы художественного обобщения в повести "Солнце мертвых". Эпическое и лирическое в творчестве.
Традиции русской классики в творчестве писателя и его место в истории русской литературы.
Символизм. Поэты-символисты
Состояние поэзии к середине 80-х годов. Философские, религиозные, эстетические искания в культуре начала 90-х годов. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьев в умонастроениях декадентов. Символизм как мировоззрение и стиль. Отношение к классическому наследию. Д.Мережковский и Вяч. Иванов. Претворение идеи "нового литургического синтеза" в художественной практике символистов. Идея Вечной Женственности. Роль поэта в символизме. Слово в символизме, идея "зиждительной формы" (Вяч. Иванов). Миф и символ. Стилизация и синтез искусств. Образ мира в поэзии символистов. Христианская образность, православный обряд и церковный календарь в художественном мире символистов. Круг символистских изданий в Петербурге и в Москве. Неоромантическое в символизме. Впечатление ("impression") и символ в лирике и прозе. "Магия слов" и "магия звуков" в поэзии символистов. К.Бальмонт и Вяч. Иванов.
Декларации основных принципов символизма в работах Вяч. Иванова, В.Брюсова, А.Белого, А.Блока. Эволюция мировоззрения и стиля. Иерархия искусств. Эксперименты А.Белого в поэзии и прозе. Реформация традиционных лирических жанров. И. Анненский и символисты. Традиции Фета, Тютчева, а позднее Некрасова в поэзии символистов. Символизм как направление, определяющее культурный стиль эпохи.
Литературоведение и критика об истории данного литературного направления и стиля.
В.В.Розанов (1856-1919)
Историко-филологический факультет Московского университета. Лекции Ф.И.Буслаева, Н.С.Тихонравова, В.И.Герье, их влияние на деятельность Розанова как педагога, историка, философа, литератора.
Первые педагогические публикации (изданы впоследствии отдельной книгой "Сумерки просвещения"). Философские опыты. Религиозно-философские опыты. Роль Н.Н.Страхова в писательской судьбе Розанова.
Характеристика тенденций в развитии западной и русской литературы в статье "Декаденты". Определение основных философско-эстетических тенденций. Розанов и Вл. Соловьев. Сотрудничество с символистскими изданиями. Реформирование прозы в "Уединенном", в "Опавших листьях" (два короба). Реалистическое и импрессионистское. Повествователь и лирический герой, "лирический бытописатель" в его произведениях. Мгновение, мимолетность в содержании романа и дневников. Место верлибра в "Уединенном". Смысл названий прозаических произведений Розанова.
Черты стиля эпохи в произведениях Розанова. "Апокалипсис нашего времени" как философско-символическое толкование революционных событий. Письма к Горькому после Октября.
Литературоведение и критика о творчестве Розанова.
Ф. Сологуб (Тетерников) (1863-1927)
Приходская школа, Петербургский учительский институт, 10 лет учительства в провинции, 10 лет в Петербурге, их отражение в проблематике малой прозы и романов. Сологуб — поэт. Переводы Верлена. Сближение с кругом петербургских символистов.
Периодизация творчества писателя. Черты стиля эпохи в лирике, рассказах и романе "Мелкий бес". Стилизация и пародия в содержании романа.
Профанирование библейского мифа в содержании произведений. "Магия слова", двоемирие в разрешении духовно-нравственных конфликтов.
Литературоведение и критика о творчестве Сологуба.
Д.С.Мережковский (1866—1941)
Первые литературные опыты — ранние, поэтические. Знакомство с Ф.М.Достоевским и
С.Я. Надсоном как судьбоносное в грядущей литературной жизни. Увлечение идеями Дарвина во время учебы на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Религиозные искания, интерес к новейшей французской литературе.
Журнал "Северный вестник" и круг петербургских символистов. Первые сборники стихов. Религиозное обоснование символизма в книге "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". Борьба духа и плоти, Христа и Антихриста в человеке в трилогии "Христос и Антихрист". Черты стиля эпохи в романах трилогии. Осмысление русской классики в трудах "Л.Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество", "Две тайны русской поэзии". Осмысление результатов первой русской революции в работах "Грядущий Хам", "Не мир, но меч. К будущей критике христианства".
Исторические драмы и романы. Использование документа и стилизация документальности в романах. Периодизация творчества писателя.
Литературоведение и критика о творчестве Мережковского.
А.А.Блок (1880-1921)
Детство в "ректорском доме" Петербургского университета. Семейная литературная среда. Учеба в Петербургском университете на юридическом факультете; филологический факультет. Увлечение театром. Мечта об актерской карьере. Знакомство с новейшей литературой. Знакомство с поэзией Вл.Соловьева.
Первые поэтические публикации в периодике Петербурга и Москвы. Брак с Л.Д.Менделеевой. Знакомство с московскими символистами (А.Белым, К.Бальмонтом, Эллисом и др.). "Стихи о Прекрасной Даме". Миф и символ. "Заговор и заклинание" в семантике лирического стихотворения. Знакомство и сближение с А.Ремизовым и Вяч. Ивановым. Театр в творческой судьбе поэта. Периодизация творчества. Семантика заглавий книг и стихотворных циклов. Работа в критике и художественном переводе. Тема России в лирике и статьях.
Поэмы и драмы Блока. Собрание стихотворений в издательстве "Мусагет". Идея пути в трех томах "романа в стихах". Художественный синтез в творчестве Блока. Открытия Блока в области стиха. А.Блок и символизм. А.Блок и А.Белый. Идеи Р.Вагнера в мировоззрении и стиле Блока. Черты романтизма в творчестве Блока. Поэма "Двенадцать" как поэма-мистерия. Голос Держави-. на и Пушкина в "Скифах". Влияние Блока на творчество современников. Периодизация творчества. Литературоведение и критика о творчестве А.Блока
Андрей Белый
Эстетика А.Белого как основа русского младосимволизма. Влияние эстетики и философии Шопенгауэра на формирование взглядов и творческих позиций А. Белого. Философия всеединства
Вл. Соловьева в художественном осмыслении А. Белого. Роман «Петербург» как воплощение эстетических, философских и идейно – художественных исканий А. Белого.
Акмеизм. Поэты-акмеисты
Пушкинское крыло символизма в журналах "Аполлон", "Цех поэтов" и акмеизм как литературное направление. Символизм и акмеизм. Кларизм — адамизм — акмеизм. Слово в поэзии акмеистов. Иерархия искусств в теоретизированиях акмеистов. Архитектура в поэзии акмеистов. Своеобразие синтеза искусств и реформирование традиционных поэтических жанров. Роль поэта и назначение поэзии. Жанры баллады, стихотворной новеллы, романса, песни у Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама и др. Черты стиля эпохи в лирике, поэме, прозе акмеистов.
Неоромантическое в стиле Н.Гумилева. Функция экзотизмов. Лирический герой. Символическое у Гумилева. Поэма и проза поэта.
Творческий путь А.Ахматовой: от стихотворной новеллы и баллады к поэме. Приемы прозаизации стиха. Особенности композиции и ритмического строя поэзии. Символический смысл названий книг. Образ лирической героини. Поэтическая школа А.Ахматовой.
Опыт Г.Державина и Ф. Тютчева в художественном мире О.Мандельштама. Философское в лирике. Слово в стихе. Символика названий первых книг. Символ и миф (метафора) у О.Мандельштама и символистов. Проблема ахронного (мгновенного и вечного) в творчестве поэта. Проза и критические статьи. "Разговор о Данте".
Литературоведение и критика об акмеизме как литературном направлении и стиле, о творческом пути выдающихся поэтов-акмеистов.
Футуризм. Поэты-футуристы
Футуризм как явление культуры. Итальянский футуризм как своеобразный предшественник русского футуризма. Декларирование разрыва с классической литературной традицией. Антибуржуазный (антимещанский) пафос бунта. Манифесты, сборники, альманахи.
Эгофутуризм. "Эпатажное" и экспериментаторское в творчестве И.Северянина. Открытия в области стихотворных жанров, особенности художественного синтеза у поэта. "Лирический иро-ник". Смысл поэтических концертов И.Северянина. Эгофутуризм и символизм. Опыты Г.Иванова (эгофутуризм, акмеизм).
Кубофутуризм и философия языка. Слово в стихе. Смысл плотного письма.
Новый синтаксис. Живописное в творчестве кубофутуристов.
Подписание футуристами общих манифестов, общие концерты. Славянский миф, древнее слово в практике создания языка будущего. "Самовитое слово"В. Хлебникова. Вяч. Иванов и В.Хлебников. Жизнестроительность искусства символистов в практике футуристов. Поэт и его роль в мире в понимании футуристов. В.Маяковский как один из виднейших поэтов и художников-футуристов. "Центрифуга" и творчество Б.Пастернака. Импрессионистское в творчестве как результат синтеза поэзии и музыки. Обновление поэтической речи: метафора, неологизм. Неоромантизм футуризма. Результаты экспериментаторства футуристов.
Литературоведение и критика об истории данного литературного направления и творчестве его представителей.
В.В.Маяковский (1893-1930)
Детство в Тифлисе. Переезд в Москву. Революционная работа. Время в Бутырской тюрьме. Литературная учеба. Занятия в Училище живописи, ваяния и зодчества. Знакомство с Д. Бурлюком. "Будетляне".
Маяковский и футуризм. Участие в создании манифестов футуризма и творческая практика. Неоромантизм. Конфликт мещанского и человеческого. Особенности синтеза живописи и поэзии, поэзии и музыки в лирике, поэмах, драме. Мистериальное в названных жанрах. Образный строй поэтической речи. Диалог с христианским в жизни и литературе. Приемы концентрации художественного содержания. А.Белый и Маяковский. Маяковский и Хлебников. Открытия Маяковского в области стиха и поэтического синтаксиса. Лирика и сатира в раннем творчестве. Пародирование традиционного стихотворного жанра у Маяковского. "Новый Сатирикон" в судьбе Маяковского-поэта и художника. Традиции и новации в деятельности Маяковского-поэта и теоретика стиха. Литературоведение и критика о дореволюционном Маяковском.
М.А.Волошин (1877-1932)
Учеба в Московском университете. "Духовное рождение". Годы в Париже. Отношение к символизму. Волошин и Вяч. Иванов. "Странничество" в становлении мировоззрения и формировании художественного стиля Волошина — живописца, критика и поэта. Теософия и антропософия Р. Штайнера в художественно-философской картине мира. Панестетизм. Тема Киммерии. Тема памяти и прапамяти. Коктебель как культурный центр. Первая мировая война и революция в жизни и творчестве. Синтез искусств в художественной практике М.Волошина. Образ России в послеоктябрьском творчестве. "Неопалимая Купина", поэмы "Россия", "Протопоп Аввакум". Работа над стихотворной формой: сонет, венок сонетов, верлибр. Место М.Волошина в истории русской поэзии, судьба его творческого наследия.
Литературоведение и критика о творчестве М.Волошина.
М.И.Цветаева (1892-1941)
Литературная, культурная среда детства и отрочества. Первые гимназические литературные опыты. Брюсов и Волошин о Цветаевой. Русская и мировая художественная классика в становлении М.Цветаевой-поэта. Неоромантическое в лирике. Художественный синтез первых сборников "Вечерний альбом" и "Волшебный фонарь". Особенности образного строя и синтаксиса. Стилизация. Камерность и космизм. Периодизация творчества поэта. "Лебединый стан ". Своеобразие лирики и поэм эмигрантского периода. Проза М.Цветаевой.
Литературоведение и критика в ее творчестве.
Тематика специальных работ
· Темы докладов
Социально-политический и культурный фон развития русской литературы рубежа XIX-XX веков. Черты стиля эпохи.
Пролетарская поэзия на рубеже XIX-XX веков.
Мировоззрение и стиль Бунина-поэта.
Поэтическое в прозе И.А. Бунина. (От "Антоновских яблок" до "Жизни Арсеньева".)
Бунинская концепция русской жизни, судьбы русского человека в дореволюционном творчестве и в «Темных аллеях»
Художественное воплощение нравственно-философских исканий И.А.Бунина в рассказах "Сны Чанга", "Господин из Сан-Франциско", "Братья".
И.А. Бунин-новеллист. Деталь и сюжет в содержании произведения.
А.И. Куприн — мастер сюжетосложения.
Проблема протеизма Куприна и "свой голос".
Сюжет, композиция и художественное содержание "Гранатового браслета".
Образ Ромашова в контексте произведений А.И.Куприна, посвященных социально-нравственной проблематике ("Гамбринус", "Молох" и др.).
Особенности воплощения темы любви в творчестве Куприна ("Олеся", "Суламифь", "Гранатовый браслет").
Деталь и сюжет в рассказах и повестях А.С.Серафимовича.
А.С.Серафимович. "Город в степи" в контексте прозы начала века.
Идейно-нравственные искания В.В. Вересаева и способы их воплощения.
Традиции русской классики в произведениях А.Н.Толстого
Романтические произведения А.М.Горького. Черты стиля эпохи в раннем творчестве писателя
Горький-повествователь в цикле рассказов А.М.Горького "По Руси".
Горький-романист. Христианская образность в формировании внутренней формы повестей и романов.
Герои и конфликт в пьесе Горького.
Новаторство Горького-драматурга в пьесе «На дне»
Новаторство Л.Андреева в жанре драмы.
Экспрессионизм Л.Андреева в повести "Жизнь Василия Фивейского".
Способы создания внутренней формы в повести "Красный смех" Л. Андреева.
Сюжет и деталь в прозе Л.Андреева.
А. М.Ремизов: "Посолонь": фольклор и литературная интерпретация.
А.М.Ремизов. "Крестовые сестры": смысл заглавия.
И.Шмелев. Функция бытовой детали в содержании произведения.
Икона и портрет в формировании содержания "Неупиваемой чаши" И.Шмелева.
И.Бунин и Б.Зайцев. Роль поэтических приемов в их художественном творчестве.
Символизм как мировоззрение и стиль. Декадентство и символизм.
Символизм как литературная школа. "Старшие" и "младшие" символисты
Своеобразие прозы символистов.
А.Блок. Мировоззрение и стиль. Своеобразие символики.
Лирический герой А.Блока.
Акмеизм, его рождение и развитие. Манифесты и творческая практика.
Н.Гумилев — теоретик акмеизма и поэт. Романтическое в творчестве Н. Гумилева.
Жанр стихотворной новеллы в творчестве А.Ахматовой до Октября.)
О.Мандельштам. Художественный мир и творческое кредо.
Стиль эпохи в художественном творчестве футуристов.
В.Маяковский до Октября. Слово в стихе..)
Сатирическое в творчестве Маяковского до Октября..)
В.Маяковский — автор поэм и драм.
В.Маяковский — преобразователь поэтической речи.
М.Цветаева — "дитя" начала XX века .
Выдающийся прозаик начала века. (Дать аргументированную литературоведческую характеристику выбранного писателя.).
Особенности психологизма в творчестве Л.Андреева ("Жизнь Василия Фивейского", "Иуда Искариот").
"Слово" и "книга" в теоретических исканиях и творческой практике Валерия Брюсова.
Поэтическое в стиле А.М. Ремизова-сказочника.
Сонет и венок сонетов в творческой практике Вяч. Иванова.
Лирическое в малой прозе М.Горького.
Михаил Кузмин — прозаик и поэт.
В.Хлебников и И.Стравинский: "Девий бог" и "Весна священная".
В.Ходасевич. Стиль "Некрополя".
Жанр фельетона в творчестве А.Аверченко.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Основная
Художественные тексты
Горький М. Макар Чудра. Дед Архип и Ленька. Девушка и Смерть. Старуха Изергиль. Челкаш. Коновалов. Скуки ради. Супруги Орловы. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Фома Гордеев. Трое. Мещане. На дне. Дети Солнца. Сказки об Италии (3-5). Мать. Исповедь. Городок Окуров. По Руси (4-5). Детство. В людях. Поль Верлен и декаденты. Заметки о мещанстве. Разрушение личности.
Бунин И.А. Танька. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Захар Воробьев. Веселый двор. Иоанн Рыдалец. Братья. Господин из Сан-Франциско. Князь во князьях. Последнее свидание. Сны Чанга. Легкое дыхание. Аглая. Солнечный удар. Натали. Баллада. Прекраснейшая Солнца. Чистый Понедельник. Жизнь Арсеньева.
Стихи: Листопад. Родина. Одиночество. Собака.. Последний шмель. Сириус. Вход в Иерусалим. Плакала ночью вдова.
Андреев Л.Н. Баргамот и Гараська. Петька на даче. Большой шлем. Жили-были. Кусака. Бездна. Жизнь Василия Фивейского. Рассказ о семи повешенных. Иуда Искариот. Красный смех. Жизнь Человека.
Куприн А.И. Дознание. Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Штабс-капитан Рыбников. Листригоны. Изумруд. Гранатовый браслет. Звезда Соломона. Суламифь.
Серафимович А. С. На льдине. Стрелочник. Маленький шахтер. Похоронный марш. У обрыва. Зарева. Пески. Город в степи.
Вересаев В.В. Без дороги. Поветрие. Лизар. На эстраде. Состязание. Легенда. Из «Невыдуманных рассказов о прошлом.». Записки врача.
Ремизов A.M. Сказки "Посолонь", "Докука и балагурье" (5-7). Крестовые сестры. Узлы и закруты. Из книги воспоминаний "Подстриженными глазами" 3 очерка.
Розанов В.В. Декаденты. Уединенное; или один из Коробов "Опавших листьев". Апокалипсис нашего времени.
Зайцев Б.К. Волки. Душа. Голубая звезда; или: Преподобный Сергий Радонежский. Москва (главы из книги).
Шмелев И. С. Русская песня. Человек из ресторана. На скалах Валаама. Старый Валаам. Неупиваемая чаша; или: Лето Господне.
Толстой А.Н. Мишука Налымов. Хромой барин. Приключения Растегина.
Символисты и поэты круга символистов. И.Анненский, Ю.Балтрушайтис, К.Бальмонт, А.Белый, Вяч. Иванов, Ф.Сологуб, К.Фофанов.
Брюсов В.Я. Творчество. Ночью. Свиваются бледные тени. Юному поэту. Ассаргадон. Работа (1901). Скифы. Фабричная. Грядущие гунны. Конь блед. Работа (1917). К русской революции. Только русский. После смерти Ленина. Мир электрона.
Соловьев B.C. Милый друг, иль ты не видишь.... Панмонголизм. Око вечности. А.А.Фету. Из Платона. Не по воле судьбы, не по мысли людей... Оправдание добра, или Нравственная философия Владимира Соловьева.
Блок АА. Сумерки, сумерки вешние. Встану я в утро туманное. Мы встречались с тобой на закате. Брожу в стенах монастыря. Я, отрок, зажигаю свечи. Вхожу я в темные храмы. Мне снились веселые думы. Фабрика. Статуя. Из газет. Девушка пела в церковном хоре. Русь. Барка жизни встала. Когда в листве слепой и ржавой. О, весна без конца и без краю. Когда вы стоите на моем пути. Митинг. Сытые. Незнакомка. В ресторане. Ночь, улица, фонарь, аптека. Миры летят, года летят. О доблестях, о подвигах, о славе. Шаги командора. Ямбы (цикл). Кармен (цикл). Родина (цикл). Поэмы: Соловьиный сад. Двенадцать. Возмездие. Пьесы: Балаганчик. Роза и крест. Статья "Интеллигенция и революция". (Минимум 3 стихотворения наизусть.)
Проза символистов. Д.С.Мережковский (один из романов по выбору). Ф.Сологуб. Мелкий бес. В.Брюсов. Огненный ангел. А.Белый. Петербург.
Акмеисты и поэты круга акмеистов. А.Ахматова, Н.Гумилев, Г.Иванов, М.Кузмин, О. Мандельштам. (Анализ минимум 3 стихотворений каждого автора.)
Футуристы и поэты круга футуристов. В.Каменский, Б.Пастернак, И.Северянин, В.Хлебников. (Анализ 1 стихотворения каждого автора.)
Маяковский В.В. Я сам (автобиография). А вы могли бы? Адище города. Нате! Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Скрипка и немножко нервно. Вам! Гимн судье. Гимн ученому. Гимн критику. Гимн обеду. Лиличка! (вместо письма). Поэмы: Облако в штанах. Флейта-позвоночник. Война и мир. Человек. (Минимум 3 стихотворения наизусть.)
Поэты, не связанные с литературными группами. М.Волошин, В.Ходасевич, М.Цветаева, С.Черный.
Новокрестьянские и пролетарские поэты. С.Есенин, С. Клычков, Н.Клюев, А. Ширяевец, А. Коц, Г.Кржижановский, Л. Радин, Ф. Шкулев. (Анализ одного из стихотворений каждого автора обязателен.) Наизусть 3 стихотворения.
Демьян Бедный. Полна страданий наша чаша.... Лапоть и сапог. Приказано, да правды не сказано. Мой стих. (2 стихотворения разных жанров проанализировать, 1 — выучить наизусть.)
Знание минимум одного стихотворения каждого поэта наизусть обязательно. В отдельных случаях этот минимум оговорен специально.
Учебники и учебные пособия
Поэтические течения в русской литературе конца XIX — начала XX века: Литературные манифесты и художественная, практика: Хрестоматия/ Сост. А.Г.Соколов. — М., 1988.
Русская литература XX века. Дооктябрьский период: Хрестоматия/ Сост. Н.А. Трифонов. - М, 1987.
Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стихосложения /Сост. В.Е.Холшевников. - Л., 1987.
Литературные манифесты: От символизма к Октябрю/Подгот. к печати Н.Л.Бродский и др. — М., 1929.
Крук И.К. Русская литература XX века: Дооктябрьский период. – Просвещение, 1991.
История русской литературы: В 4 т. — Т. IV: Литература конца XIX — начала XX века (1881-1917) / Под. ред. К.А.Муратовой. — Л.,1983.
Смирнова JI.A. Русская литература конца XIX — начала XX века. – Просвещение, 1993.
Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. — М., 1984. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. — Высшая школа, 2000.
Волков Л.А., Смирнова JI.A. Русская литература XX века: Дооктябрьский период. — М., 1977.
Русская литература серебряного века / Под ред. В.В. Агеносова. — М., 1997.
Минералова ИГ. Русская литература серебряного века (Поэтика символизма). — М., 1999.
История русской драматургии: вторая половина XIX — начало XX века (до 1917 г.). -Л., 1987.
Дополнительная литература
Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала XX в.-М., 1975.
Судьбы русского реализма начала XX века / Под ред. К.А.Муратовой. — М., 1972.
Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. — М., 1975. у Долгополое Л.К. На рубеже веков. — Л., 1977.
Развитие реализма в русской литературе. Своеобразие критического реализма конца XIX — начала XX века. Возникновение социалистического реализма: В 3 т. — М., 1974. — Т.З.
Литературный процесс и русская журналистика конца XIX — начала XX века (1890 — 1904): буржуазно-либеральные и модернистские издания. — М., 1981.
Словари, учебные пособия, исследования обзорного характера
1. Русские писатели. Биографический словарь. 1-3 тома. - М.,1984.
2. Русская литература конца XIX начала XX веков в 90-е годы. - М.,1968.
3. Литературный процесс и русская концепция в России конца XIX- начала XX. вв. - М., 1981.
4. Русская литература и журналистика начала XX века. - М.,1988.
5. Русский театр и драматургия 1907-1917. - Л.,1988.
6. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. - М.,1975.
7. Гинзбург Л.Я. О лирике. - Л., 1989.
8. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. Проблема «Жизнетворчества». — Воронеж, 1991.
9. Аллен Луи. Этюды о русской литературе. -Л., 1989.
10. Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века»//Русская поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология. - М., 1993.
11. Бердяев Н. Русский культурный ренессанс началаXX века //Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1991.
12. История русской литературы XX века. Серебряный век./Под ред. Ж. Нива и другие. -М.,1995.
13. Серебряный век в России. Избранные страницы. - М.,1993.
14. Понурова Г.Е. Идейно-художественное своеобразие трилогии Д.С, Мережковского «Христос и Антихрист»: Материалы спецкурса по русской литературе конца XIX- начала XX. вв. – Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2004. – 36с.
Критика. Научная литература по отдельным темам
- Символизм
1. Краткая литературная энциклопедия /КЛЭ/. Статьи «Символ», «Символизм».Т.6.
2. Волынский А. Декадентство и символизм./Соколов А.Г., Михайлов М.В. - М.,1987.
3. Гофман В. Язык символистов //Литературное наследство. - М.,1937.
4. Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии и эстетике символизма //Литературно-эстетическая концепция в России конца XIX начала XX веков. - М.,1975.
5. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. - М.,1989.
6. Григорьев А. Мифы и поэзия символистов./Литература и мифология. - Л., 1975.
7. Асоян А.А. Данте и русская литература конца XIX начала XX века Пособие для студентов. - Свердловск,! 988.
8. Хансен-Леве А.А. Русский символизм. //Литературоведение. 1991.-.№3.
- В.Я. Брюсов
1. Чуковский К.И. В.Я. Брюсов //Чуковский К.И. Собр. соч.: В 6 томах. - М.,1969.
2. Цветаева М. Герой труда: Записки о Брюсове. //Наше наследие. 1988.№5.
3. Жирмундский В.М, Брюсов и наследие Пушкина. //Жирмундский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977.
4. Брюсов В.Я. Собрани<