В «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Система образов и особенности конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и фамусовская Москва. Истоки и причины их взаимной неприязни. Назначение образа Репетилова, художественная необходимость появления его в последнем акте. Характер отношений Чацкого и Репетилова. Репетилов и репетиловщина.
Литература
Билинкис Я.С. На повороте истории, на повороте литературы: О комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Русская классическая литература: Разборы и анализы. М., 1969.
Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988.
Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова // Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова; Макогоненко Г.П. «Евгений Онегитн» А.С. Пушкина. М., 1971.
Проблема положительного героя
В «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Чацкий как современный герой, выражающий новые идеи. Историческая конкретность образа Чацкого. Чацкий как носитель авторской мысли, живой характер, а не отвлеченный образ трибуна. Нормативность образа Чацкого (олицетворяет гражданские добродетели). Независимость Чацкого от среды. Общественное значение личных свойств Чацкого.
Литература
Билинкис Я.С. На повороте истории, на повороте литературы: О комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Русская классическая литература: Разборы и анализы. М., 1969.
Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988.
Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова // Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова; Макогоненко Г.П. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. М., 1971.
Поэзия Е.А. Баратынского
Философская лирика Баратынского: поэзия мысли. Острое восприятие дисгармонии мира. Преобладание рационального начала над эмоциональным. Психологический анализ. Книга стихов «Сумерки». Оригинальность Баратынского-поэта.
Литература
Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.
Лебедев Е.А. Тризна: Книга о Е.А. Боратынском. М., 1985.
Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. М., 1968.
Русская романтическая повесть
Романтическая направленность прозы 20 – 30-х годов. Жанровые разновидности романтической повести. Светская повесть, фантастическая повесть, повесть о художнике и т.д. Романтические герои А.А. Бестужева-Марлинского. Поэтика романтических повестей В.Ф. Одоевского. Романтические повести Н.А. Полевого.
Литература
Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1976.
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. Л., 1973.
Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Построение и стиль поэмы. Иронический тон. Роль автора и его замечаний. Сказочные положения и приключения. Характеристика персонажей. Поэма как беседа автора с читателем. Лиризм поэмы.
Литература
Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. М., 1992.
Томашевский Б.В. Пушкин: В 2 т. Т. 1. М., 1990.
Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. Л., 1986.
Пленник и Алеко
(эволюция героя в «южных поэмах» Пушкина)
Герой времени в поэме «Кавказский пленник». Внутренняя противоречивость Пленника, отличие его от героев политической поэзии декабристов. Субъективно-лирический способ изображения героя в поэме. Характер героя в «Цыганах». Трагедия индивидуалистического сознания Алеко. Отделение героя от автора. «Цыганы» – итог романтического периода творчества Пушкина.
Литература
Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. М., 1992.
Маймин Е.А. Пушкин: Жизнь и творчество. М., 1981.
Томашевский Б.В. Пушкин: В 2 т. М., Т. 2. 1990.
Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. Л., 1986.
17. Борис Годунов и Григорий Отрепьев
в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»
Отражение эпохи в характерах пушкинских героев. Роль и место главных антагонистов трагедии в системе образов, движении сюжета, развитии действия. Соотношение субъективных намерений героев и объективного смысла их деятельности. Пушкинское понимание личности и народа в истории и связанная с этим трактовка характеров в «народной трагедии».
Литература
Городецкий Б.П. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»: Комментарий. Л., 1969.
Лотман Л.М., Фомичев С.А. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»: Комментарий. СПб., 1996.
Рассадин С.Б. Драматург Пушкин: Поэтика. Идеи. Эволюция. М., 1977.
Евгений Онегин» А.С. Пушкина
Как роман в стихах
Жанровые особенности «Евгения Онегина». Отличие от традиционного прозаического романа и от романтической поэмы. Новое отношение к художественному слову. Иллюзия непосредственного рассказа. Переключение интонаций, игра точками зрения, система ассоциаций, реминисценций, цитат, роль авторской иронии. Обнажение условности любых литературных решений.
Литература
Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1983.
Лотман Ю.М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
Чумаков Ю.Н. «Евгений Онегин» Пушкина: В мире стихотворного романа. М., 1999.