Отзывы о творчестве Л.Андреева.

С Л.Н. Толстым и его супругой Леонид Андреев взаимопонимания не нашел.«Он пугает, а мне не страшно», - так Лев Толстой отозвался о Леониде Андрееве в разговоре с посетителем. Софья Андреевна Толстая в «Письме в редакцию» «Нового времени» обвиняла Андреева в том, что он «любит наслаждаться низостью явлений порочной человеческой жизни». И, противопоставляя произведениям Андреева произведения мужа, призывала «помочь опомниться тем несчастным, у которых они, господа Андреевы, сшибают крылья, данные всякому для высокого полета к пониманию духовного света, красоты, добра и… Бога».

Интересно высказывание М. Горького, очень близко знакомого с Л. Андреевым:

«Андрееву человек представлялся духовно нищим; сплетенный из непримиримых противоречий инстинкта и интеллекта, он навсегда лишен возможности достичь какой-либо внутренней гармонии. Все дела его "суета сует", тлен и самообман. А главное, он - раб смерти и всю жизнь ходит на цепи ее».

И еще, тот же М. Горький: «Леонид Николаевич странно и мучительно резко для себя раскалывался надвое: на одной и той же неделе он мог петь миру - "Осанна!" и провозглашать ему - "Анафема!" И чем более громко он возглашал: "Осанна!" - тем более сильным эхом раздавалось - "Анафема!"»

Оса́нна - спаси, мы молим.

Анафема - проклятие ( первонач. означавшее отлучение от церкви

Характеристика, которую дал М. Горький Леониду Андрееву, вполне справедлива и для главного героя рассказа «Иуда Искариот», к анализу которого мы и переходим. Сходство характеров автора и персонажа наводит на определенные выводы. Сам автор высказался следующим образом: "Как всегда, я только ставлю вопросы, но ответы на них не даю…"

Анализ повести “Иуда Искариот”.

Писатель- экспрессионист: склонность к притчевости.

При́тча - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)

Иуда на протяжении человеческой истории воспринимается не только как евангельский персонаж, но и как универсальная метафора, выражающая темную часть души человека, человечества.

Первоначальное название «Иуда Искариот и другие» 1902 – появился замысел повести , а 1907 -опубликована. Написана под влиянием событий русский истории - как поражения первой русской революции, отказа многих от революционных идей, так и внутренних импульсов самого Л. Андреева.

В рассказе «Иуда Искариот» Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Он говорил, что написал «нечто по психологии, этике и практике предательства».

В повести "Иуда Искариот" известный библейский сюжет подвергается переосмыслению: ученики Христа предстают трусливыми обывателями, а Иуда - посредником между Христом и людьми. В уста Иуды автором вложен весьма глубокий этический постулат: "Жертва - это страдания для одного и позор для всех. ... Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?". Сам автор охарактеризовал это произведение как "нечто по психологии, этике и практике предательства".
Главный герой, движимый любовью к Христу, решается проверить с помощью своего страшного "эксперимента" - предательства Христа, - насколько велика провозглашаемая другими любовь к Иисусу. Герой повести стремится утвердить свое право на любовь к Учителю и внимание Его и с горечью убеждается, что в душе каждого человека, если ее хорошо поскрести, можно найти темное начало, в том числе и в душах апостолов, предавших Мессию, оставивших Его в момент свершения жертвенного подвига. В рассказе рассматривается проблема идеала в человеческой жизни. Иисус и есть такой идеал, а его ученики должны проповедовать его учение, нести свет истины в народ. Но центральным героем произведения Андреев делает не Иисуса, а Иуду Искариота, человека энергичного, активного и полного сил.

У Леонида Андреева всё очень непросто. Иуда не предатель, а сподвижник Иисуса.
Если Иисус не будет предан, то не выполнит свою миссию. Иуда приносит себя в жертву ради торжества Божьей любви, воплощённой в подвиге искупления, совершенном Иисусом.

Смысл названия

Первоначальное название повести - "Иуда Искариот и другие " - в большей степени соответствует содержанию произведения, чем название окончательное. Вчисле "других" оказываются и остальные апостолы, и жители Иерусалима, и все человечество, допустившее крестную смерть Христа. Это аспект этический, психологический.

В образе Христа и Иуды Андреев сталкивает две жизненные философии. Христос умирает, и Иуда, кажется, может торжествовать, но эта победа оборачивается для него трагедией.

Почему? С точки зрения Андреева, трагедия Иуды состоит в том, что он глубже Иисуса понимает жизнь и человеческую природу. Иуда влюблён в идею добра, которую сам развенчал. Акт предательства - зловещий эксперимент, философский и психологический. Предавая Иисуса, Иуда надеется, что в страданиях Христа яснее раскроются людям идеи добра и любви. А. Блок писал, что в повести - «душа автора, - живая рана».

«Психология предательства» - основная темаповести Л. Андреева «Иуда Искариот».

Идея. Впервые мотив предательства вводится в текст заглавием (Иуда в нашем понимании – уже предатель). Символическое значение идеи предательства выражается сравнением Иуды со скорпионом. Предательство – нарушение верности, в первую очередь - самому себе. Скорпион в минуту опасности жалит сам себя, предаёт себя, т. е. становится самоубийцей, как Иуда.

Проблематика

1.К психологическим проблемам, поднятым в повести, относятся проблемы предательства и одиночества.

2.С позиции философии: может ли человек быть одинок? В чём причина его одиночества? Действительно ли иуда был именно предателем или действовал, руководимый высшими силами?

3. Этический и даже логический характер. Это - проблема взаимосвязи правды и лжи, истинности и неистинности.

4. Проблема несоответствия между учением Христа и учением официальных Церквей: Иисус страдал, но не просил защищать себя, был кроток, смиренен и не приветствовал никакого насилия, отвергал и осуждал его.

Андреевский Иуда

Л. Андреев - романтический писатель не принимал зла в окружающем его мире, важнейшим оправданием существования его на земле было творчество. В повести Л. Андреева Иуда - творец новой реальности, новой, христианской эры, как это ни кощунственно звучит для верующего человека.

Андреевский Иуда обретает грандиозные масштабы, он уравнивается с Христом. Если в начале повести Иуда "волочился по земле, подобно наказанной собаке", "отполз Иуда, помедлил нерешительно и скрылся", то после совершенного им:

…все время принадлежит ему, и идет он неторопливо, теперь вся земля принадлежит ему, и ступает он твердо, как повелитель, как царь, как тот, кто беспредельно и радостно в этом мире одинок. Замечает мать Иисуса и говорит ей сурово:

- Ты плачешь, мать? Плачь, плачь, и долго еще будут плакать с тобою все матери земли. Дотоле, пока не придем мы вместе с Иисусом и не разрушим смерть.

Иуда понимает ситуацию как выбор: или он изменит мир вместе с Иисусом, или:

Тогда не будет Иуды из Кариота. Тогда не будет Иисуса. Тогда будет… Фома, глупый Фома! Хотелось ли тебе когда-нибудь взять землю и поднять ее?

Таким образом, речь идет о преображении мира, не менее. Этого преображения жаждет все в мире, о нем тоскует природа:

И впереди его [Иуды. - В. К.],..поднимались стены оврага; и всюду, впиваясь в землю, высились огромные серые камни.. И на опрокинутый, обрубленный череп похож был этот дико-пустынный овраг. Все в мире жаждет преображения. И оно произошло - изменен ход времени.

Что такое слезы? - спрашивает Иуда и бешено толкает неподвижное время, бьет его кулаком, проклинает, как раба. Оно чужое и оттого так непослушно. О, если бы оно принадлежало Иуде, - но оно принадлежит всем этим плачущим, смеющимся, болтающим, как на базаре; оно принадлежит солнцу; оно принадлежит кресту и сердцу Иисуса, умирающему так медленно.

И еще одну важную черту андреевского героя (андреевской концепции человека) подчеркивают исследователи: "Это потенциальный бунтарь, мятежник, бросающий вызов земному и вечному бытию. Эти мятежники весьма различны по своему видению мира, и мятежи их носят различную окраску, но суть их существования едина: они гибнут, но не сдаются

Наши рекомендации