Рерактирование произв. худ. л-ры для детей.

Дет.л-ра—худ.,н-худ.и н-поп. Произв., напис-ые для детей. В это понятие вкл.шир.круг пр-ний д/взрослых,прочно вошедших в обиход дет.чтения,пр-ний нар.тв-ва и классиков. Они играют огр.роль в нрав. и эстет. Воспитании детей, в расширении их кругозора,выработке основ их мирапонимания.

Ред. Дет.л-ры д. знать ее специфич. особ-ти и, исходя из них, уточнять общ. требования к худ.пр-нию, критерии его оценки. Специфика л-ры обусловлена педаг. задачами, прир.ребенка, х-ром дет. восприятия. Пед.аспект—воспит.знание, к-ое кн. д. иметь в жизни ребенка. 1 из важн. крит-ев ее оценки явл. воспит. идея, к-ая д. присут-ть в замысле автора и ярко отображаться в т-те. Ред. необх. учит-ть специфику восприятия худ.т-та детьми. В б-ве случаев дети верят печ. слову. Писатель д. уметь понять, разглядеть сложность дет.мира, оценить знание кажд.факта для формир-ния х-ра и взглядов буд. взр. чел. Анализируя рук-сь,ред. Д.помнить о том,что чит-ль-реб. по-своему будет восприн-ть описываемые события, а влияние кн. на его сознание больше, чем на сознание взр. чел. Дети воспр-т окр.мир целостно, не всегда замечая отд. детали, образно-эмоц.познавая жизн.явления через игру. Дети не выносят однообр-я и скуки, ощущают фальшь в изобр-ии д-ти, увлек-ся романт, предпоч-т вес.,неуныв. героев. При создании дет.кн. исп-ся особые приемы отображения действ-ти:вкл-е в действие веселых героев, неожид. Смена событий, игра слов, парадоксы. Больш. интерес вызыв. познав. пр-ния. Кн. д. восп-ть ч-ва товар-ва, любви к прир.,прививать опр. навыки, показ.изв. предметы с нов. стороны. В основе деф-ции чит-лей-детей лежит возрастн. признак. 4 возр. категории: дошк.,мл.шк.,ср.шк.,старш.шк. Кн.д/дошк. им. свою понятную им проблематику, пиш. доступ. д/них яз. Т-т в кн. связан с ил-ями, а порой замен-ся ил-ми. В дошк. возр.категории: 6-9лет—детский—соотв. Мл. шк.возр.; 10-11лет—переходный, 12-13лет—подрастковый—ср.щк.возр.;14лет—перех.отподрст. к юнош.—начало старш.шк.возр. Дет.тип чит-ля предполагает выс. возм-ти воспри-тия понимания т-та, но небольш. слов. запас. Это возраст первонач. накопления. детей инт-т происх-е явлений, предм. Это влияет на ред.оценку замысла пр-ния, отбора мат-ла для его раскрытия. В 10-11лет разв-ся познав. и обществ. акт-ть, проявл-ся интерес к истор.кн. Дети воспр-т худ.л-ру как живую, реальн. жизнь. В 12-13лет в шк-ках разв-ся самосознание, стремление к самооценке, к опр-нию себя в мире. В 14лет возр-т соц.гражд.акт-ть подростка,стремление к поиску нрав. идеала. В 14-17лет—стремление к сам.мышлению.Они стоят на пороге выбора профессии, размыш. о буд., о роли отд.личности. Все эти факторы влияют на общ. подход к анализу пр-ния, уточняя ряд критериев оценки замысла, выбора жанра, темы, сюжета, яз.,стиль. Ред.д. хорошо представлять чит-лей, тех возр. гр., к-рым предназн. кн, пост. следить за интер-ами детей, знать изм-ния в шк. прогр-ме, чит.публ-ции по проблемам дет.чтения.




50 Редактирование рассказР-з заним значит место в совр литерат пр-се и в творч писателей. Малая форма не означ, что р-з легче написать, чем повесть или роман. Тут приходится раскрывать глуб, серьезные проблемы, поэтому авт должен найти достаточно емкую форму повеств. В р-зе все недостатки, недоработки авт особенно отчетливо бросаются в глаза, снижая силу воздействия произвед на читат.Ред анализир р-з в двух аспектах. С 1 стор, он определяет, может ли данный жанр вместить замысел автора. С 2 – сумел ли авт свойственными р-зу ср-ми полностью реализовать свой замысел. При этом ред ориентир на опред характер особ-ти р-за как жанра худож прозы. Ред оценивает значимость, актуальность авт замысла. В р-зе д б представлены события, кот дают возм-ть вскрыть важн нравств или соц конфликты. Однако глубокий, интересный замысел д б передан в яркой, образной форме. Анализируя мастерство писателя, ред может учитывать такие существ хар-ки р-за, как одноплановость, органическое единство персонажей, сюжета и композиции, динамизм повеств-я. При этом особ вним след обратить на отбор жизненного мат-ла. Он должен быть направл на реализ-ю данного конкр замысла. Есть 2 важн момента в созд р-за, кот в ред анализе мастерства писателя должны быть главенствующими. 1 – психологич мотивировка поступков героев, что придает повеств-ю жизненную достоверность. 2 — исп-е авт худож детали. Поскольку р-з — малообъемное произведение, умелое включение худож детали обеспеч наиболее адекватное проникновение читателя в замысел авт, придает повеств-ю необходимую эмоциональность, подключает ассоциации читателя, дает простор размышлениям и обобщениям.

Р-з может включать только 1 случай из жизни героев. Он м-т строиться на сопоставлении ряда эпизодов, охватывающ более или менее продолжит промежутки времени. Но введение большого числа персонажей и сюжет линий противотечит специфике жанра. В р-зе большое знач имеет динамика повеств, стремительность разв-я сюжета. Затянутая экспозиция, неоправд подробности – недочеты р-за. Противоречия м/у мат-м и жанром возникают и тогда, если авт старается в повеств неоправд большой запас наблюдений. Перед ред встает задача выявить ненужные побочные мотивы, лишние, не имеющие отнош к осн линии эпизоды и предложить авт исключить или переработать подобные эл-ты. Отсутствие псих мотивировки поступков героев, неоправд пропуски в разв действия, схематичность хар-ров, кот лишены индивид запоминающихся черт – эти недостатки возник иногда из-за чрезмерной лаконичности изложения. Ред д уметь различать продум краткость и неоправд краткость, пропуски в изложении событий, кот легко восстан в воображ чит-ля, и незаполн пустоты, наруш целостность повеств. Важно видеть, что образный показ подменяется информац сообщениями о событиях. Т о р-з д б не просто краток, он д облад подлинно худож лаконичностью. Это завис не только от огранич объема жизн мат-ла, небольшого числа действ лиц, одноплановости сюжета, но и от емкости худ ср-в.

Редактирование романа

Роман — пр-ние глубоко социальное, в к-ом всесторонне исследуется чел. личность в ее связи с обществом, временем, историей. Ос-ти, к-ые отличают роман: идейно-худ. Масштабность, синтетичность, сюжетно-композиц. Многоплановость. Роман берет на себя задачу выявления важн. Черт нац. Хар-ра и психологии в тесной связи с показом ист. Жизни народа. Роман использует разн. Способы, приемы, средства психологизма, раскрытия хар-ра, мировосприятия чел. Разновидность р.: соц-бытовой, истор., философ., сатирич., фантастич. И др. Ред-ние романа — слож., длительн. И трудоемкий процесс. Редактору следует выяснить, сумел ли автор прав-но опред-ть размеры полотна для св. картины. Если реально-бытовой и общественный мат-л не заполняет жанров. Форму, размеры пр-ния вступают в противоречие с узостью темы. Ред-ру необходимо обратить внимание на гл. недостаток совр. Р. – многословие, когда описат-ть преобладает над изобр-тью, когда автор с дотошностью фотографа воспр-т события. Ред-р д. уметь отличать полноту худ. Воспр-ния жизни от изменений детализации, перенасыщенности ткани романа лишними идейного сод-ния сценами. Ред-р д. учитывать такое св-во р., как его синтетичность. В р. Переплетаются явления, судьбы, исп-ся различн. Эл-ты повеств-ния (описания и хар-ки, диалоги и лирич. отступления). Поэтому особ. Знач-е приобретает верно найденное, продуман. Сюжетно- композиц. Решение, к-ое дает возможность гармонически соед-ть все эти Эл-ты пов-ния в одно целое, подчинить их общ. Цели. Важн. Задача ред-ра — суметь увидеть пр-ние целиком.

Для анализа р. Ред-ру помощь может оказать состояние плана пр-ния, к-ый фиксирует осн. Моменты развития сюжета. Такик записи помогают отвлечься от второстеп. Линий р., выд-ть гл., показать просчеты, к-ые трудно вскрыть при непосредственном чтении. Неопытный автор не всегда может увидеть просчеты в соотнн-нии осн. Сюжет. Мотива и второстепенн. мат-ла

Необх. Сказать о таком важном критерии лит. Пр-ния , как единство сюжета и х-ров. Эпизоды, сцены, не связ. С развитием х-ров героев , не обусловл. Это развитие, д. б. отмечены как недостаток пр-ния. Большим подспорьем для ред-ра в анализе героев м. б. составление б-фий героев. Это может помочь ред-ру увидеть героя р. Целиком. При этом ред-р не д. стремиться дорисовать образ, навязать автору св. реш-е х-ра , св. линию поведения. Задача ред-ра в общем показать недостатки, убедить автора в необх-ти вернуться к данному персонажу снова. Успех ред. Работы над рукописью р. Опр-ся как проникновением в инд., творч. Замысел пис-ля, так и прав. Понимание общ. Особ-тей жанра.


Наши рекомендации