Задачи и особенности художественной литературы

Редактор получает художественное произведение в виде результата художественного творчества, закреплённого в художественном тексте.

Художественная литература — явление искусства, эстетически выражающее общественное сознание и формирующее его в свою очередь. Худ. литература как вид искусства возникла на почве устно-поэтического народного творчества путём осознания роли личности в историческом процессе. Худ. литература хранит, накапливает и передаёт от поколения к поколению нравственные, философские, социальные, эстетические ценности. Худ. литература выражает мировоззрение, идеалы, потому что она является средством постижения действительности. В рассказе М. Горького «Читатель» очень хорошо сказано о сущности литературы: «Цель литературы — помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нём стремление к истине, бороться с пошлостью в людях…» (1898). Сущность литературы в том, что она позволяет отдельному человеку жить единой жизнью с человечеством, делить судьбу со всем миром в его прошлом и настоящем и в его мечтах о будущем. Чем меньше человек обращается к литературе, тем он беднее, тем ограниченней его духовный мир. Чем теснее человек с ней связан, тем значительнее круг мыслей, которые иначе не возникли бы у него.

В литературном произведении речь идёт о человек, о его поступках, чувствах, мыслях, отношениях с другими людьми, событиях, которые с ним происходят, предметах и природе, которые его окружают.

Различные науки изучают человека, но каждая из них интересуется той или иной стороной его жизни. Но только в литературе человек выступает кА живая личность. Поэтому М. Горький очень точно заметил, что литература — это человековедение. Главный признак литературы — правдивое изображение человеческой жизни в художественных образах. Литература создаёт словесные картины человеческой жизни, словесные образы. В этом её основное отличие от других видов искусства. Следовательно, редактор при анализе и оценке литературного произведения должен исходить, прежде всего, из коренных свойств словесного образа как его основы.

35. Издания худ и детской лит в РБ

В РБ худ лит широко представлена соврем писателями не только нашей страны, но и дальнего и ближнего зарубежья. Выполняются отд пр-ния, сборники, альманахи (альманах: Сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку.), хрестоматии (хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.), СС. Объедин. образностью замысла, тематики, целев или чит назначением, мн издания сост-т серии, выходящие под общ названием и в однотипном оформлении. Издатели учитывают неоднор стр-ру чит аудитории, различия целей чтения худ лит и готовят массовые попул и науч издания для взрослых, спец издания для детей, дошкольников, школьников млад и сред и старш возраста, юношества. Худ лит в РБ издают многие коммерч изд-ва и все гос. Но ведущее место в выпуске худ лит занимает «Мастацкая лит».




Классификация справочников

По целевому назначению можно выделить следующие типы спр-ков.

Научные с-ки. Они содержат науч. знания по той или иной отрасли знания или какому-нибудь отдельному вопросу, необходимых в научной деятельности. По читательскому адресу научные с-ки подразделяются на книги для специалистов и для смежников. Последние имеют сокращенный объем, отличаются большей степенью популярности. По полноте информации научные с-ки делятся на комплексные и специализированные. Среди комплексных выделяются отраслевые, например "Справочник химика", "Справочник по биологии", и подотраслевые (узкоотраслевые), например "Справочник по аналитической химии", "С-ик по атомной и молекулярной физике". В компл-ых с достаточной полнотой сообщаются общетеоретические сведения; данные же по узким вопросам рассмотрены в меньшем объеме, чем в спец-ых пособиях. Спец-ые с-ки отличаются богатым фактическим материалом.

В процессе подготовки науч. спр-ков анализируются уже известные в науке данные и приводятся сведения о последних достижениях отрасли науки, новые факты и идеи, а также сведения, заполняющие пробелы в развивающихся областях научных исследований.

Производственные с-кипредставляют сведения, которые относятся к различным отраслям произв-ой деятельности. Они предназначены для практич-их работников в их професс-ой деятельности. Прикладной хара-р обязывает включать в спр-ик проверенные, устоявшиеся данные, наиб. пригодные для практич. использования. Поэтому здесь обычно опускается поясняющий материал.

По тематике производственные с-ки делятся на межотраслевые и специализированные. Межотр. с-ки, например "Общетехнический спр-ик" для рабочих, во-первых, позволяют представлять сведения общетехнического характера в упорядоченном, систематизированном виде и, во-вторых, выполняют роль своеобразного введения к ряду специализир-ых пособий. Тематические специализир-ые с-ки содержат сведения по различным производственным процессам, оборудованию, его монтажу и эксплуатации, а также основным и вспомогательным материалам. Большую группу среди них составляют справочники специалиста. В издательском деле это — "Спр-ик редактора", "Спр-ик корректора", "Спр-ик технического редактора", "Спр-ик автора".

Популярные с-кипредставляют разнообразную информацию, предназначенную для широких масс в целях содействия их просвещению. Они содержат сведения об актуальных проблемах науч. и культурной жизни, изложенные в доступной читателю-неспециалисту форме. Объем с-ка (по сравнению с научным) значительно сокращается, изложение упрощается, специфические термины отсутствуют, структура с-ка — "четкая и ясная, сокращения и условные обозначения сведены к минимуму.

Бытовые с-кисодержат сведения прикладного характера (телефонные книги, календари, списки членов организаций, расписания движения и т. п.).

Учебные с-киизлагают сведения по определенной отрасли знания и организованны в соответствии с учеб. программой.

Массово-политические с-кипользуются большой популярностью и спросом. Они содержат сведения общественно-политической тематики и призваны содействовать идеологической работе.

Ред-ние с-ков аналогично ред-нию отдельных видов лит-ы. Конечно, необходимо каждый раз учитывать характер этого вида издания, особый стиль и композицию изложения текста, его сжатость и концентрированный хар-р.

Наиб. важной разновидностью с-ных изд-ий следует назвать энциклопедии.

Лингвистические словари

В языковых словарях приводится объяс­нение слова, его лексикологическая, грамматическая, этимологическая характеристики. Естественно, что между этими двумя группами сло­варей нет четкой границы, некоторые из них объединяют в себе при­знаки разных классов.

Языковые словари по целевому назначению подразделяются на:

1. Научные (исследовательские) словари содержат материалы лингвист-их исследований и могут выполнять функции базовых при создании нормативных, учебных и популярных изданий. Они содержат не лексику общенародного лит-го языка и просторечия, территориальные и социальные диалекты, устаревшие слова. Например: "Словарь русского языка Академии наук" под редакцией А. А. Шахматова, 'Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля, "Этимологический словарь русского языка" в четырех томах Макса Фасмера, многотомник "Гистарычны слоуник беларускай мовы"(18 томов). Из диалектных словарей отметим пятитомное издание «Тураускага слоуника».

2. Нормативные словари включают только устоявшуюся лексику современ. лит-го языка, соответствующую языковой норме. Эти словари рассчитаны на практическое использование в самых различных сферах человеческой деятельности ("Толковый словарь рус. языка" под ред. Д. Н. Ушакова (4 тома), "Словарь русского языка" под ред. А. П. Евгеньевой (4 тома), однотомный "Словарь русского языка" С. И. Ожегова, "Словарь современного русского лит.ого языка" (17 томов), 'Тлумачальны слоение беларускай мовы" (5 томов), одно­томное издание 'Тлумачальны слоуник беларускай литаратурнай мовы").

3. Учебныесловари предназначены для обучения языку. Их состав определяется целями и задачами учебн. программы. Словник такого издания ориентирован на лексич. минимум и хар-ся целенаправленным отбором материала ("Арфаграфичны слоуник", "Тлумачальны слоуник беларускай мовы", "Русско-белорусский словарь", "Белорусско-русский словарь").

4. Популярныесловари содержат общеупотребительную лексику, необходимую для делового общения и обслуживания туристов и экс­курсантов. Это в первую очередь иностранно-русские разговорники, выпускаемые массовыми тиражами.

По характеру информации словари бывают одно-, дву- и много­язычные. В зависимости от включенного материала выделяют общие словари, охватывающие все или большинство аспектов лексикогра­фического описания слов, и частные, отражающие какой-либо один аспект лексики —- язык писателей ("Слоуник Янки Купалы"), иноязычные слова, синонимы, омонимы.

В зависимости от полноты охвата лексики словари подразделяются на полные, средние и краткие. Имеются так называемые обратные словари, где слова располагаются по алфавиту не начальных, как обычно, а конечных букв слов. Для облегчения поиска в словаре слова выравн-ся по правому краю.


Наши рекомендации