Вопрос 65. Критика модели Д. Бродбента. Основные эксперименты
По Бродбенту – фильтр жесткий, информация воспроизводится испытуемыми поканально (последовательно), информация отбирается по физическим характеристикам
Критика:
Как возможно, что некоторая информация попадает в отчет при жестком фильтре?
Конец 1950-х годов опубликованы результаты экспериментов Морея. Морей проводил эксперименты, в которых он по нерелевантному каналу давал 7 слов, каждое из которых повторялось. Выяснялось, что испытуемый эти слова не фиксировал. Тогда Морей предложил другое: испытуемый вторит релевантному каналу, в это время по нерелевантному каналу говорят: «остановись, переключись» и т.п. этого тоже не услышали, что подтвердило Бродбента. Затем Морей ввел на нерелевантный канал имя испытуемого: «Джон Смит, переключись на другое ухо», около трети испытуемых либо выполняли команду, либо просто сообщали о ней в конце эксперимента, но не подчинились, т.к. поняли, что это ловушка. Были и случаи, когда замечались и другие слова, к примеру, страна, которая недавно посещалась. В последствии Морей проводил другие эксперименты, пришел к выводу: восприятие нерелевантной информации доступно тренировке. Испытуемым давали инструкцию, обнаружить цифры, проходящие по нерелевантному каналу, при этом надо было вторить релевантному канал. Новички замечали не более 8% цифр с нерелевантного канала, но сам Морей в результате тренировок смог обнаружить до 67% цифр. Вывод: фильтр не на столько жесткий, он работает не только по физическим, но и по смысловым характеристикам, правда Бродбент предусмотрел это, сказав, что долговременное хранилище влияет на настройку фильтра.
Два оксфордских выпускника, Грей и Веддерберн (1960), провели эксперимент, результаты которого поставили теорию с фильтрацией Бродбента под сомнение. Они предъявляли через левое и правое ухо слоги, составляющие вместе одно слово, и случайные цифры, так что когда в одном ухе слышался слог, в другом слышалась цифра. Например:
Левое ухо ОБЪ 2 ТИВ
Правое ухо 6 ЕК 9
Если теория с фильтрацией Бродбента (основанная на физической природе слуховых сигналов) верна, то испытуемые, когда их просили повторить то, что они слышали через один канал, должны были бы произнести нечто невнятное - например, "об-два-тив" или "шесть-ек-девять>>. Но вместо этого они говорили слово "объектив" (объ-ек-тив - в нашем примере), демонстрируя тем самым свою способность быстро переключаться с одного канала на другой.
Во втором эксперименте (иногда эту задачу называют "Дорогая тетя Джейн" или "Какого черта") Грей и Веддерберн использовали ту же самую процедуру, но вместо слогов предъявляли фразы (например, "Мышь ест сыр", "Какого черта" или "Дорогая тетя Джейн" ):
Левое ухо Дорогая 3 Джейн
Правое ухо 4 тетя 5
Как и в эксперименте с цифрами и разделенными словами, испытуемые в этом эксперименте склонны были слышать фразу "Дорогая тетя Джейн"; они, таким образом, явно группировали части сообщений по их смыслу. Как пишут Грей и Ведденберн, "испытуемые в этой ситуации действовали разумно".Можно утверждать, что эти исследователи играли не вполне честно, поскольку стремление понять смысл разделенного слова или фразы естественно заставляло испытуемых быстро переключаться между каналами, что нехарактерно для обычного восприятия информации. Другие исследователи оспаривали теорию одного канала на основе результатов измерения кожно-гальванической реакции (КГР) (например, Могеу). В этих экспериментах вслед за некоторыми словами, предъявляемыми на контролируемое вниманием ухо, следовал удар током. Повторное предъявление этих слов вызывало изменение КГР. После выработки условной кожно-гальванической реакции испытуемых просили оттенить одно из сообщений. Неожиданно слово, на которое была выработана услов-пая реакция, предъявлялось по игнорируемому каналу. Оказалось, что, когда это случалось, появлялась КГР. В одном из экспериментов (фон Райт и др.) изменение КГР происходило в результате предъявления не только условного слова, но и его синонимов и омонимов. Из этих результатов следует, что игнорируемые сигналы не только обнаруживаются, но и семантически обрабатываются. Но Вордлоу и Крол не смогли повторить эти результаты и подвергли сомнению надежность этого эффекта.
Окончательный пересмотр модели Бродбента – исследования Трейсман
Факт – некоторые данные с нерелевантного канала попадают в отчет. Очевидно, что это попадание имело некоторую закономерность. Эту закономерность она и выявляла. Трейсман использовала тот же метод перекрестной подачи информации Результаты были соответствующие испытуемые, вторившие релевантному каналу, незаметно переключались на нерелевантный, и в этой ошибке отчет себе не давали. Было установлено: фильтр работает по смысловым характеристикам. Модель Бродбанта не могла эт явление объяснить. В другом исследовании Трейсман на оба канала подавался один и тот же текст. При чем на нерелевантном канале информация шла или с отставанием на пять шесть секунд или с опережением на 1-2 секунды. Испытуемые указывали, что они заметили некоторое сходство релевантной и нерелевантной информации. Также она использовала Билингв. Метод дихотического прослушивания один и тот же текст на разных языках испытуемый отчитывается об информации на релевантном канале и отмечает чувство знакомости сообщения по нерелевантному каналу. Причем тут следует обратить внимание, что интерференция между сообщениями тем больше, чем выше сходство между сообщениями. Например, вторить релевантному каналу, на котором читается художественный рассказ легче, если по нерелевантному идет рассказ по биохимии и труднее, если там идет другой отрывок этого ж рассказа. Трейсман предпринимает критический эксперимент, она разрушает смысловую целостность подаваемой информации, разводит ее по каналам
Релевантный канал: зи то
Нерелевантный канал ле ма
Если фильтр жесткий, то последовательно зито, лема. НО! Испытуемый дает в отчете – зима и что-то еще.
Вывод: часть информации с нерелевантного канала неизбежно попадает на релевантный.
Выводы по итогам исследований Трейсман:
1. фильтр не жесткий
2. большое значение в обработке информации играют смысловые характеристики сообщения.