IV. Тематические направления Конкурса

1. Поскольку 2015 год объявлен в России Годом литературы, тематика Конкурса посвящена российским поэтам и писателям, чьи юбилейные даты отмечаются в 2015 году, а также юбилеям литературных произведений.
Писатели-юбиляры 2015 г. (примерный список):

  • 270 лет со дня рождения Д.И. Фонвизина
  • 220 лет со дня рождения А.С. Грибоедова
  • 215 лет со дня рождения Е.А. Боратынского
  • 200 лет со дня рождения П.П. Ершова
  • 195 лет со дня рождения А.А. Фета
  • 180 лет со дня рождения Н.Г. Помяловского
  • 160 лет со дня рождения В.М. Гаршина
  • 155 лет со дня рождения А.П. Чехова
  • 150 лет со дня рождения Д.С. Мережковского
  • 145 лет со дня рождения А.И. Куприна и И.А. Бунина
  • 135 лет со дня рождения А. Белого, А.А. Блока, А.С. Грина, С. Черного
  • 130 лет со дня рождения В. Хлебникова
  • 125 лет со дня рождения Б.Л. Пастернака
  • 120 лет со дня рождения С.А. Есенина
  • 110 лет со дня рождения М.А. Шолохова
  • 105 лет со дня рождения А.Т. Твардовского, Ю.П. Германа, О.Ф. Бергольц
  • 100 лет со дня рождения К.М. Симонова, В.М. Тушновой
  • 95 лет со дня рождения Ф.А. Абрамова, Ю.М. Нагибина, Д.С. Самойлова
  • 90 лет со дня рождения Ю.В. Трифонова, Е.И. Носова
  • 85 лет со дня рождения Ю.С. Рытхэу
  • 75 лет со дня рождения И.А. Бродского

Литературные произведения-юбиляры 2015 года (примерный список):

  • 250 лет первой публикации книги «Басни» И.А. Крылова
  • 225 лет книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • 215 лет со времени первого издания древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве»
  • 195 лет поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
  • 190 лет драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»
  • 185 лет драматическому циклу А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» и сборнику «Повести Белкина»
  • 180 лет книге Н.В. Гоголя «Миргород», драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и роману И.И. Лажечникова «Ледяной дом»
  • 175 лет роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • 170 лет роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди» и комедии А.Н. Островского «Лес»
  • 160 лет книге Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы»
  • 155 лет роману И.С. Тургенева «Накануне»
  • 150 лет повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
  • 145 лет трагедии А.К. Толстого «Царь Борис» и сатирическому роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • 140 лет роману Ф.М. Достоевского «Подросток» и комедии А.Н. Островского «Волки и овцы»
  • 135 лет роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
  • 120 лет поэтическому сборнику «В безбрежности» К.Д. Бальмонта, рассказам М. Горького «Старуха Изергиль» и «Челкаш»
  • 115 лет поэтическим сборникам «Горящие здания» К.Д. Бальмонта, «Tertia Vigilia» («Третья стража») В.Я. Брюсова и рассказу И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
  • 110 лет повести А.И. Куприна «Поединок»
  • 105 лет сборнику стихотворений М.И. Цветаевой «Вечерний альбом»
  • 100 лет сборнику И. Северянина «Ананасы в шампанском», поэме А.А. Блока «Соловьиный сад», поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»
  • 85 лет поэме В.В. Маяковского «Во весь голос»
  • 95 лет поэме С.А. Есенина «Сорокоуст»
  • 90 лет поэме С.А. Есенина «Анна Снегина», роману Ю.Н. Тынянова «Кюхля», сказке К. Чуковского «Бармалей», поэме В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • 85 лет роману А.П. Платонова «Котлован», книге Б.С. Житкова «Рассказы о животных»
  • 75 лет роману М.А. Шолохова «Тихий Дон», повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
  • 70 лет поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», роману А.Н. Толстого «Петр I», книге М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
  • 60 лет поэтическим сборникам Р.И. Рождественского «Флаги весны» и Н.А Заболоцкого «Некрасивая девочка», повести В.Ф. Пановой «Серёжа», поэме «Дядя Стёпа – милиционер» С.В. Михалкова
  • 50 лет роману А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу», поэтическому сборнику Р.И. Рождественского «Радиус действия», роману Н.Н. Носова «Незнайка на Луне»
  • 45 лет поэтическому сборнику Б.А. Ахмадулиной «Уроки музыки», повести В.Быкова «Сотников»
  • 40 лет роману А.И. Солженицына «Бодался теленок с дубом», повести Ю.И. Коваля «Недопёсок», повести А.Г. Алексина «Третий в пятом ряду»
  • 25 лет поэтическому сборнику А.А. Вознесенского «Аксиома самоиска»
  • 15 лет со времени начала публикации цикла Б.Акунина «Приключения Эраста Фандорина»

2. В 2015 году в России будет отмечаться 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому эта тема также включается в тематику конкурсных работ. Сочинения в рамках этого тематического направления могут быть посвящены книгам о войне, творчеству писателей и поэтов-фронтовиков, военным событиям в истории региона, города или населенного пункта, мемориалу ВОВ, установленному на родине участника Конкурса, страницам войны в истории одной семьи, рассказу о конкретном человеке – участнике боевых действий или работнике тыла, рассказу о военном детстве членов семьи и т.д.

3. Еще одним тематическим направлением Конкурса является история российского предпринимательства и его связь с историей культуры России. Сочинения в рамках этого тематического направления могут быть посвящены фактам биографии русских предпринимателей-меценатов; истории создания и современной жизни культурных учреждений, музеев и памятников, созданных при поддержке предпринимателей-меценатов.

Рабочая группа регионального этапа Конкурса производит отбор нескольких тематических направлений (в соответствии с Положением о Конкурсе), из которых не менее 3-х должны быть посвящены авторам-юбилярам и книгам-юбилярам; 1 – Великой Отечественной войне; 1 – истории российского предпринимательства. Таким образом, на уровне региона может быть выбрано не менее 5 тематических направлений. Выбор производится с учетом литературных и культурных традиций региона. Например, в Чукотском АО, скорее всего, целесообразно выбрать в качестве одного из авторов-юбиляров Ю. Рытхэу, в Ростовской области – направление, связанное с творчеством М.А. Шолохова, в Крыму – с творчеством А. Грина, в Севастополе – с юбилеем книги Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы» и т.д. Тематику истории российского предпринимательства можно раскрыть на примере объектов культуры родного края, в создании, восстановлении или поддержке которых в прошлом и настоящем принимали участие российские предприниматели.

При выборе тематических направлений следует учитывать интересы и возможности участников Конкурса младшей возрастной группы, т.е. как минимум одно тематическое направление должно быть посвящено авторам произведений для детей или книгам для детей младшего школьного возраста.

В соответствии с выбранными на региональном уровне тематическими направлениями происходит подготовка участников к Конкурсу. Представляется целесообразным в целях обеспечения психологического комфорта учащихся-участников Конкурса объявление за неделю до проведения школьного этапа Конкурса тематических направлений сочинений, которые определит региональная Рабочая группа.

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции учащегося, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий.

V. Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям

  • «История моего знакомства с …. (писателем или произведением)». Жанр – рассказ.
  • «О чем книги говорят по ночам». Жанр – сказка.
  • «Здравствуй, будущий читатель …. (писателя или произведения)». Жанр – письмо.
  • «Где ты, где ты, отчий дом?» На родине С.А. Есенина». Жанр – заочная экскурсия.
  • «Не гаснет памяти свеча». «Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого». Жанр – очерк.
  • «Слово о Грибоедове». Жанр – слово.
  • «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека» (Белинский), (размышления о романе, например, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского» или «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина»). Жанр – эссе.
  • «…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (размышления, навеянные стихотворением Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»). Жанр – эссе.
  • «В нашем городе есть памятник…» (о памятнике, посвященном Великой Отечественной войне; о памятнике или культурном объекте, созданном при поддержке предпринимателей-меценатов). Жанр – очерк, заочная экскурсия.
  • «История страны – это история людей» (о конкретном человек или семье в годы ВОВ, о ком-то из российских меценатов). Жанр – рассказ, очерк.

Данные примеры являются ориентировочными. Использование предложенных формулировок в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего балла.

Наши рекомендации