Основные положения Концепции Всероссийского конкурса сочинений
Основные положения Концепции Всероссийского конкурса сочинений
I. Цели и задачи проведения Всероссийского конкурса сочинений
Цели проведения Всероссийского конкурса сочинений:
- возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные компетенции учащегося на разных этапах обучения и воспитания личности;
- обобщение, систематизация и распространение накопленного отечественной методикой эффективного опыта по обучению написанию сочинений и развития связной письменной речи учащихся в целом.
Задачи проведения Всероссийского конкурса сочинений:
- создать условия для самореализации учащихся, повышения их социальной и творческой активности;
- укрепить положительное отношение подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям;
- актуализировать идею грамотного владения русским языком и знание художественной литературы;
- предоставить учащимся возможности продемонстрировать приобретенные коммуникативную, речеведческую, литературоведческую компетенции при создании текста;
- развить интерес и стимулировать учащихся к текстотворчеству с целью получения нового личностного опыта;
- актуализировать умения учащихся в области применения языка в ситуации создания текста;
- выявить литературно одаренных учащихся, способных творчески осмысливать и преобразовывать литературный и языковой материал в соответствии с темой и жанром собственного текста;
- привлечь внимание общественности к социально значимым проектам в области образования; к пониманию значимости функционально грамотного и творческого владения русским языком;
- продемонстрировать заинтересованной общественности направления работы, ресурсы и достижения системы образования в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений;
- получить внешнюю оценку образовательного результата, закрепить в общественном сознании мысль о том, что система образования интегрирована в процесс решения общегосударственных гуманитарных проблем.
- способствовать распространению эффективных педагогических методик и практик в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений;
- привлечь внимание педагогических работников к проблемам развития связной письменной речи учащихся и обучения написанию сочинения как метапредметного результата образования;
- обеспечить дополнительные условия для профессиональной самореализации и самооценки учителя, совершенствования его профессиональных компетенций в области развития письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений.
II. Этапы проведения Всероссийского конкурса сочинений
Всероссийский конкурс сочинений проводится не позднее 1 ноября 2015 г. (общее число участников – не менее 300 человек из не менее 50 субъектов Российской Федерации) в 4 этапа:
1 этап – школьный, очный.
2 этап – муниципальный, заочный.
3 этап – региональный, заочный.
4 этап – федеральный, заочный.
Определение победителей и призеров Конкурса на федеральном уровне – до 30 октября 2015 г.
Конкретные сроки и регламент проведения Конкурса будут объявлены Приказом Министерства образования и науки РФ в августе 2015 г.
V. Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям
- «История моего знакомства с …. (писателем или произведением)». Жанр – рассказ.
- «О чем книги говорят по ночам». Жанр – сказка.
- «Здравствуй, будущий читатель …. (писателя или произведения)». Жанр – письмо.
- «Где ты, где ты, отчий дом?» На родине С.А. Есенина». Жанр – заочная экскурсия.
- «Не гаснет памяти свеча». «Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого». Жанр – очерк.
- «Слово о Грибоедове». Жанр – слово.
- «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека» (Белинский), (размышления о романе, например, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского» или «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина»). Жанр – эссе.
- «…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (размышления, навеянные стихотворением Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»). Жанр – эссе.
- «В нашем городе есть памятник…» (о памятнике, посвященном Великой Отечественной войне; о памятнике или культурном объекте, созданном при поддержке предпринимателей-меценатов). Жанр – очерк, заочная экскурсия.
- «История страны – это история людей» (о конкретном человек или семье в годы ВОВ, о ком-то из российских меценатов). Жанр – рассказ, очерк.
Данные примеры являются ориентировочными. Использование предложенных формулировок в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего балла.
Композиция сочинения
Критерий позволяет выявить и оценить композиционные качества сочинения, умения автора в области построения связного письменного текста: наличие и цельность композиции, наличие вычленяемых композиционных элементов, логичность их расположения и соразмерность относительно друг друга, соответствие композиции выбранному жанру и логике развития мысли.
Основные положения Концепции Всероссийского конкурса сочинений