Какие два принципиально разные подходы к понятию «мотив» сложились в литературоведении? Какие ученые представляют каждое из них?
Мотив – любая единица сюжета, взятая в аспекте ее повторяемости, типичности, т.е. имеющая значение либо традиционное, либо характерное для творчества данного писателя и даже отдельного произведения.
1. Веселовский – признак мотива – его образный одночленный схематизм (в основе – повторяемость элементов в эпических произведениях)
2. Томашевский связывает мотив с темой, тема отдельного предложения – есть мотив, тема неразложимой части произведения – мотив.
38. Что такое «динамический» мотив по определению Томашевского? Приведите пример из литературы.
Мотивы равны коллизиям. Динамические мотивы содержат косвенную характеристику персонажа через поведение и поступки. Типичная форма – поступи героев, их действия.
39. Что такое статический мотив по определению Томашевского? Приведите пример из литературы. Мотивы равны ситуациям. Часто служат прямой характеристике персонажа, которая находится в тесной связи с косвенной: подтверждает ее или ею подтверждается. Типичная форма – описание.
40. Что такое свободный мотив по определению Томашевского? Приведите пример из литературы.
Это элемент текста, а не действия.
41. Что такое связный мотив по определению Томашевского? Приведите пример из литературы.
Это динамические и статические мотивы, которые необходимы для хода действия.
42. Какие мотивы Томашевский называет «вводящими»? Приведите пример из литературы.
Мотивы, которые требуют конкретного пополнения другими мотивами.
IX тема Персонажный мир литературного произведения
43. Какие термины существуют для обозначения важных для сюжета и раскрытия идеи произведения обитателей художественного мира произведения?
персонаж, герой, характер, тип.
44. Какие термины существуют для обозначения несущественных с точки зрения сюжета и раскрытия идеи обитателей художественного мира произведения?
Второстепенные герои
Что понимается под термином «тип»?
Тип – готовая форма личности, например «маленький человек» как форма, данная почти от природы(Башмачкин при крещении искривился и заплакал как будто чувствовал, что будет титулярный советник), не характер, а тип. Необходимо различать тип как форму, представляющую собой элемент художественной традиции(фольклорные, литературные) и тип как факт самой исторической действительности(жизненные типы – психологические, социальные), поскольку и те и другие могут быть прообразами персонажей в одном и том же произведении.
Что понимается под термином «характер»?
Это любой персонаж, который выделяется своей индивидуальной характеристикой, своим внешним своеобразием на фоне нечетко обрисованного типа. Характер – это лицо, самоопределяющееся, выбирающее собственную роль и в жизни в целом, и в качестве участника отдельного события. Такое самоопределение, независимо от того, входит ли оно в сюжет в качестве события или включено в предысторию, всегда связано с признаваемой персонажем системой ценностей и представляет собой поэтому не просто стереотип поведения, а соотнесенную с ним и в той или иной степени осознанную жизненную позицию.
Что означает термин «отсутствующие персонажи»?
Х тема Автор и герой. Типы повествователей в произведении.
В чем различие понятий «автор произведения» и «образ автора»?
Дифференциация типов субъекта в художественном произведении произведена Бахтиным. Автора – создателя или творца произведения он называет «первичным», а образ автора, созданный автором – творцом – «вторичным», отсюда автор произведения это тот кто творит, образ автора – это не творец, а созданный им образ.
Автор – творец – автор как воплотитель, устроитель и выразитель эмоционально – смысловой целостности.
Что означают понятия «авторская рукопись», авторская корректура», «авторский перевод»?
Авторская рукопись – рукопись, которая сотворена автором.
Авторская корректура – исправление автором редакторского издания.
Авторский перевод – перевод произведения автором на другой язык.
50. Чем проницательный повествователь отличается от всезнающего автора (термины Успенского)?
Всезнающий автор – рассказчик не только описывает своих героев в данный момент, но и прекрасно знает их вообще.
Проницательный повествователь – рассказчик со своими симпатиями и антипатиями, со свойственной всякому человеку ограниченного знания.