Проводимые библиотекой акции очень нравятся детям, они активно принимают в них участие и с нетерпением ждут новых интересных мероприятий.
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ
Основная задача библиотеки продвижение книги среди населения. Библиотека планирует свою деятельность в рамках Программы поддержки и развития чтения, включая современные массовые формы работы с книгой
Работа с пользователями ведется в двух направлениях: индивидуальная и массовая.
Индивидуальная работа позволяет выявить потребности пользователей, их читательские предпочтения, что в свою очередь влияет на комплектование фондов библиотек, расширение спектра предоставляемых услуг. Работа ведется дифференцированно. Индивидуальная работа ведется с учетом личностных особенностей каждого читателя. Наша задача, чтобы читатель взял именно«свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям.
Все также актуальна массовая работа в библиотеках. Среди различных групп пользователей эффективны разнообразные формы работы: дети – игровые, познавательные, подвижные формы; юношество – дискуссии, уроки по направлениям, обзоры, Дни информации и др. Старшее поколение охотно участвует в вечерах встреч, посиделках, беседах.
Основная категория пользователей дети, молодежь – учащиеся общеобразовательных школ и студенты на обеспечение их информационной поддержки в образовании нацелена значительная деятельность библиотеки.
Фонды библиотеки комплектуются с учетом их потребностей в образовании, в их распоряжении компьютеры, правовые база «Консультант Плюс». Массовые мероприятия по разным направлениям, проводимые в основном с детсадом, школой, дополняют и укрепляют полученные на уроках знания.
Главное наше достояние — это наши читатели, наши пользователи. Это люди, которые обращаются к нам для того, чтобы заполнить свой досуг чтением, подготовиться к учебным занятиям, найти полезную, нужную и качественную информацию, просто пообщаться, а также повысить свой культурный уровень.
Не секрет, что в настоящее время подрастающее поколение предпочитает книгам аудиовизуальные средства массовой информации, компьютер. Меняющаяся на наших глазах роль чтения в жизни молодого читателя заставляет утверждать, что сегодня библиотека не только должна приобщать читателя к чтению, знанию, но и обеспечивать ему свободный доступ к информации. Конечно, значительную часть выдачи данной категории пользователей составляют издания в помощь учебе. Чтение «для души» предпочтение отдается современным авторам, знакомым им из Интернета, многие из которых отсутствуют в фондах библиотеки.
Все это говорит, прежде всего, о том, что библиотека не в состоянии полноценно удовлетворить весьма разнообразные потребности данной группы. В первую очередь, речь идет о фонде библиотеки, который комплектуются неудовлетворительно. В библиотеке учитываются отказы, есть возможность их своевременно ликвидировать, но основная проблема – финансирование. Поэтому основной источник выполнения запросов данной категории, а это в основном учащаяся молодежь, студенты, ресурсы Интернета и МБА.
Задача современной библиотеки – привить и развить интерес к чтению, как к уникальному виду деятельности. Для активизации работы по приобщению к чтению мы стремимся раскрыть фонд с помощью разнообразных форм наглядной и устной пропаганды книги. Как правило, это комплексные мероприятия, включающие кроме традиционных, и современные методы и формы предоставления информации. Все больше массовых форм «вне стен» библиотеки –акции, праздники, буккроссинги, и это воспринимается очень позитивно.
Библиотека старается подобрать нужную литературу для выполнения учебного задания, дать сведения об имеющихся библиографических источниках и т.п.
Приобщение к чтению, пропаганда ценности чтения и книги, стимулирование интереса к мировому литературному наследию является основной задачей библиотек. Именно на ее выполнение направлены усилия библиотекарей путем обеспечения доступа ко всем видам информации, предоставления разнообразных услуг, создания максимально комфортных условий пользователям для наиболее полного удовлетворения их запросов.
Современные условия ставят перед библиотеками задачи, которые невозможно решить, придерживаясь лишь традиционных форм и методов работы. Функции библиотек сегодня расширяются, переплетение инновационных процессов с традициями дает новый результат. Как, например, при стремлении библиотеки заявить о себе на долгие годы, поднять свой авторитет в глазах реальных и потенциальных пользователей, широкой общественности, повысить свою популярность посредством одного из основных средств формирования благоприятного имиджа - создания собственного фирменного стиля. Главное - осознать необходимость нового взгляда на библиотечную деятельность, ведь это единственный путь, обеспечивающий поступательное развитие библиотечного дела. Таким образом, привлекательный образ библиотеки создается не только содержанием ее деятельности и уровнем обслуживания пользователей. Не менее важным элементом имиджа учреждения является его фирменный стиль. Однако при создании библиотеками фирменного стиля следует помнить, что он принесет преимущество лишь в том случае, если соответствует реальному образу библиотеки (чуть улучшенному, но обязательно узнаваемому), оригинален, привлекателен для группы целевого воздействия и пластичен. Имидж - это репутация, представление о библиотеке, которое зависит от каждодневной ее работы и формируется долгие годы. Поэтому первая для будущих успехов библиотек задача - работа над созданием благоприятного для них имиджа. Но как бы хорошо ни была организована работа по его продвижению, в основе успеха лежит качество самой продукции и услуг, обслуживания пользователей. Именно поэтому библиотекам важно ориентироваться на изучение информационных потребностей пользователей, повышать квалификацию, осваивая новые программные средства. 17 Необходимо расширять номенклатуру информационных продуктов и услуг, повышая тем самым комфортность обслуживания, чтобы в дальнейшем самым надежным средством продвижения, не требующим дополнительных финансовых затрат, стала устная реклама - рекомендации постоянных пользователей.
Библиотека использует новые формы и все чаще выходит за рамки своего помещения: на улицу и детские площадки, в школу и детский сад. Проводятся различные акции, конкурсы, праздники, которые создают вокруг книги атмосферу радости и позитивного общения. Они помогают детям понять, что чтение – это радость, удовольствие, счастье познания и творчества, чтение может доставлять эстетическое наслаждение, общение с книгой раскрывает широкие горизонты перед человеком, книга является неиссякаемым источником знаний и информации, а часто — просто другом и советчиком.
Летняя книжная акция «Лето — время книгочеев» проходила в библиотеке в летние месяцы. Этим летом наблюдалась активность к чтению, дети чаще обращались в библиотеку с рекомендательными списками литературы по школьной программе.
Акция Библиотека в парке «Летние настроения с книгой» проходила под открытым небом. Передвижная библиотека расположилась в одном из самых уютных и красивых мест нашего села - в парке отдыха. Свежий воздух, красивые скамейки и яркие цветочные клумбы, располагают к культурному отдыху и приятному досугу, создают особую атмосферу и комфортное настроение.
Библиотекарь расположилась вместе с лучшими детскими книгами и периодическими журналами на скамейках в парке и начала свою работу. Пришедшим гостям из летнего лагеря было предложено принять участие в акции «Читай и отдыхай». Для этого нужно было выбрать понравившуюся книгу и читать ее. Огромным спросом у ребят пользовался стол с литературой, выложенный в форме буккроссинга. К моменту окончания работы библиотеки стол оказался пуст, что не могло не радовать библиотекаря!
Дети могли почитать книгу на месте или взять ее с собой. Чтение постепенно увлекло детей, они читали интересные отрывки из книг, рассматривали журналы, а затем рассказывали друг другу свои истории. Детям было предложено объединиться в группы и почитать вместе, а затем представить свои книги присутствующим.
Подготовлена игровая программа «Кладоискатели книжных сокровищ», которая состояла из литературной викторины «От Домовенка до Кощея», стихотворной викторины «О сказочных героях». Приняли участие в конкурсе рисунков «Мой любимый книжный герой».
Дети принесли с собой на праздник любимые книги и игрушки и представили своих друзей публике. Они с радостью рассказывали о том, кто им их подарил и почему они им так дороги. Стоит отметить, что многие игрушки ребят были сделаны руками их родителей. Праздник получился интересный и веселый, подарил ребятишкам отличное настроение и радость. А активные участники мероприятия были награждены книгами – раскрасками и призами.
bibliotekales.ru›doc/otchet_2015.pdf
Как много нового мы черпаем из книг! Они духовно лечат лучше, чем микстура. Но Вы представьте хоть на краткий миг, Что было б с нами БЕЗ литературы!
Большинство мероприятий, проведённых библиотеками в рамках Года литературы, были направлены на повышение общественного статуса книги и чтения, привлечения новых пользователей в библиотеки. Наиболее успешными можно назвать следующие: & Проект «Читаем всем городом» . Инициатором идеи проекта выступила администрация города. Главными организаторами продвижения идеи являются центральная городская библиотека. Известные люди, руководители предприятий и организаций, представители студенчества и молодежи, люди разных возрастов читают отрывки из своих любимых произведений в телевизионном эфире. Интерес к этому проекту в городе очень высок. Основные задачи проекта: - продвижение в городскую общественную среду идеи ценности и важности чтения в течение всей жизни; - установка на то, что чтение художественных текстов влияет на успешность человека в жизни и профессиональном становлении; - обмен читательскими предпочтениями и продвижение лучших образцов классической и современной литературы. Видеозаписи доступны для просмотра по ссылке https://www.youtube.com/channel/UCmbzn3gZ8RZoUUOq5xRLCrw & Городской фотоконкурс «Человек читающий». Старт этому конкурсу был дан в октябре. Книгочеям – фотолюбителям предложили сфотографировать себя, свою семью за чтением любимых книг, или показать что чтение- это модно, это стильно, это полезно! Основной целью фотоконкурса было повышение статуса «Человека Отчет МБУК «ЦБС» за 2015 год 31 читающего», привлечение к чтению, формирование положительного имиджа библиотеки. Нашу идею поддержала телекомпания «Ново - ТВ7», она выступила информационным партнером; магазин цифровой техники «МЕГАБИТ» предоставил призы победителям; профессиональный фотограф Нина Пожидаева осуществляла фотосъемку церемонии награждения, а т.ж. в качестве личного поощрительного приза осуществила фотосессию одного из участников конкурса. Интересным фактом стало то, что не было прислано ни одной фотографии человека читающего книгу на планшете, в телефоне, ноутбуке, читающего электронную книгу. У всех в руках традиционная бумажная книга! На конкурс было прислано 75 работ от 48 участников. Номинации: «Мой портрет с любимой книгой», «Книга в кругу семьи» и «Читать это модно. Читать – это стильно!». В каждой номинации участник мог подать только одну фотографию. Конкурс оказался актуальным и востребованным у жителей города. Были как индивидуальные, так и коллективные работы. Некоторые фотографии заслуживали особого внимания, поскольку представляли собой художественную ценность. Ссылки: 1.http://vk.com/videos-79390575?section=all&z=video274979974_171354560%2Fclub79390575%2Calbum- 79390575%2Fpl_-79390575 . 2.http://vk.com/videos-79390575?section=all&z=video-79390575_171560305%2Fclub79390575%2Calbum- 79390575%2Fpl_-79390575 . 3.http://vk.com/album-79390575_224603059. &В ЦДБ состоялась Городская литературная викторина для воспитанников дошкольных образовательных учреждений, посвященная 60-летнему юбилею книги Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Ребята и их наставники подарили ведущим праздника - Отчет МБУК «ЦБС» за 2015 год 32 Карлсону и Малышу множество прекрасных подарков, отвечали на вопросы литературной викторины по одноименной повести, играли в игры, пели песни. Все ребята получили Благодарственные письма за активное участие, а лучшими знатоками повести «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» стали воспитанники детского сада Поддержка чтения как образа жизни нашла отклик у юных читателей во время проведения «Недели детской и юношеской книги». В рамках Недели были организованы и проведены: ü День информации: «Как?! Вы этого ещё не видели?» ü День рыцарей круглого стола. ü Сказочный бенефис «Светлая улыбка сказочника», посвящённый творчеству Г.-Х.Андерсена. ü Поэтический калейдоскоп «Нескучные стихи Бориса Заходера». ü День экологической книги «За синей птицей» по творчеству Николая Сладкова. ü Кошкин день «Весёлая котовасия, или не тяни кота за хвост». ü Кукольный спектакль по мотивам сказки В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?», которой исполнилось в отчетном году 60 лет. ü День новой книги! ü Презентация творчества К. Булычева «Путешествия во времени». ü Интеллектуальная игра «За Коньком – Горбунком в сказку русскую войдем» (к 200-летнему юбилею П. П. Ершова). ü Презентация книги В. П. Крапивина «Колыбельная для брата» и др. & Хороший повод привлечь внимание молодежи к библиотеке, рассказать о её возможностях и услугах это «Неделя молодежной книги» .Такая культурная акция не первый год проходит в ЦБС и дает свои положительные результаты. В этом году программа Недели Центральной городской библиотеке выглядела так: ü Открыл Неделю молодёжной книги 19 октября - «День новой книги». В читальном зале были оформлены специальные зоны: - зона № 1 «Литературный диванчик»; - зона № 2 «Чемодан дисков»; - зона № 3 – зона одной книги «Книга подана»; - зона № 4 «Подвешенные книги». Отчет МБУК «ЦБС» за 2015 год 33 На выставке были размещены новинки художественной литературы российских и зарубежных авторов, научно-познавательная литература, книги новой для России серии «Flipbook» и электронные издания. В этот День с выставочными изданиями познакомились школьники и студенты медицинского техникума. Читатели не только узнали о книжных и электронных новинках, но и познакомились с состоянием издательской деятельности в России. ü Второй день был посвящён современной русской литературе. Учащиеся МБОУ «СОШ № 1» приняли участие в уроке чтения «Читаем рассказ Людмилы Улицкой «Бедные родственники». При работе с текстом рассказа «Бедные родственники» были использованы стратегии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: чтение с остановками, заполнение таблицы «До и После». Чтение произведения сопровождалось просмотром видеофрагментов короткометражного художественного фильма «Бедные родственники», снятого по мотивам одноименного рассказа Л. Улицкой. ü "Неделя молодёжной книги" завершилась 23 октября проведением городского конкурса буктрейлеров «PRO мою любимую книгу», организованного МБУК «ЦБС». Конкурс представлял собой интеллектуально-творческое мероприятие, направленное на повышение престижа чтения и популяризацию использования информационных технологий в чтении молодёжи от 15 до 30 лет. Вниманию экспертов и зрителей были представлены одиннадцать работ. Конкурсанты не только продемонстрировали свои буктрейлеры, но и рассказали о работе над ними, ответили на вопросы экспертов и аудитории Все участники конкурса получили благодарности, педагоги - руководители работ учащихся были награждены благодарственными письмами.
Приобщение к чтению, пропаганда ценности чтения и книги, стимулирование интереса к мировому литературному наследию является основной задачей библиотек. Именно на ее выполнение направлены усилия библиотекарей путем обеспечения доступа ко всем видам информации, предоставления разнообразных услуг, создания максимально комфортных условий пользователям для наиболее полного удовлетворения их запросов.
Давно известно, что для сохранения ясности ума на протяжении всей жизни, необходимо постоянно тренировать и развивать свой мозг. Одним из лучших способов является регулярное вдумчивое чтение. Сегодняшняя молодежь слишком занята виртуальными играми, телевизорами, ноутбуками и всевозможными гаджетами, и все реже находит время для чтения. Однако у людей читающих больше шансов построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.
Очень важно заинтересовать новых читателей, показать им книжный мир, его многогранность, представить современную библиотеку с ее новыми возможностями, как пространство не только чтения, но и общения, интересных мероприятий и проведения досуга.
Проблема продвижения чтения сегодня актуальна во всем мире. В разных странах существуют свои подходы к ее решению, но у всех одна цель: сделать чтение привлекательным для современного человека, показать его важность для развития, как отдельной личности, так и общества в целом. Чтобы максимально «приблизить» книгу к читателю, Александровская библиотека разработала и реализовала проект по организации детского чтения «под открытым небом» конкурсы рисунков на асфальте, театрализованные представления на площадке. Программа летнего чтения призвана помочь школьникам не растерять за лето полученные знания, а приумножить их. Как правило, в течение всего лета в библиотеке работает книжная выставка-реклама «Самые популярные книги лета», проводятся тематические литературные чтения и викторины, конкурсы «Лучший читатель лета», а библиотека превращается в Читай-остров.
Каждое лето библиотека стремится сделать для своих читателей необыкновенным, незабываемым. Конкурсы, игры, приключения, путешествия и подарки позволят сделать досуг детей не только интересным, но и полезным. Для библиотеки лето становится еще одной возможностью привлечения детей и подростков к чтению, к пользованию библиотекой.
Вот некоторые мероприятия из проекта:
Буккроссинг
«Давайте читать вместе»
Присутствовало 24 человека.
Продвижение книги, чтения – назначение и первостепенная задача библиотек. Независимо от направлений работы, организации её с различной аудиторией, вся библиотечная деятельность ведется сквозь призму этой задачи – всегда пропагандируется книга, акц ент на человека читающего.
Цели групповой работы с детьми – показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"; чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и разума, дети становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями. Необходимо показать, что книга и чтение являются неиссякаемым источником знаний и информации, что чтение может доставлять эстетическое наслаждение, и книга действительно является другом и советчиком
Цели:
- Строить работу библиотеки согласно Стандарту качества предоставляемых услуг;
- Удовлетворение потребностей пользователей библиотеки в духовном и интеллектуальном росте, обеспечение равного доступа к информации, интеграции в социокультурную среду общества через чтение и творчество.
Основные задачи:
- Создание условий для обеспечения равного и свободного доступа к традиционным и электронным библиотечным ресурсам;
- Развитие дистанционных и нестационарных форм библиотечно-информационного обслуживания пользователей
- Обеспечение открытости библиотеки для всех социальных слоев общества;
- Развитие взаимодействия со школой, семьей
- Формирование и развитие образовательных, коммуникативных и
творческих способностей пользователей библиотеки;
- Продолжить работу по гражданственно-патриотическому, правовому воспитанию населения.
- Воспитание потребности в освоении ценностей отечественной и мировой литературы
- Формирование интереса к истории Донского края, своего города.
Связь с общественностью
– Расширять общественные связи библиотеки с организациями п. Навля. Продолжать сотрудничество с РОО, отделом по культуре, молодежной политике и спорту, музеем, центром социальной защиты населения, ДК, СДК, Гимназией №1, школами №1, 2, 3, отделом полиции МВД «Навлинский», отделом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, районной газетой «Наше время», сектором по СМИ.
– работать в тесном контакте с администрацией района и администрациями сельских поселений.
– вести совместную работу с клубом «Ветеран», Советом ветеранов, районным отделением общественной организации «Союз Чернобыль», общественной организацией «Женщины России», клубом «Мы-навлинцы», региональным и местным отделениями общественной организации «Ветераны Афганистана».
– Поддержать инициативу любителей литературного творчества о создании при библиотеке литературного объединения.
Новые формы обслуживания
В работе библиотек района использовать эффективные формы библиотечной работы:
· виртуальные уроки-путешествия по сайтам современных писателей, музыкантов, актеров кино.
· слайд- викторины, выставки-персоналии, дни семейного чтения
· правовой или информационный коллаж, урок безопасности, урок- предупреждение
· экологическое ассорти, фотовыставки, поэтические минутки и др.
Реклама библиотеки
Средства рекламной деятельности | Форма рекламной деятельности | Период времени | Ответственный за исполнение |
Наружная реклама | Оформление витражей и витрин, вывесок, досок информации, | 1-4 кв. | Зав. библиотекой, зав. отделами. |
Афиши, объявления | 1-4 кв. | Зав. библиотеки | |
Внутренняя реклама | ü Юбилей писателя в библиотеке ü КЗД ü Книги – юбиляры ü Уголок читателя | 1-4 кв. | Зав. библиотекой |
Медиареклама: · Телевидение · Пресса, в том числе профессиональная | ü Видеорепортажи ü Организация, подготовка и размещение в СМИ материалов о деятельности ЦБС | 1-4 кв. | Зав. библиотекой |
Электронная реклама | Регулярно пополнять информацией сайт МБУК «ЦБС» | 1-4 кв. | Зав. библиотекой |
Специализированные мероприятия рекламного характера | Акции | 1- 2 кв. | Зав. библиотекой |
Работа с фондом
Форма работы | Количество | Срок исполнения |
Проверка книжных фондов | I-IV квартал | |
Выявление и списание ветхих и устаревших по содержанию изданий в фондах отделов … | 000 экз. | |
Замена книжных разделителей на основании таблицы ББК СК отделах …. | 000 экз. | |
Реклассификация | 000 экз. | |
Подборка литературы и составление списков для передачи её в обменный фонд ЦБС | 000 экз. | |
Ремонт книг | 000 экз. |
Обслуживание пользователей.
Реклама в СМИ
Информирование о деятельности библиотек в средствах массовой информации является одной из составляющих деятельности по созданию имиджа библиотеки, поскольку именно СМИ являются влиятельным инструментом формирования общественного мнения, а печатные издания среди всех «средств» — самые популярные и доступные как власть имущим, так и простому населению. Поэтому сотрудничество с прессой – важнейшая часть рекламной и информационной политики библиотек.
За 2014 г. в «Орловской газете» напечатано – 65 заметок, из них о деятельности ЦБ — 32.
В тематическом характере публикаций из проделанного анализа можно выделить несколько основных направлений:
Рекламно-информационные (публикации комплексного характера, информирующие о работе библиотек в целом, о прошедших книжных выставках и мероприятиях, о состоявшихся юбилеях писателей.)
Публикации о сотрудниках библиотеки.
Навыки обращения с книгой.
Очень важно научить читателя просматривать книгу, дать ему основные сведения об ее элементах. С читателем проводятся беседы о структуре книги и ее частях, причем в зависимости от возраста читателя эти беседы постепенно усложняются. Ознакомление детей с книгой начинается с титульного листа, который как бы «вводит» в книгу, с его назначения. Знакомя читателя с книгой, нужно обращать его внимание на справочный аппарат книги – толкование непонятных слов, которые обычно помещаются либо в виде сносок внизу страницы, либо в конце книги. Особенно много непонятных слов встречается в описаниях путешествий, обычаев и быта народов стран. Надо постоянно приучать читателей искать в книге или других источниках объяснение непонятных слов.
Навыки выбора книги.
С первых лет чтения детей библиотека начинает воспитывать у них умение выбирать книгу. Большое место в воспитании первых навыков самостоятельного выбора книги занимают индивидуальные беседы. Библиотекарь или учитель расспрашивает школьника прежде всего о том, что его интересует, что он любит делать в свободное время, о чем хочет читать; затем предлагает попробовать самому выбрать книгу. Знакомя детей с книжными выставками, библиотекарь предлагает обратить внимание на аннотации к книгам, учит, как спросить книгу для чтения.
Как читать книгу.
Советы читателям о том, как работать с книгой, следует давать в соответствии с содержанием книги: рассказывая, как правильно читать художественные произведения, библиотекарь рекомендует обращать внимание не только на развитие сюжета, но и на характеры героев, на особенности стиля, язык произведения: яркие, образные выражения, описания природы и т. п. Если в книге встречается незнакомое слово, советует спросить о его значении или посмотреть в словарь, в пояснения к тексту в самой книге.
Библиотека учит читателей работать и с журналом, с газетой. Читать их полностью, все подряд, как книги, нет надобности, можно по оглавлению в журнале выбрать то, что наиболее интересует; при просмотре газеты следует остановиться в первую очередь на наиболее близких и доступных статьях.
Отзывы о книгах.
Постоянные беседы с детьми при выдаче им книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают свое мнение не только устно, но нередко и письменно. Такую запись принято называть отзывом читателя о книге. Отзывы учащиеся начинают писать в школе с помощью преподавателей в 4 и даже в 3 классе. Библиотекарь должен разъяснить читателю, какую пользу приносит составление отзыва о книге; чтобы составить отзыв, читатель повнимательнее прочитает книгу, подумает над ее содержанием, а это очень полезно.
Книжные выставки.
Одной из наиболее эффективных форм наглядной пропаганды книги является книжная выставка. Читатель видит на выставке книги и статьи периодической печати, объединенные одной темой, данные в определенной последовательности. Это помогает систематизировать чтение юных читателей.
Тематика книжных выставок разнообразна, так как организуются выставки с разными целями.
Значительное количество выставок оформляется в связи со знаменательными и юбилейными датами, приурочивается к массовым мероприятиям, организуемым библиотекой.
1. Громкое чтение и художественное рассказывание.
Громкое чтение в силу своих особенностей является одним из самых действенных средств пропаганды книги. Хорошее, выразительное чтение эмоционально затрагивает ребенка, помогает ему лучше воспринять книгу, способствует более глубокому пониманию её содержания, пробуждает интерес к литературному произведению. Чтение вслух помогает школе в разрешении одной из важных воспитательных задач- развитию литературной речи детей, обогащению и расширению их словаря. Основной материал для громкого чтения дают любимые всеми детьми народные сказки. Многие дети неохотно читают стихи и не любят их. Выразительное чтение вслух лучших стихотворений поможет привить им любовь к поэзии. В этом направлении мы проводим конкурсы чтецов.
2. Обзоры литературы.
Задачи обзоров литературы: показать литературу по одной из отраслей знания ; рекомендовать книги в помощь школьной программе того или иного класса: «Что читать по литературному чтению учащимся 4 класса». Проводить и тематические обзоры, например, «Книги о животных». Каждый обзор должен быть не простым перечислением названий и пересказом содержания рекомендуемых книг, но и своего рода «уроком» по привитию навыков культуры чтения. С этой целью используем минивикторины, кроссорды. Иногда начинаем с загадки или с вопроса: «знаете ли вы, какая самая маленькая птица в мире?» (о книге «Что такое? Кто такой?». Также важны обзоры новых поступлений.
Значение наглядной пропаганды огромное. Дети должны непременно видеть книги, иметь возможность взять их в руки, посмотреть иллюстрации.
3. Обсуждение книг.
Обсуждение книги- это коллективная беседа, в которой читатели делятся своими мнениями о прочитанном, оценивают поступки героев книги. Воспитательное значение такой беседы очень велико. Обсуждение книги- хорошая целевая установка для внимательного, вдумчивого чтения; оно заставляет с интересом читать книгу. Дети учатся последовательно и убедительно выражать свои мысли. Коллективная беседа часто вызывает споры, заставляет искать и находить самые необходимые доводы.
4. Литературные викторины.
Литературные викторины по творчеству писателей позволяют учащимся больше прочитать книг конкретного автора, познакомиться с его биографией.
5.Литературные игры.
Участие в литературной игре вырабатывают у школьников умение внимательно читать литературный текст, правильно отбирать цитаты, обоснованно отстаивать свое мнение о книге и её героях, подкрепляя его конкретными фактами. (Например, «Мои любимые персонажи»). Игры знакомят ближе с творчеством писателей.
6. Библиотекари и актив школьной библиотеки.
«Надо, чтобы ребенок явился пропагандистом книги, чтобы, прочитав книгу, он шел к другим ребятам, рассказывал о прочитанном, пробуждая интерес к чтению, желание записываться в библиотеку…» - вот важная цель актива библиотеки.
Это основные методы по воспитанию культуры чтения учащихся начальных классов. Благодаря умелой совместной организации этой работы библиотекаря и учителя, можно добиться хороших результатов.
Одной из главных задач работы библиотеки является воспитание интереса и любви к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, то есть всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека.
В свете решения данной задачи необходимо показать книгу как эстетическую, духовную ценность, как произведение искусства, познакомить с различными произведениями детской литературы, с разными жанрами. развивать речь, языковое чутье, воображение, фантазию, память, прививать интерес к книге и художественной литературе, показывать ее как возможность понять себя, людей, окружающий мир.
Как научить ребенка любить литературу? Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С.Маршак говорил, что есть талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать.
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит “вглядываться” в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.
Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – это источник духовного обогащения. И очень много может дать ребенку школьная библиотека.
В школьной библиотеке создана непринужденная дружеская атмосфера общения с маленьким читателем, вызванная обоюдным интересом к книге. Библиотекарь – это посредник между читателем и книгой, читателем и писателем.
Библиотекарь опирается на учет возрастных индивидуально-психологических особенностей личности ребенка младшего возраста. Начальный период школьного детства 7-8 лет характеризуется несоответствием между относительно высокими требованиями восприятия произведения и несовершенной техникой чтения.
Записывая первоклассников в библиотеку, я узнаю через классных руководителей, как они читают. Это во многом определяет, какие книги рекомендовать им для самостоятельного чтения, а с какими они должны познакомиться, слушая чтение взрослого – родителей, библиотекаря.
Читатели 8-9 лет уже способны смотреть на своих героев и события, изображенные в книге, не изнутри, а как бы со стороны, поэтому возникают условия для более мотивированного, а значит, и более глубокого оценочного отношения к изображаемому.
Однако свое отношение к прочитанному они еще не могут выразить в суждениях. Всю гамму своих переживаний они чаще выражают одним словом – “нравится”. Этот универсальный критерий отношения к прочитанному характерен именно для данного возраста.
В практике школьно библиотеки используются методы индивидуального и массового руководства чтением и их формы.
В основе индивидуального метода руководства чтением – учет индивидуальных особенностей читательского развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей.
В повседневной работе на абонементе и в читальном зале широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, индивидуальные консультации у книжных выставок. Во время рекомендательной беседы библиотекарь помогает не только выбрать конкретную книгу, но и старается вызвать у читателя интерес к ней, создавая соответствующую установку ее восприятия .
Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровня его развития. Сначала выясняется, о чем хотел бы прочитать ребенок, затем показываются книги различной тематики. Это помогает читателю сделать выбор, приучает точнее формулировать спрос.
При возвращении книги читателем с ним проводится беседа. Беседа о прочитанном позволяет понять уровень и качество восприятия читателем книги.
Основными формами массового руководства чтением детей являются книжные выставки, обзоры литературы, групповые беседы о прочитанном, обсуждения книг, разнообразные литературные праздники и игры.
Книжная выставка экспонируется в течение определенного времени, призвана возбудить интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание.
В течение учебного года в библиотеке работают постоянные и переменные выставки. Постоянные книжные выставки: «Чудеса со всего света», «В гостях у сказки». Переменные книжные выставки формируются к важнейшим историческим датам, праздникам, юбилеям писателей, поэтов, деятелей искусства, науки и техники: «Самый город городился своей древностью…», «Звезда горит среди вселенной…» ( к юбилею И.А.Бунина), «Я – гражданин России», «Живым – поклон. Павшим – память», «Липецкая область. История и современность», «Встреча с Пришвиным», «Здравствуй, Олимпиада»
Библиотекарь не просто организует книжную выставку, но и обращает внимание детей на книги, расположенные на ней.
Особое место в формировании культуры чтения ребенка и развитии детей занимает массовая работа с читателями, которая для для активных читателей является формой подведения определенного итога в работе, праздником творчества ребят; для других участников – эмоционально привлекательной формой рекомендации книг, пробуждения и формирования читательского интереса.
В связи с ремонтом в библиотеке в начале учебного года была активизирована совместная работа школьной библи