В. М. Гаршин. Особенности творческой манеры.
Все́волод миха́йлович га́ршин (2 февраля 1855, имение приятная долина, бахмутский уезд, екатеринославская губерния, российская империя — 24 марта 1888, санкт-петербург, российская империя) — русский писатель, поэт, художественный критик.
На литературное поприще гаршин выступил в 1877 году с рассказом «четыре дня», сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «денщик и офицер», «аяслярское дело», «из воспоминаний рядового иванова» и «трус»; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.
В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов — «красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его и будет уничтожено всё зло мира. В «художниках» гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью. Сущность современного автору общества с доминирующим при нём личным эгоизмом ярко изображена в рассказе «встреча».
Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у антона чехова. Сюжеты новелл гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «происшествие», «художники», «трус», «надежда николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.
Драматизм действия заменён у гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для гаршина.
Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях.
36.«Дядя Степа» — сказка-быль, с самого начала выводящая читателя-ребенка на границу реального и нереального. Герой произведения, вполне реальный гражданин, в то же время поражает воображение ребенка тем, что он «самый главный великан». Благородный, добрый силач-исполин, спасающий тонущего человека, достающий ребятам змея, предотвращающий крушение поезда, поднимающий на параде малышей, что0ы они могли «видеть армию страны», он подлинный друг детей.
Дядя Степа — это воплощение ребячьей мечты о каждодневном подвиге. Добрый, веселый и необыкновенный герой пришел в поэзию для детей. У него не просто высокий рост, но главное, высокий дух. В. Маяковский призывал детей вырасти «истыми силачами». Таков и дядя Степа. И если вначале он носит кличку Каланча, то в конце поэмы его уже называют Маяком. Михалков нашел много веселых возможностей, чтобы прежде всего показать непомерный, поистине сказочный рост своего героя в ряде смешных, остроумно придуманных эпизодов. На глазах изумленного читателя герой с каждым эпизодом становится все выше и выше, будто каждое доброе дело дает дяде Степе возможность вырасти и физически и, что самое главное, морально.
И естественно, что в финале дядя Степа становится героем-моряком, защитником Родины: автор педагогически мудро показал детям сочетание героизма с высокой человечностью. В этой поэме чувствуется перекличка со многими героями С. Маршака — и с Кузьмой-пожарным, появившимся в литературе для детей на добрый десяток лет раньше, и с «неизвестным героем», о котором была написана баллада на три года позже. Известно, что Маршак помогал начинающему детскому поэту Михалкову как можно лучше выразить замысел этого произведения.
И произошла вещь, несколько необычная для литературного произведения: по многочисленным просьбам ребят поэт написал еще два стихотворных рассказа о своем герое: «Дядя Степа — милиционер» и «Дядя Степа и Егор». Правда, смена профессии и появление сына мало что изменили в характере дяди Степы, мало что нового внесли в его характер, более того, для большинства современных детей особым обаянием обладает «первый» дядя Степа — молодой, волшебно растущий великан. Значительность, актуальность тематики произведений Михалкова связана с острым чувством современности у поэта, с его пониманием гражданского долга перед своим народом.
В поэме «Быль для детей» лирический герой обращается к советской детворе со страстным словом обличения фашизма, рождая в душе ребят гнев против захватчиков. Взволнованно звучит голос поэта, когда он раскрывает перед своими маленькими читателями злодеяния фашистов, их грязные помыслы и преступные дела.
В стихотворении «Десятилетний человек» Михалков рассказал о судьбе мальчугана, чудом спасшегося после зверского истребления всей деревни фашистами.
Героем очерков в стихах нередко становились подростки и дети, которые в трудные годы войны встали к станкам на заводах и работали наравне со взрослыми. Михалков написал стихотворный очерк, посвященный 14-летнему мастеровому — Даниле Кузьмичу Смирнову:
Включайте рубильник! Готово? — Готово! И я за работой увидел Смирнова. … И я, человек выше среднего роста, Себя вдруг почувствовал карликом просто!
После войны Михалков продолжает работать в жанре стихотворного очерка и публицистики. Публицистика в стихах — сложное и тонкое искусство. Она требует прямого и открытого обращения к читателю. Агитационность в ней должна сочетаться с предельной искренностью и задушевностью. Но недаром А. Фадеев еще в самом начале творческого пути Михалкова дал ему меткую характеристику: «Михалков — поэт с очень естественным голосом, что очень важно для поэта, который пишет для детей».
Вот эта естественность тона, органическое понимание ребенка позволили Михалкову написать книги публицистического жанра для детей — «Разговор с сыном», «В музее В. И. Ленина» и другие. Если «Быль для детей» — это хроника событий нашей жизни, начиная с первых дней гитлеровского нашествия и кончая праздником победы и послевоенным строительством, то «Разговор с сыном» по теме своей близок поэме «Быль-небылица» Маршака — и то и другое публицистическое повествование о прошлом и настоящем нашей Родины.
37. своеобразным стихотворением «А что у вас?». Дидактическая мысль этого произведения никак не акцентирована, маленьким читателям и вовсе не приметна, а вместе с тем воспринимается ими.
В первых строфах стихотворения нет и намёка на то, что немного дурашливая, игровая болтовня ребятишек приведёт к важному разговору. Затеяна игра просто потому, что «дело было вечером, делать было нечего». Ребята по кругу обмениваются сегодняшними новостями, не очень значительными. И затихла бы, вероятно, беседа, если бы не похвасталась девочка:
А в-четвёртых, наша мама Отправляется в полет, Потому что наша мама Называется пилот.
Это всех задело. Ребята наперебой защищают рабочее достоинство своей мамы — инженера, повара, вагоновожатого, доктора, милиционера, учительницы. Они ничем не хуже пилота.
И спросила Нина тихо: — Разве плохо быть портнихой? Кто трусы ребятам шьёт? Ну, конечно, не пилот.
Обычное для малышей стремление похвастаться своими родителями, показать, что они лучше или во всяком; случае ничуть не хуже родителей соседа, принимает современную, характерную для советского общества форму.
Дети очень чутки к интересам, тональности среды, в которой они растут, и, может быть, не сознают, но чувствуют, что самое убедительное доказательство высоких достоинств мамы — её работа.
И ещё одна черта — проявление доброго товарищества советских детей: реплика Вовы, который говорит не о своей маме, а выступает в защиту всех ребят, может быть, немного подавленных величием мамы-пилота:
— Мама-летчик? Что ж такого! Вот у Коли, например,
Мама — милиционер. А у Толи и у Веры Обе мамы — инженеры. А у Левы мама — повар. Мама — лётчик? Что ж такого!
И в конечном счете именно эта реплика Вовы приводит к примиряющему выводу:
Мамы разные нужны, Мамы всякие важны. Дело было вечером, Спорить было нечего.
Игровая форма стихотворения, его скрытая дидактика, естественность и непринужденность беседы — всё это хорошие находки детского поэта. Но юмор, построенный на внешней нелогичности ребячьей речи («А у нас сегодня кошка родила вчера котят», «Нам купили синий-синий, презеленый красный шар», «Грузовик привёз дрова — это два. А в-четвёртых…»), хотя и очень забавен, пожалуй, больше рассчитан на взрослых. Недаром стихотворение с большим успехом читает во взрослых аудиториях исполнительница детских рассказов Рина Зеленая. Малышей такие логические ошибки редко смешат — они принимают всерьёз «презелёный красный шар»: ведь им понятно, что иначе не выразишь сложную эмоцию, рождённую «букетом» шаров у продавца и трудностью выбора одного из них.
В том же году, что «Дядю Степу», «А что у вас?», — первом году работы Михалкова для детей! — он пишет стихотворения и совсем в другой тональности.
Оказывается, это характерно для Михалкова — умение, сохраняя единство поэтического повествования, его стиль, тональность, внешне неприметно, а внутренне резко повернуть тему, придать ей значительность, которую нельзя угадать по первым строкам. И это в самых разных жанрах — и в балладе о весёлом туристе, и в написанном как будто только для забавы стихотворении «А что у вас?», и в лирической колыбельной.
Отражение внутреннего мира ребенка в лирических стихотворениях С. Михалкова.
Сергей Владимирович Михалков родился 12 марта 1913 г. в Москве.
Первое посещение издательства будущим писателем было очень ранним. В 7 лет, написав печатными буквами «Сказку про медведя», он сам отнес ее в детское издательство. Печататься С. Михалков стал с 14 лет. Это было стихотворение «Дорога» в июльском номере журнала «На подъеме» 1928 г. (Ростов-на-Дону). В 1928 г. Михалкова зачисляют в актив при Терской Ассоциации пролетарских писателей. В настоящее время он является почетным гражданином Пятигорска. В 2003 г. в связи с 90-летием писателя его именем названа детская библиотека в Пятигорске.
В семнадцать лет Михалков приезжает в Москву. Поступает в литературный институт, параллельно работая на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, летом едет помощником топографа геолого-разведочной экспедиции в Казахстан, работает в изыскательской партии московского управления воздушных линий на Волге.
Этот жизненный опыт находит отражение в его стихах, которые с 1933 г. стали появляться на страницах «Правды», «Известий», «Комсомольской правды», «Вечерней Москвы».
В 1936 г. опубликован первый сборник стихотворений Михалкова для детей. Успех его в значительной степени определил дальнейший творческий путь поэта. За короткое время он становится известен как писатель, умеющий разговаривать с детьми.
К творчеству детских писателей и поэтов предъявляются такие требования, как актуальность тематики, доступность изложения, занимательность, умение ярко передать приметы времени. Произведения Сергея Михалкова для детей отвечают этим критериям. Они остроумны и проникнуты любовью к детям.
Достаточно важной частью творчества Михалкова для детей являются юмористические и сатирические произведения. Поэтом комически изображаются хвастовство, зазнайство, упрямство, самоуверенность,
избалованность и другие недостатки детей и взрослых. Авторская оценка совершенно определенна, и даже иногда декларируется напрямую, но это не лишает стихотворения естественности.
Высмеивание распространенных недостатков характеров и поведения нашло также место в баснях Михалкова, многие из которых поэт адресует детям («Заяц и Черепаха», «Полкан и Шавка», «Коты и Мыши» и др.).
Михалковым создан ряд сатирических персонажей, имена которых получили широкую известность и стали нарицательными.
Таков, например, упрямец, маловер Фома в одноименном произведении, не утратившем с годами своего места в детском чтении, сохраняющем увлекательность и воспитательный потенциал. Используя традиционный для сатирического жанра прием гиперболы, поэт высмеял зазнайку, считающего вопреки фактам, наперекор здравым и разумным суждениям свои мысли единственно правильными и непреложными.
Фома доходит в своем упрямстве до нелепости, отрицая совершенно очевидное, даже сам факт собственного существования. Попав в пасть крокодила, герой до конца не желает признавать чьего-либо мнения, кроме собственного.
При всей комичности поведения Фомы поэт с явной симпатией относится к своему юному самоуверенному герою. Понимание детской психологии, любовь к детям с их достоинствами и недостатками в основании такого отношения.
Прием гротеска применен Михалковым и в стихотворении «Про мимозу», в котором мастерски нарисован образ изнеженного, избалованного, искалеченного излишней неразумной родительской опекой мальчугана. Это стихотворение звучит несколько более жестко, потому что обращено в такой же степени к взрослым, как и к детям. Да и объектом сатиры становится не поведение, вполне объяснимое трудностями человеческого самоопределения в мире, а так сказать, приобретенный, вовсе не естественный недостаток — изнеженность, неспособность к практической жизни.
Широка среди детей популярность Михалкова — автора юмористических стихов: «Мы с приятелем», «Бараны», «Всадник», «А что у вас?» Привлекателен жизнерадостный тон стихотворений, забавны приключения двух друзей — владельцев чижей, ежей и ужей, комичны неуклюжие проделки хвастуна и чудака, незадачливого всадника.
В 1939 г. появилась комедия Сергея Михалкова «Коньки». Сюжет ее несложен». Пионер Вася Петров находит чужие деньги и возвращает их владельцу. Но небольшую часть найденных денег он истратил, чтоб купить себе коньки. Его приятели не знают об этом. Они рады, что Вася поступил так «благородно»; неожиданно на него сваливается незаслуженная слава. Конфликт обостряется, когда всем становится известно, на какие деньги куплены злополучные коньки. Герой должен принять решение, ответственное, трудное, но необходимое прежде всего для него. Вопрос о совести и правде, которую невозможно скрыть от себя, становится важнейшим в пьесе, до сих пор привлекающей внимание постановщиков детских спектаклей.
С английской литературной традицией связана и первая театральная сказка для самых маленьких «Три поросенка». Эта веселая и в меру драматичная история о добросовестности, предусмотрительности, надежности которым противостоят комически показанные лень, легкомыслие, продолжает и сегодня радовать самых маленьких детей. Лучшим произведениям С.В. Михалкова присуща широт обобщений, острота проблематики, глубина содержания и доступность формы.
Вопрос 7
Особенности волшебных сказок «сестрица аленушка и братец иванушка», «сивка-бурка», «царевна-лягушка», «снегурочка»
Композиционные особенности: замкнутость сказочного действия, троекратные повторы, типичные сказочные зачины и концовки, особенное пространственно временное построение и др.
Основная особенность мира волшебных сказок – его членение на “наш” и “не наш” (“тридевятое царство” русских сказок). Герой отправляется в иной мир за невестой или чудесными предметами. Он вступает в контакт с дарителем, получает чудесный предмет или приобретает чудесного помощника, выполняет трудные задачи и благополучно возвращается в свой мир. Действие сказки протекает в неопределенно-прошлом времени. С одной стороны, указывается на его давность и полную неопределенность (“давным-давно”), с другой же – на вечность этого бесконечно длящегося действия (“стали жить-поживать и добра наживать, и теперь живут и нас переживут” в русских сказках).
Герой волшебной сказки обычно подвергается двум испытаниям – предварительному (и за это получает волшебный дар) и основному (победа над драконом, змеем, кощеем или иным чудесным противником, чудесное бегство с превращениями и бросанием магических предметов). В экспозиции он может быть представлен как эпический герой чудесного или благородного происхождения, необычной физической силы или как герой низкий, “дурак”. Но желанной цели добиваются равно и царевич, и дурак. Свойственный волшебным сказкам счастливый финал выражает веру в торжество идеалов добра и справедливости, мечту о том, что любой человек достоин счастья и может его добиться.
Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения, с которыми мы сталкиваемся в текстах «сестрица аленушка и братец иванушка», «царевна-лягушка». Алёнушка – один из самых трогательных и любимых персонажей русских народных сказок. Она проходит множество трудных испытаний, чтобы спасти своего братца иванушку, который нарушил запрет и потому превратился в козленка. Царевна-лягушка, которую иван-царевич находит на болоте, оказывается прекрасной доброй царевной, наказанной кощеем.
Другая характерная особенность этого рода сказок — выполнение сложных задач, например, борьба героя с кощеем или змеем-горынычем.
Как мы знаем, счастливый финал волшебных сказок традиционно указывает на торжество светлого начала, победу добра и справедливости. Мы видим, что возможности неограниченны, что эту победу может одержать как иван-царевич, так и иван-дурак, что делает доброту, открытое сердце и смекалку крайне важными качествами как для героя, так и для слушателя сказки.
Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи: чудесная птица, сивка-бурка, серый волк, елена прекрасная. Даже такие персонажи, как морозко и баба яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.
Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: серый волк, сивка-бурка, объедало, опивало, дубыня и усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.
Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: "ни в сказке сказать, ни пером описать". Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью.
Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (кащей бессмертный, баба яга, лихо одноглазое, змей горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.
В сказке «сивка-бурка» елену прекрасную совсем не волнует, как выглядит иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. Обладание волшебным предметом – перстнем.
· Построением каждой волшебной сказки управляет число три, так как именно это число является нечетным, то есть связанным с чужим миром, выражает замкнутость, круг. Поэтому именно на третью ночь идет ловить коня иванушка, три раза надо крикнуть, чтобы конь явился, три раза иванушка штурмует терем с царевной.