XIX века. Конец 1830-х — начало 1860-х годов.

Глава 1. Архитектура общественных зданий.

Социальная и экономичес­кая ситуация в России "николаевской эпохи", особенности политики и культуры того времени и их отражение в типологии зданий.

Произведения архи­текторов К. А. Тона, А. И. Штакеншнейдера, Н. Е. Ефимова, Г. Э. Боссе, Н..Л. Бенуа и других мастеров периода «ранней эклектики».

Здания административных учреждений и военного ведомства (ансамбль зданий Министерства государственных имуществ на Исаакиевской площади, "съез­жие дома", казармы гвардейских и армейских полков, флотские казармы, здание Арсенала на Кронверке Петропавловской крепости и др.).

Культовые постройки: церкви, часовни, монастыри.

Здания больниц и учебных заведений. Роль правительственных и благо­творительных учреждений в организации медицинского обслуживания и просвещения. Новаторские планировочные и композиционные решения в зданиях Александринской больницы (арх. А. П. Брюллов), Родовспомогатель­ного заведения и др. Реконструкция здания Двенадцати коллегий для Петербургского университета.

Здания научных учреждений и музеев. Пулковская обсерватория (арх. А. П. Брюллов); применение в конструкциях обсерватории новаторских инженерных решений, обеспечив­ших хорошее функционирование здания.

Здание Нового Эрмитажа (арх. Лео фон-Кленце), его композиционные особенности, стилистика его фасадов ("неогрек") и интерьеров, их связь с функцией здания.

Императорский Конюшенный музей (арх. П. С. Садовников), отражение специфической функции здания в "необарочной" стилистике фасада.

Театры, цирки, балаганы. Новаторская композиция Императорского теат­ра-цирка (арх. А. К. Кавос).

Пассажи и рынки. "Щукин двор" — первый пассаж Петербурга. Пас­саж между Невским проспектом и Итальянской улицей (арх. Р. А. Желязевич). Реконструкция Апраксина двора.

Первые петербургские вокзалы. "Отделение почтовых карет и брик" (арх. А. К. Кавос). Строительство железной дороги Петербург — Царское Село — Павловск. "Павловский воксал" (арх. А. И. Штакеншнейдер), его роль как центра музыкальной жизни Петербурга. Царскосельский вок­зал в Петербурге (арх. К. А. Тон).

Строительство первой магистральной железной дороги России между Петербургом и Москвой. Здание Нико­лаевского (ныне Московского) вокзала (архитекторы К. А. Тон и Р. А. Желязевич); применение новаторских металлических конструкций в покрытии дебар­кадера.

Варшавский вокзал, этапы его строительства.

Балтийский вокзал (арх. А. И. Кракау), его композиционные и конструктивные особенности.

Вокзал на железнодорожной станции Новый Петергоф (арх. Н. Л. Бенуа), использование мотивов неоготики в его облике. Вокзалы станций на пригородной железной дороге Петербург – Петергоф.

Глава 2. Дворцы, особняки, дачи.

Архитектор А. И. Штакен­шнейдер как выдающийся мастер периода ранней эклектики. Его основные произведения: вилла герцога Лейхтенбергского в Сергиевке; «Собственная дача наследника-цесаревича» и дворец Белосельских-Белозерских как выдающиеся образцы "второго барокко" («необарокко»); городские дворцы членов царской се­мьи – Мариинский, Николаевский, Ново-Михайловский как характерные произведения архитектуры периода «ранней эклектики».

Ансамбль парков, павильонов и вилл, создан­ный в середине XIX века в южной части Петергофа по проектам архитектора А. И. Штакеншнейдера .

Неоренессанс в архитектуре городских особняков. Роль архитектора Г. Э. Боссе в развитии зданий этого типа. Особняк графа Н. А. Кушелева-Безбородко (арх. Э. Я. Шмидт) как один из лучших образцов стилизаторс­кого неоренессанса.

Дом архитектора А. И. Штакеншнейдера на Миллионной улице. Его роль в культурной жизни Петербурга середины XIX века.

Дачи в окрестностях Петербурга. Развитие новаторских приемов плани­ровки и объемно-пространственной композиции в их архитектуре. Дачи, спроектированные архитектором А. П. Брюлловым для Павловска. Пост­ройки архитектора И. А. Монигетти в Царском Селе.

Использование новых композиционных приемов в произведениях архи­тектора Г. Э. Боссе. Собственный дом архитектора Боссе на 4-й линии Васильевского острова — уникальный образец городского особняка-мас­терской нового типа. Дворец в Михайловке, новаторский характер его композиционного решения.

Глава 3. Многоквартирные доходные дома.

Строительные нормы середи­ны XIX века и их значение в формировании планировочной структуры многоквартирных жилых домов. Отражение специфики "социального заказа" в планировке и архитектурном облике многоквартирных домов. Характерные приемы застройки участков.

Новые приемы в компоновке фасадов многоквартирных домов, роль архитектора П. Жако в их станов­лении. Стилистика фасадов доходных домов середины XIX века, специфи­ка использования мотивов ренессанса, барокко, раннего классицизма в архитектуре многоэтажных жилых домов.

Глава 4. Петербург в середине XIX века.

Организация архитектурно-строительного дела и строительное законодательство. Подготовка кадров специалистов — архитекторов и инженеров. Взаимоотношение двух ас­пектов архитектуры (инженерного и художественного) в проектной и строительной практике.

Завершение ансамблей центральных площадей. Значение произведений архитекторов А. П. Брюллова, А. И. Штакеншнейдера, Н. Е. Ефимова, Л. фон-Клен­це в этом процессе. Памятник Николаю I. Ансамбль Благовещенской площади.

Благовещенский (Николаевский) мост через Неву — выдающееся произ­ведение русской инженерной и архитектурной мысли середины XIX века.

Районы аристократической застройки в Первой Адмиралтейской части и в Литейной части.

Застройка 2-й и 3-й Адмиралтейских частей (между Мойкой и Фонтан­кой). Отражение социальных противоречий эпохи в облике кварталов и планировке домов. "Вяземская лавра" — район трущоб. Сенная площадь в середине XIX века (по описаниям современников и исторической ико­нографии).

Невский проспект — "всеобщая коммуникация Петербурга" (Н. В. Гоголь). Изменение облика застройки от центра к периферии. Знаменская пло­щадь.

Периферийные районы левобережья Невской дельты. Каретная часть. Зимняя Конная площадь — место публичных казней.

Коломна: "Здесь все тишина и отставка..."

Фабрично-заводские окраины. Формирование "кольца" производствен­ных предприятий вдоль трассы Обводного канала.

Застройка прибрежных районов Выборгской стороны, Петроградской стороны, вдоль Шлиссельбургского тракта.

Петроградская сторона в середине XIX века: ее "полудеревенский" облик.

Северные острова Невской дельты — "зеленые легкие" Петербурга.

Васильевский остров и взморье. Изменение характера застройки Василь­евского острова с востока на запад как отражение социального статуса населения. Примеры застройки разных частей Васильевского острова по данным исторической иконографии.

Строительство фабрик и заводов в низовьях Невской дельты. Комплекс "Нового Адмиралтейства", его исто­рическая иконография.

Заключение по Разделу II.

Итоги градостроительного развития Петербурга в середине XIX века. Противоречия в облике города как отражение социальной структуры общества. Силуэт города и роль храмов – его высотных доминант. Озеленение города. Цветовая характеристика города. Появление новых градообразующих формирований: привокзальных площадей, крупных тор­говых комплексов, лечебных учреждений и учебных заведений, комплек­сов казарм и т. д. Контрасты между центром и окраинами — характер­ное знамение эпохи. Нарастающая многоликость города как отражение его социума.

Значение произведений архитектуры периода ранней эклектики и сложившихся в те годы «неостилей» в формировании исторической архитектурной среды города и облика Петербурга наших дней.

Раздел III. Архитектура Петербурга 1860-х—1890-х годов.

Глава 1. Градостроительное развитие Петербурга в последней трети XIX века. Реформы 1860-х годов и их значение в формировании нового соци­ума. Стремительный рост населения города, изменения в его социальном составе. Темпы строительства (данные статистики).

Петербург — не только столица Российской Империи, но и ее главный промышленный, финансовый и научно-культурный центр. Отра­жение этой исторической ситуации в облике города, в характере застрой­ки, в типологии зданий.

Развитие структуры городского плана и попытки его регулирования. Трассировка новых улиц. Озеленение Петербурга. Новые памятники в скверах и садах.

Создание централизованных систем водоснабжения, появление канализации.

Строительный ажиотаж и его результаты (позитивные и негативные). Окончательный отход от градостроительных традиций эпохи классициз­ма. Вторжение новых, иных по масштабу и стилистике, зданий в ансамбли городского центра.

Появление новых доминант в архитектурном облике города (церкви, общественные здания, банки и т. д.).

Застройка территории верфи Адмиралтейства, ее противоречивые итоги.

Ансамбль Пушкинской улицы — как новый тип "стихийно слагающей­ся" ансамблевой застройки. Формирование аналогичных по приемам застройки кварталов жилых многоэтажных домов в других районах горо­да. Значение "рядовой" жилой застройки в создании нового облика Петербурга.

Наши рекомендации