Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Общее (максимальное) количество баллов – 100.
1-й уровень: 5-6 заданий – 30 баллов.
2-й уровень: два задания – 40 баллов.
3-й уровень: одно задание – 20 баллов.
4-й уровень:выразительное чтение – 10 баллов.
В каждом задании первого и второго уровней снижается общий балл на 1-2 (в зависимости от количества ошибок), если в работе допущены орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические и др. виды ошибок.
Содержание творческой работы | ||
Соответствие теме, стилю, жанру | Работа соответствует предложенной теме, выбранному стилю и жанру | |
Композиционная оформленность | Работа характеризуется композиционной оформленностью: наличием вступления, основной части и заключения. Работа характеризуется композиционной стройностью, логичностью, ясностью изложения | |
Полнота раскрытия | Работа характеризуется полнотой раскрытия темы: вводится 3-4 микротемы, используется 2-3 примера из художественной литературы | |
Максимальное количество баллов за содержание | ||
Речевое оформление творческой работы | ||
Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок, правильным абзацным членением текста | |
Точность и выразительность речи | Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи | |
Максимальное количество баллов за речевое оформление | ||
Грамотность | ||
Соблюдение орфографических норм | В работе нет орфографических ошибок | |
Соблюдение пунктуационных норм | В работе нет пунктуационных ошибок | |
Соблюдение языковых норм | В работе нет грамматических ошибок | |
Соблюдение речевых норм | В работе нет ошибок в речи | |
Максимальное количество балов за грамотность | ||
Максимальное количество балов за творческую работу |
Чтение наизустьхудожественного произведения (или отрывка из нео)должно быть заслушано очно.
Критерии оценивания выразительного чтения (наизусть) художественных произведений или отрывков из них
№ пп | Критерии | Кол-во баллов |
I. | Общая техника речи ребенка: - дыхание - сила голоса (диапазон) - тон (диапазон) - дикция - соблюдение орфоэпических норм | |
II. | Интонирование чтения: - громкость (адекватность содержанию) - соблюдение логических и психологических пауз - логические ударения - темпоритм - мелодика (движение голоса по звукам) - выбор эмоционального тона - тембровая окраска | 3,5 |
III. | Невербальные средства выразительности: - жесты - мимика - поза | 1,5 |
Всего баллов |
С целью организации качественной подготовки участников к выполнению заданий муниципального/межлицейского этапов Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по литературе рекомендуем использовать образцы заданий разного формата, размещённые на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО http://kabruss.blogspot.com/ Задания, литературные задачи и др. размещены в разделах «Олимпиады», «Для юных филологов», «Литература».
Титульная страница тетрадей или листов, заранее проштампованных, подписываются следующим образом:
Штамп
Дата проведения
Декабря 2017 г.
Работа
Участника(цы) муниципального/межлицейского этапа
Республиканской олимпиады обучающихся по литературе
_______________________________,
(ФИО участника в родительном падеже)
обучающегося(йся)/учащегося(йся) ____ класса
______________________________
(полное название общеобразовательной организации
В родительном падеже)
Учитель ____________________________(ФИО полностью)
(на последней строке листа)
С целью мотивации участия школьников в Республиканской олимпиаде обучающихся по литературе рекомендуем по желанию обучающихся выставить оценки за выполнение олимпиадных заданий в журнал.
Примерная сетка перевода баллов в отметки по 5-балльной шкале:
Количество баллов, полученных за выполненную работу | Отметка | Вербальная оценка |
100 – 70 баллов | отлично | |
60 – 50 баллов | хорошо | |
Менее 50 баллов | удовлетворительно |
С целью самопроверки и самооценки, а также составления дорожных карт, индивидуальных образовательных маршрутов и программ самообразования на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО после 11 декабря текущего года (и после предоставления всех работ победителей муниципального/межлицейского этапа) будут размещены варианты эталонных ответов на задания муниципального/межлицейского этапа Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по литературе.
Приложение
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
Ø авторов, названия прочитанных произведений;
Ø сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;
Ø особенности композиции прочитанных произведений;
Ø тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;
Ø основные признаки изученных теоретических понятий: гипербола, постоянный эпитет, художественная деталь, антитеза, символ, композиция произведения, лирический монолог, былина, былинный стих, баллада, поэма, рассказ, новелла, героическая повесть, цикл произведений.
Учащиеся должны уметь:
ü правильно, осознанно, бегло читать изученные художественные произведения, учебные, научно-популярные тексты, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
ü выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, с соблюдением норм литературного произношения;
ü раскрывать идейно-тематическую направленность и художественное своеобразие изученного произведении;
ü выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
ü владеть различными видами пересказа;
ü составлять простой, сложный и цитатный планы к прочитанному произведению, его фрагменту (описанию природы, интерьера и др.), строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;
ü участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, учитывая мнение оппонента;
ü словесно воспроизводить художественные образы и картины;
ü составлять простой и сложный планы индивидуальной и сравнительной характеристики литературных персонажей с последующей развёрнутой характеристикой образов;
ü аргументировать принадлежность произведений литературы (фольклора) к определённому жанру;
ü обосновывать смысл названия изученного произведения;
ü высказывать собственное аргументированное суждение об актуальности или популярности изученного художественного произведения в наши дни;
ü сравнивать изученное художественное произведение (фрагменты) с его интерпретациями в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного восприятия;
ü давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или кинофильме;
ü создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
ü авторов, названия прочитанных произведений;
ü сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;
ü идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;
ü характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;
ü тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;
ü основные признаки изученных теоретических понятий: лирика, эпос и драма как роды литературы, трагедия, комедия, вечные образы, монолог, диалог, лирический герой, сатира, гротеск, подтекст, образ повествователя.
Учащиеся должны уметь:
ü правильно, осознанно, бегло и выразительно читать художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;
ü раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;
ü выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
ü различать лирические, эпические и драматические произведения, аргументировать принадлежность произведений литературы к определённому жанру;
ü обосновывать смысл названия произведения;
ü владеть различными видами пересказа;
ü давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) произведения;
ü составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные): к тексту (фрагменту) изучаемого эпического произведения,
ü составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев;
ü сравнивать художественное произведение с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного восприятия и отношения;
ü строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;
ü участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;
ü высказывать собственное суждение о популярности или актуальности изученного художественного произведения в наши дни;
ü готовить сообщение, доклад на заданную тему, используя рассказ учителя, статьи учебника, самостоятельно подобранные дополнительные источники;
ü давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или кинофильме по мотивам литературного произведения;
ü готовить письменное сочинение-рассуждение на литературную тему проблемного характера по изученному произведению.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
ü авторов, названия прочитанных произведений;
ü общие сведения о литературных эпохах и художественных направлениях в контексте мировой культуры;
ü сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;
ü идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;
ü характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;
ü основные признаки изученных теоретических понятий: классицизм, романтизм, реализм как художественные направления, романтический герой, роман в стихах, социально-психологический роман;
ü тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть.
Учащиеся должны уметь:
ü правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;
ü раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;
ü выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
ü давать общую характеристику литературным эпохам и художественным направлениям в контексте мировой культуры;
ü определять и аргументировать жанрово-родовую принадлежность изученного произведения;
ü владеть различными видами пересказа;
ü давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) изучаемого произведения;
ü составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные): к тексту (фрагменту) изучаемого эпического произведения, индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики героев; собственного устного или письменного высказывания;
ü обращаться к отдельным интерпретациям изученного произведения в искусстве при его анализе;
ü сравнивать изученное произведение литературы с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного восприятия и отношения;
ü участвовать в инсценировании драматического художественного произведения;
ü строить устные и письменные высказывания, принимать участие в диалоге и полилоге в ходе изучения художественного произведения;
ü участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;
ü высказывать собственное обоснованное суждение об актуальности и популярности изученного художественного произведения в наши дни;
ü составлять устный и письменный отзыв (рецензию) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;
ü подготовить устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению;
ü самостоятельно составлять тезисы, конспекты литературно-критических статей;
ü писать эссе по изучаемым произведениям на основе жизненных впечатлений;
ü подготовить сообщение, реферат на литературную тему по одному или нескольким источникам.
Основные требования к знаниям учащихся 10 класса
Учащиеся должны знать:
ü имена и основные произведения выдающихся авторов второй половины XIX века;
ü ведущие закономерности развития литературы второй половины XIX века;
ü выборочные тексты, предложенные для самостоятельного прочтения;
ü основные художественные направления (реализм, критический реализм);
ü основные теоретические категории, с помощью которых анализируется художественное произведение (тема, идея, сюжет, композиция, авторский стиль и др.);
ü основные особенности эпического, лирического, драматического произведений;
ü тексты, рекомендованные для заучивания наизусть.
Учащиеся должны уметь:
ü анализировать произведение, воспроизводить его фабулу, отличать фабулу и сюжет эпического произведения;
ü отличать эпос от лирики и драмы;
ü отличать тему от идеи произведения, сюжет от композиции, называть основные средства художественной речи;
ü характеризовать героев произведения;
ü формулировать и обосновывать свою оценку произведения;
ü связно, последовательно и доказательно излагать свои мысли в письменных работах;
ü подготовить доклад, реферат на литературную тему.
Основные требования к знаниям учащихся 11 класса
Учащиеся должны знать:
ü имена и основные произведения выдающихся авторов XX века;
ü ведущие закономерности развития литературы XX века;
ü основные художественные направления;
ü выборочные тексты, предложенные для самостоятельного прочтения;
ü основные теоретические категории, с помощью которых анализируется художественное произведение (тема, идея, сюжет, композиция, авторский стиль и др.);
ü основные особенности эпического, лирического, драматического произведений;
ü отличительные особенности искусств, позволяющие прибегать к параллельному анализу (литература – музыка – живопись);
ü тексты, рекомендованные для заучивания наизусть.
Учащиеся должны уметь:
ü анализировать произведение, воспроизводить его фабулу, размышлять об особенностях авторского видения и разрешения проблем;
ü различать основные художественные направления;
ü определять основные особенности литературных родов (эпос, лирика, драма);
ü различать литературные жанры (рассказ, повесть, роман);
ü хорошо ориентироваться в категориях: тема, идея, сюжет, композиция, средства художественной речи;
ü характеризовать героев произведения;
ü формулировать и обосновывать свою оценку произведения;
ü связно, последовательно и доказательно излагать свои мысли в письменных работах;
ü подготовить доклад, реферат на литературную тему.
Критерии оценивания