Древние легенды, мифы, сказания. Славянская мифология. Её роль в становлении детской литературы. Библейские мифы и сказания в обработке для детей.

Древние легенды, мифы, сказания. Славянская мифология. Её роль в становлении детской литературы. Библейские мифы и сказания в обработке для детей.

Мифы, легенды, сказания древних народов – этоодно из самых интересных культурных достояний цивилизаций. Каждый народ, каждая страна, каждая цивилизация слагала свои мифы и легенды о храбрых героях, о могущественных богах, о всесильных правителях древнего мира.Для ребенка чтение мифов мира - потрясающая возможность увлекательно познакомиться с древней историей. Мифы и легенды лучше чем что-либо говорят о том, что происходило несколько тысяч лет назад. Чем жили наши предки, до того как было принято христианство? Кем были и какими были древние вожди, императоры, цари и короли? Как и почему возникли мифы народов не только героические и божественные, но и мифы о устройстве мира, романтические мифы о настоящей любви, мифы о древних, но исчезнувших государствах, странах и порой целых континентах. Славянская мифология –это совокупность мифологических представлений других славян (прославян), времени их единства до конца 1-ого тыс. н.э. Она представлена фантастическими существами, богами(Перун – бог грозы. Один – покровитель песнетворцев. Дажьбог – бог дождя. Ярило – бог земли и тд.).Славянские мифы передавались устно. Этим они близки к устному народному творчеству: к сказке, былине, преданию и т.д. Главная особенность славянского мифа - его древность. Именно мифы дали содержание сказкам, которые зародились позднее. Тексты славянских мифов не дошли до наших дней. Но то, что мифы существовали, мы знаем примет, сказок, песен и древнерусских летописей, где часто упоминаются имена славянских языческих богов. Так же в русских народных сказках героями часто являются Красно Солнышко, Ясный Месяц, Beтер, Мать-Сыра-Земля, которые в древности так же считались славянскими божествами. Библия это комплекс книг составл. священное писание, которое состоит из старого и нового завета. Старый завет – это книги написанные в дохристианские времена на древнееврейском языке (39 книг) созданы в 9- столетии да н.э. – 2 ст. н.э. В старом завете выделяют 3 части: 1. Пятикнижия. 2 Пророки. 3. Писания. Новый завет – это книги написанные на греческом языке апостолами и евангелиями. Основную часть нового завета составляет и евангелия(добровести) о жизни и победе Иисуса Христа, которые были составлены его учениками. Дотируются эти тексты 1-2 в. н.э. Задача воспитателя: познакомить детей с этими текстами.

Общее понятие об устном народном творчестве. Классификация произведений фольклора. Роль устного народного творчества в воспитании и развитии детей.

Фольклор – это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы. Черты классического фольклора: 1. Безымянность в создании.
2. Коллективность, подразумевающая доведение до законченного вида. 3. Вариантность 4. Устный характер. 5. Импровизационность. Классификация произведений фольклора:1. Обрядовая поэзия: -Календарная(зимний, весенний, летний, осенний циклы); Семейно-бытовая (родильная, свадебная, похоронная);Заговоры.2. Необрядовая поэзия: -Эпические прозаические жанры (сказка, предание, легенда); - Эпические стихотворные жанры (былины, исторические песни, балладные песни); - Лирические стихотворные жанры (песни социального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические жанры: частушки, припевки). - Малые нелирические жанры (пословици,поговорки, загадки); - Драматические тексты и действа (ряжения, игры, хороводы, сцены, пьесы).Роль:Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей,, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

А.С. Пушкин. Особенности сказок. Использование в работе с дошкольниками отрывков из сказок А.С. Пушкина. Значение творчества Пушкина для поэтического восприятия мира, понимания мира, понимания красоты родной природы, богатства и выразительности русского языка.

Исп. в работе:Сказки Пушкина довольно длинные, поэтому для знакомства малышей с пушкинским творчеством лучше взять отрывок из произведения «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зеленый». Детям нравится это стих, они слушают его с удовольствием. Удивительно, что в таком небольшом стихотворении Пушкин сумел уместить весь сказочный мир русского народа. Это и удивительный ученый кот, и царевна, и царь Кощей с Бабой Ягой. А чего стоят русалки, витязи и неведомые звери. Деткам постарше и ученикам начальной школы будет интересно прочитать веселую сказку Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказку о семи богатырях и мертвой царевне», «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о рыбаке и рыбке».Поклонникам и почитателям творчества Пушкина нельзя пропустить произведение писателя «Песнь о вещем Олеге» и «Руслан и Людмила». Рассказывая детям о сказках Пушкина, не стоит упускать из виду отечественные и красочные мультипликационные фильмы по сказкам этого замечательного поэта. Также родители могут познакомить ребенка с операми и балетами, созданными великими композиторами по сказкам Пушкина.Особенности:динамичный сюжет, необычные ситуации и события, сцены, полные чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то читать и понимать их очень просто. Сказки Пушкина обычно в стихах, но дети всегда на ура воспринимают их, так как написаны они простым и понятным языком. В каждой сказке встречаются афоризмы и доступное пояснение того, какой вывод должен сделать ребенок после прочтения.Многие герои сказок Пушкина ведут себя как люди из трудовой, крестьянской среды. Не чуждаются простого физического труда: печку затопить, дом прибрать. Такая простота в отношении к труду помогает воспитывать в детях уважение к работе. Значение:его стихи о природе полны любви, грусти об уходящем мгновении.в его зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и легкости изображения молчаливой красоты природы, Картины природы в его лирике являлись превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно беззаветно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле немало экзотических стран с чудесными высокими пальмами и голубыми морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не столь близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.
В последние годы жизни Пушкин создает произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним.

П.П. Ершов. Краткие биографические сведения. Сказка «Конёк – Горбунок». История создания, композиционное построение. Народность идей и образов. Сатирическое изображение героев. Волшебные образы в сказке.

П.П. Ершов родился 22 февраля 1815 года в деревне Безруково Тобольской губернии в семье чиновника. Детские годы будущего поэта про­шли в городе Березово. В 1827 году Ершов поступил в Тобольскую гимназию, которую закончил в 1831 году. В это время в России пробуждался особый интерес к си­бирской земле, к ее культуре, традициям. Ершов начи­нает собирать сибирские сказки, песни, легенды. В 1831 году Ершов поступил на философско-юриди­ческое отделение Петербургского университета. В сту­денческие годы он писал и печатал свои стихи. Под впе­чатлением сказок А. С. Пушкина Ершов начал работу над сказкой в стихах «Конек-горбунок», которую в 1834 году он опубликовал в журнале «Библиотека для чтения». Пушкин очень высоко оценил эту сказку. После окончания университета Ершов возвратился в Тобольск, так как после смерти отца семья нуждалась в его поддержке. В 1836 году он работал учителем, за­тем инспектором, с 1857 года стал директором Тоболь­ской гимназии. Ершов не оставлял литературную дея­тельность, написал рассказы, стихи и пьесу, но все эти произведения не имели такого успеха, как «Конек-горбунок».История создания:сказка «Конёк-Горбунок» принадлежит перу Ершову, однако, в мире литературы со времён издания текста бытует мнение, что молодой автор не мог начать своё творчество со столь глубокого и острого произведения. Сказка «Конёк-Горбунок» написана очень бодрым, складным и напористым стихом, в нём отчетливо прослеживается перо гения и, скорее всего, этот гений — А.С.Пушкин. Из истории достоверно известно, что в конце жизни Пушкин находился в гонениях, а его произведения уже не публиковались. Вот и сказка «Конёк-Горбунок», возможно, была бы утеряна и забыта, если бы не помощь верного друга и соратника Ершова, которому Пушкин доверил свои рукописи.Композиционное построение и всё остальное:В сказке изображены 3 мира: 1-ый реальный, который рисует картины крестьянского труда. Государственная иерархия (царские придворные, слуги, чиновники всех рангов). 2. Подводное царство (кит держит в подчинении весь подводный мир) соблюдается субординация (осетры, лещи, сомы, чёрный рак, дельфины) 3. Небесное царство (царят солнце и месяц месяцович). Конец сказки необычный, Иван сам становится царём. Иван видимо отвечает представлениям о народном заступнике и им становится. В сказке можно наблюдать «пёстрый ковёр» русской речи, много просторечий, много диалектизмов, эмоционально – экспрессивная лексика, сравнения, метафоры, загадки, фразеологизмы, пословицы, поговорки.Большую роль в сказке играет эпиграфы, которые раскрывают сюжетную линию читателю. Первый эпиграф- это своеобразная прелюдия к дальнейшем сказочным событиям. Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Этим эпиграфом нам Ершов говорит о том, что главный герой как и народной сказке, будет победителем. О победе добра над злом. Так же через отношения Ивана к братьям и к Царю можно судить о них. Ершов изображает их с иронией, с юмором, но если Ивана он изображает с добрым юмором, то братьев Ивана и Царя с придворными он изображает с сарказмом. Братья падают, спотыкаютсяЕршов изображает их жадными, подлыми, трусливыми и для сравнения ставит Ивана, который не врет, а сочиняет, он честный.Очень хорошо проявляется отношение к Царю и его придворным, Иван у Ершова не уважает Царя, так как Царь капризен, труслив и сумасброден, он напоминает избалованного ребенка, а не мудрого взрослого человека. Ивана хотя и называют дураком, но он с самого начала сказки занят делом, он единственный не спит в дозоре и ловит вора. Он чистит , моет и ухаживает за лошадьми. Он не гонится за деньгами, славой или властью. Ему доставляет радость обычные житейские дела. Царь же напротив изображён смешным и не приятным над ним смеётся не только Иван, но и Месяц Месяцович. Ершов использует фольклорные мотивы в своей сказке , она собрана из нескольких сказках здесь есть и друг главного героя. Конек помогает Ивану во всём и не бросает его в беде. Как и в русских народных сказках главный герои переживает воплощение и становится мужем прекрасной Царевны и сам становиться Царем. Главные «злодеи « повержены и наказаны.


13. Картины родной природы в лирике русских поэтов второй половины 19 века. (Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, И.З. Суриков)

Природа в стихотворениях русских поэтов показана по-разному. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Они переживают вместе со своим лирическим героем. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Природа в стихах русских поэтов одушевлена и согласуется с их настроением. Через описание природы он показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.Узнав в детстве эти стихи, человек через всю жизнь проносит благородную память о художниках, открывших для него поэзию родной природы. Эти стихотворения наполнены гармонией, любовью к окружающему миру. Майков:Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красотой. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Такое и стихотворение «Летний дождь», написанное в 1856 году и считается одним из самых любимых стихотворений детей. Здесь показана короткая летняя сценка во время дождя. Майков больше любил сельскую природу, чем городскую, большее число его произведений посвящены сельской природе.Никитин:Стихи писать начал рано - их темой сделалось окружающая поэта провинциальная жизнь.Ряд стихотворений поэта прочно вошел в детское чтение.В его стихотворениях промежаются раздумья о народе, его выносливости, жизнерадостном характере с картинами природы.

Плещеев: Одно из самых видных мест занимает Плещеев в детской литературе. В 1858 году Алексей Плещеев написал стихотворении «Сельская песня». Он коснулся уже ставшей к середине 19 века традиционной весенней темы: прилет ласточек предотвращает радостный приход теплых дней. Стихотворение написано про ласточку. Строй стихотворных строчек энергичен, пронизан радостным настроением: с прилетом ласточки и само солнце становится краше, а весна - милей. Суриков:К числу поэтов, любящих «живую природу» можно отнести Ивана Сурикова .Стихотворение «Зима» оно было написано в начале 1880 года. Название стихотворение определяет его тему - о зиме, описывается прекрасная пора. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима. Зима - это время года, когда детям радостно, они катаются с горок, лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки. Стихотворение им покажется очень близким, красивым и веселым. Тютчев:Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики.Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она многолика, насыщена звуками, красками, запахами.Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

К.И. Чуковский. Жизнь и творчество. Весёлые сказки в стихах как основной жанр творчества для детей. Малые жанры поэзии К.И Чуковского. Сказки о насекомых и животных. Воспитательное значение произведений Чуковского.

Чуковский родился 19 марта в Петербурге. Когда ему было три года, родители развелись, он остался с матерью. Жили на юге, в бедности. Учился в одесской гимназии, из пятого класса которой был исключен. С юношеских лет вел трудовую жизнь, много читал, изучил самостоятельно английский и французский языки.начал печататься в газете "Одесские новости", в качестве корреспондента которой был направлен в Лондон. Целый год жил в Англии, изучал английскую литературу, писал о ней в русской печати. После возвращения поселился в Петербурге, занялся литературной критикой, сотрудничал в журнале "Весы". Чуковский организовал еженедельный сатирический журнал "Сигнал". Издал переводы из У. Уитмена, изучал литературу для детей, детское словесное творчество, работал над наследием Н. Некрасова, своего любимого поэта. по приглашению Горького Чуковский стал руководить детским отделом издательства "Парус" и начинает писать для детей: стихотворные сказки "Крокодил" , "Мойдодыр", "Муха-цокотуха", "Бармалей" , "Айболит" ,Федорино горе и др. Стихотворения детского поэта К.И. Чуковского близки к народному творчеству, к фольклору благодаря своей ритмичной основе, прибауточной стилистике, деталям и приёмам. Маленькие дети воспринимают литературное творчество таким образом, будто бы стихотворения создаются в момент прочтения, в тот момент, когда родитель общается с ребёнком. Произведения Чуковского прекрасно запоминаются, отлично читаются вслух. Отдельно стоит отметить многообразие сказочного мира животных, населяющих стихотворения Чуковского: тут и слоны с носорогами, и крокодилы, и медведи с зайцами, и газели, и кенгуру, и воробьи, и зайчата, и… список грозит быть очень длинным. У каждого животного свой особенный характер и природное обаяние - как и всех остальных героев Чуковского.читая эти сказки, ребёнок учится свои страхи преодолевать, ведь тот мир, который раскрывает перед ним автор, по определению добр.

Древние легенды, мифы, сказания. Славянская мифология. Её роль в становлении детской литературы. Библейские мифы и сказания в обработке для детей.

Мифы, легенды, сказания древних народов – этоодно из самых интересных культурных достояний цивилизаций. Каждый народ, каждая страна, каждая цивилизация слагала свои мифы и легенды о храбрых героях, о могущественных богах, о всесильных правителях древнего мира.Для ребенка чтение мифов мира - потрясающая возможность увлекательно познакомиться с древней историей. Мифы и легенды лучше чем что-либо говорят о том, что происходило несколько тысяч лет назад. Чем жили наши предки, до того как было принято христианство? Кем были и какими были древние вожди, императоры, цари и короли? Как и почему возникли мифы народов не только героические и божественные, но и мифы о устройстве мира, романтические мифы о настоящей любви, мифы о древних, но исчезнувших государствах, странах и порой целых континентах. Славянская мифология –это совокупность мифологических представлений других славян (прославян), времени их единства до конца 1-ого тыс. н.э. Она представлена фантастическими существами, богами(Перун – бог грозы. Один – покровитель песнетворцев. Дажьбог – бог дождя. Ярило – бог земли и тд.).Славянские мифы передавались устно. Этим они близки к устному народному творчеству: к сказке, былине, преданию и т.д. Главная особенность славянского мифа - его древность. Именно мифы дали содержание сказкам, которые зародились позднее. Тексты славянских мифов не дошли до наших дней. Но то, что мифы существовали, мы знаем примет, сказок, песен и древнерусских летописей, где часто упоминаются имена славянских языческих богов. Так же в русских народных сказках героями часто являются Красно Солнышко, Ясный Месяц, Beтер, Мать-Сыра-Земля, которые в древности так же считались славянскими божествами. Библия это комплекс книг составл. священное писание, которое состоит из старого и нового завета. Старый завет – это книги написанные в дохристианские времена на древнееврейском языке (39 книг) созданы в 9- столетии да н.э. – 2 ст. н.э. В старом завете выделяют 3 части: 1. Пятикнижия. 2 Пророки. 3. Писания. Новый завет – это книги написанные на греческом языке апостолами и евангелиями. Основную часть нового завета составляет и евангелия(добровести) о жизни и победе Иисуса Христа, которые были составлены его учениками. Дотируются эти тексты 1-2 в. н.э. Задача воспитателя: познакомить детей с этими текстами.

Наши рекомендации