А.П. Чехов – мастер реалистического рассказа. Своеобразие стиля, жанра, авторской позиции.
В тв-ве Ч. можно выделить 2 этапа. 1) 1880-е 2) 1890-1900-е годы. I это ранний период, Ч. пишет короткие рассказы, сценки; у писателя выработалась способность мобилизоваться вовремя, умение выложить свою мысль в «100 строках», т.е. выработалось чувство малого жанра. В это время Ч. большую дань отдал развлекательности, забавности.
1 самым распространенным жанром в это время является рассказ во всех его вариациях (эскиз, сценка, записка, весенние картинки и т.д.). Чеховские рассказы – новый этап в истории этого жанра. При всей своей незамысловатости и простоте они ставили порой читателя перед неразрешимыми вопросами, потому что принципиально менялось отношение с читателем. Вместо пустяка и забавы он получал послание, нуждающееся в истолковании. Этот жанр к кон. 1880-х в тв-ве Ч. обрел новое дыхание, открыл в себе свойство увеличительного стекла, возможности того самого микроскопа, что вводился писателем во внутренний мир чел-ка. Ч. был убежден: «действительно трудное для понимания возле нас, так близко, что мы и не замечаем его, - частная жизнь наша, наше практическое отношение к другим лицам, наше столкновение с ними».
2 если рассказ это вообще «малая форма», то у Ч. он особенно лаконичен=>рассказы по своей стр-ре близки жанру анекдота (соединение комической условности с реальностью текущей минуты).
3 это рассказы комические. Здесь представлены все разновидности комического: произведения сатирические («Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»), юмористические («Хирургия»), собственно комические («Нилим», «Лошадиная фамилия»). 4 главный его герой – это чел-к из толпы. Чеховские рассказы повествуют о ничем не примечательных, совершенно обыкновенных людях: чиновниках, гимназистах, мещанах, барышнях и офицерах. Идет сопоставление их человеческих качеств. 5 у произведений Ч. этих лет особое сюжетостроение. Они воспроизводят жизнь в ее кратких, но емких мгновениях. Это – сиюминутная действительность, известная каждому как рутина жизни. Финалу автор придавал особое значение, т.к. именно здесь концентрируется в читателе все впечатление от рассказа. 6 Ч. констатирует у своих героев безнадежный приоритет материального над духовным.
7 возрастает роль художественной детали (фамилии и имена героев несут несомненную комическую экспрессию, они намекают на их определенные качества врач Дворнягин, советник Окуркин). 8 речь героев также является их опознавательным знаком (особенно изобретателен Ч. там, где надо воспроизвести речь псевдообразованного обывателя, недоучки; неизменный комический эффект вызывают французские и немецкие вкрапления, кот. в малообразованной среде приобретают вид пародийно смешных переделок). 9 портретные зарисовки предельно говорящи, они содержат самую «соль» образа и побуждают читательское воображение к продолжению творческой работы по заполнению намеренно оставленных автором брешей. Собранные воедино рассказы Ч. 1880-х годов рождают горькое ощущение, что «жизнь идет, сорится изо дня в день бесплодно и безрадостно». Ч. начинает в своих юморесках новый тип героя: «Толс. и Т.» высмеивает добровольное холопство; «Маска» - раскрывает пошлость новой интеллигенции; «Смерть чиновника» - высмеивает чрезмерную приниженность маленького человека. Особое положение занимает лирико-философская повесть «Степь» (вобрала в себя размышления Ч. над неразрешенными ??? жизни-смерти, над глубоко личной проблемой одиночества; картина жизни и события относительно самостоятельны; главы практически не связаны др. с др.; сцены следуют 1 за др., но не вытекают др. из др.). данное произведение по своему лирическому началу, философской глубине, поэтике выпадает из ряда произведений этого времени. «Скучная история» 1889 г. (отчетливо слышны призывы критически разобраться в жизни, в общественном пессимизме; герой начинает осознавать приближение старости=>начинает анализировать свою жизнь; герой видит главный свой недостаток в равнодушии к окружающим, он начинает понимать, бездушие своих близких, распадение связей между людьми; внезапно понимает, что в его жизни не было общей идеи, без кот. жизнь мыслящего человека ущербна и ведет к полному одиночеству и краху, герою не суждено определить суть идеи, на ? Кати о смысле жизни герой отвечает: «Не знаю». II проза проза приобрела новые черты 1 наряду с рассказами появляются социально-психологические повести («Дуэль», «Моя жизнь», «В овраге»). И те, и др. получают в этот период эпический масштаб, становятся более емкими по содержанию, дают возм-ть проникать в суть сложных идей и отношений, выявлять закономерности бытия. 2 изменяется структура Ч. повествования. Возникает сочетание объективности и лиризма. Усиливается роль символических деталей и лирического подтекста. 3. голос повествователя звучит громче. Большее значение приобретают его оценки, усиливается эмоциональная окраска его речи. 4 изменяется интонация Ч. прозы. Ч. взволнованно делится со своими читателями мыслями о самом главном: о том, что нужно искать в жизни высшие нравственные ценности и при этом напряженно трудиться; о том, что жизнь коротка, и самое печальное в ней то нравственное опустошение, которое она производит в людях. Остановка духа должна быть оскорбительной для чел-ка, т.к. это смерть заживо, т.к. она уничтожает тв-во, силой бездушного повторения обращает в полную рутину то, что должно быть вечно новым и свежим, т.е. усиливается авторская интонация долженствования. 5 изображается повседневное, Ч. побуждает не останавливаться на очевидном, а упорно искать «связующую мысль». И этот внутренний сюжет оттеняет на 2 план внешнюю фабулу, столь важную для его ранних рассказов. 6 произведения с открытым финалом, они, как и сама жизнь, не завершены. 7 реализм в высшем смысле этого слова («пишет жизнь такую, какая она есть, но от того, что каждая строчка пропитана, как соком, сознанием цели, вы, кроме жизни, какая есть, чувствуете еще ту жизнь, какая должна быть, и это пленят вас»…) 1890-1900е гг. 1) художеств. осмысление общественных и духовных исканий русской интеллигенции; Ч. показывает героев из образованного слоя, кот. доходят до правды умом и размышлением, анализом поступков. «Рассказ неизвестного чел-ка»1893г.(герой – народник революционного дела, понимает, что ему хочется простого человеческого счастья; в гибели Зинаиды Федоровны есть вина героя; его рассказ – исповедь); «Дом с мезонином» 1896 г. (рассказ художника – воспоминание о продуманном, пережитом; споры м/у худ-ком и молодой девушкой, к/ая отстаивает идею малых дел; истина находится м/у теорией худ-ка и девушки, т.е. и малые дела, но надо увидеть и горизонты; Лида- ограничена, она видит только малые дела); «Моя жизнь» 1897 г. (тема – трудности искания правды) 2) посвящены общей идее «Дуэль» 1891 г. (первой крупное произведение после поездки на Сахалин; в основе конфликт прозрения; Ч. подводит читателя к мысли, что жизнь сложнее, чем идеи; герои проходят к выводу, что нужно искать правду). 1898 трилогия: «Человек в футляре» (гротескный образ, гротеск распространяется на весь образ Беликова; гротеск выводит героя из обычного, будничного ряда и придает ему символический смысл; футляр – оболочка, кот. защищает чел-ка от внешних влияний и позволяет спрятаться от реальной жизни; смерть Беликова только намек на свободу, инерция рабского подчинения выводится из народа не сразу – страх перемен, боязнь измен); «О любви» (боязнь неприятностей, страх перемен приводят к тому, что любовь гибнет); «Крыжовник» (главный герой – фанатик собственности, маленький чиновник боится высказать свое мнение, лелеет мечту о собственном крыжовнике, кот. приобретает маниакальный хар-ер; все в конце приобретает гротескные формы) – ходячие представления о счастье-несчастье мелки, Ч. не дает ответы на ??? о жизни, надо искать более разумные решения. 3) пошлость пошлого человека «Ионыч», «В родном углу», «Анна на шее», «Попрыгунья» - деградация чел-ка. Но Ч. намечает и способность героев высвободиться из этой среды: «Дама с собачкой» (адьюльтер перерастает в сильное чувство), «Невеста» (Надя смогла уйти накануне свадьбы и начать новую жизнь), «Учитель словесности» (герой понимает, что надо бежать из этой среды).