Проблематика и поэтика романа Тургенева «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Проблемы современного прочтения.
Роман «Отцы и дети» был написан И. С. Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859— 1862) и
отмены крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский
либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в
романе в лице Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсановых, лучших из дворян- либералов («отцы»).
Сам Тургенев двойственно воспринимал созданный им образ. Он писал А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» А в заметке по поводу «Отцов и детей» Тургенев пишет: «Базаров — мое любимое детище... Это самая симпатичная изо всех моих фигур».
Личность Базарова, выразителя идей революционной демократии, интересует Тургенева, ведь это герой времени, вобравший в себя отличительные черты эпохи социального перелома. Тургенев выделяет в Базарове демократизм, проявляющийся в благородной привычке к труду, которая вырабатывается с детства. С одной стороны, пример родителей, с другой — суровая жизненная школа, учеба в университете на медные гроши. Эта черта выгодно отличает его от Кирсановых и для Базарова является основным критерием оценки человека. Кирсановы — лучшие из дворян, но они ничего не делают, не умеют взяться за дело. Николай Петрович играет на виолончели, читает Пушкина. Павел Петрович тщательно следит за своей внешностью, переодевается к завтраку, обеду, ужину. Приехав к отцу, Базаров говорит: «Я работать хочу». И Тургенев постоянно. подчеркивает, что «лихорадка работы» характерна для деятельной натуры героя. Черта поколения демократов 60-х годов — увлечение естественными науками. Окончив медицинский факультет, Базаров вместо отдыха «режет лягушек», готовя себя к научной деятельности. Базаров не замыкается только в тех науках, которые имеют непосредственное отношение к медицине, а обнаруживает обширные познания и в ботанике, и в агротехнике, и в геологии. Понимая ограниченность своих возможностей вследствие плачевного состояния медицины в России, Базаров все-таки никогда не отказывает в помощи нуждающимся, не считаясь со своей занятостью: лечит и сына Фенички, и крестьян окрестных деревень, помогает отцу. И даже смерть его произошла из-за заражения при вскрытии. Гуманизм Базарова проявляется в его желании принести пользу народу, России.
Базаров — человек с большим чувством собственного достоинства, ничуть не уступает в этом отношении аристократам, а в чем-то даже их превосходит. В истории с дуэлью Базаров проявил не только здравый смысл и ум, но благородство и бесстрашие, даже способность иронизировать над собой в момент смертельной опасности. Его благородство оценил даже Павел Петрович: «Вы поступили благородно...» У Но есть вещи, которые Тургенев отрицает в своем герое, — это нигилизм Базарова в отношении природы, музыки, литературы, живописи, любви — всего того, что составляет поэзию жизни, что возвышает человека. Все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает.
Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все»: самодержавие, крепостное право, религию — и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: «...Вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить», Базаров отвечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».
Когда Базаров клеймит насмешкой дутые, отвлеченные «принсипы», он побеждает. И автор разделяет его позицию. Но когда Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которые он никогда не принимал, от уверенности его не остается и следа. Чем труднее приходится Базарову, тем ощутимее и авторское сопереживание ему.
В любви к Одинцовой выразилась способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, ее уму и характеру — ведь самыми заветными мыслями он делился именно с Одинцовой, наполняя свое чувство разумным содержанием.
Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды, переосмыслить свои убеждения. Наступает сложная переоценка ценностей. Бескрайняя Русь с ее темными, грязными деревнями становится предметом его пристального внимания. Но он так и не приобретает умения «рассуждать о делах и нуждах» мужиков и только помогает в лекарской практике отца деревенскому населению. V Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, — сгусток духовных страданий: «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный» а еще топорщится. И ведь б тоже думал: обломаю дед много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!.. Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просъбой к Одинцовой — позаботиться о стариках: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...» Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти «Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры». Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:
«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».
События, которые И. С. Тургенев описывает в романе, происходят в середине XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и духовной жизни России, представляющей ее будущее.
Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева («Горе от ума» А. С. Грибоедова). Подобные мысли и чувства, наряду со спорами о крестьянской общине, о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе, звучат и в романе Тургенева. Но есть еще и общечеловеческие проблемы, над которыми размышляет автор.
В центре романа — фигура разночинца Базарова, воплощающая тип человека новейшего поколения. «Отцы» представлены братьями Кирсановыми и родителями Базарова.
Антагонизм воззрений Павла Петровича и Базарова раскрывается в горячих спорах между ними. Но в спорах с Базаровым Павел Петрович не может победить нигилиста, не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта — к дуэли.
39. Жанр романа в творчестве И.С. Тургенева. Особенности художественной структуры и проблематики романов писателя. Анализ одного романа по выбору. Анализ романа «Отцы и дети». Тургенев 1817-1883. Т. создал и разработал особую разновидность романа, в которой отражались новые и особенные веяния эпохи. Характерная особенность писательского облика Т: чем острее он воспринимает мир в индивидуальной неповторимости преходящих явлений, тем тревожнее и трагичнее становится его любовь к жизни, к её мимолётной красоте. Т-художник наделён особым чувством времени,. Его неумолимого и стремительного хода. Ведь он жил в эпоху интенсивного, ускоренного развития России, когда «в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века». Писателю довелось быть свидетелем кризиса дворянской революционности 20 – 30-х годов, он видел борьбу двух поколений революционно-демократической интеллигенции 60-х и 70-х, борьбу, приносившую всякий раз не радость побед, а горечь поражений. Все шесть романов Т не только попали в «настоящий момент «жизни общества, но и по своему его предвосхищали. Писатель был особенно чуток к тому, что стояло «накануне», что ещё только носилось в воздухе. Его романы превратились в своеобразную летопись смены разных умственных течений в культурном слое русского общества: идеалист-мечтатель, «лишний человек» 30 – 40-х в романе «РУДИН»;стремящийся к слиянию с народом дворянин Лаврецкий в «ДВОРЯНСКОМ ГНЕЗДЕ»; «новый человек» революционер-разночинец – сначала Дмитрий Инсаров в «НАКАНУНЕ», а потом Евгений Базаров в «О и д»; эпоха идейного бездорожья в «ДЫМЕ»; новая волна общественного подъёма 70-х в «НОВИ». «Физиономия русских людей культурного слоя» в эпоху Т менялась очень быстро – и это вносило особый оттенок драматизма в романы, отличающиеся стремительной завязкой и неожиданной развязкой, «трагическими, как правило финалами». Романы Т строго приурочены к узкому отрезку исторического времени, точная хронология играет в них существенную роль. Жизнь героя крайне ограничена по сравнению с героями романов Пушкина, Лермонтова, Гончарова. В характерах Онегина, Печорина, Обломова «отразился век», в Рудине, в Лаврецком или Базарове – умственные течения нескольких лет. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре. История в своём неумолимом движении отмеряет им напряженную, но слишком короткую по времени судьбу. Все тургеневские романы подчиняются жесткому ритму годового природного цикла. Действие в них завязывается, как правило, ранней весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под «свист осеннего ветра» или «в безоблачной тишине январских морозов».Т показывает своих героев в счастливые минуты максимального подъёма и расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на пражских баррикадах Рудин, на героическом взлете неожиданно обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова. Героями стали «лишние» и «новые» люди, т.е. дворянское и разночинно-демократическая интеллигенция, которые предопределяли нравственный и идейно-политический уровень рус. общества. Герои отличались не только своей принадлежностью к разным соц-м типам, но и тяготением к опр-му типу взаимоотношений с окр-м миром. 3 типа героев в романах Т. 1) «низший» – отношение человека и общества. Представлен различного вида приспособленцами и карьеристами (Пандоневский, Ибасов). 2) «средний» – люди честные и порядочные, враждебные миру корысти и тщеславия, наделены высоким представлением о долге, ограниченные готовыми нормами и традициями, умерены в желаниях (Валынцев, Басистов, Михалевич , братья Кирсановы). 3) «высший» – духовно свободные люди, цель которых – переустроить мир. Сосредоточен общенациональный смысл жизни и деятельности человеческой личности. Любовь у Т. многолика. «низший» тип испытывает увлечение, способное захватить человека целиком. С Т не только в литературу, но и в жизнь вошёл поэтический образ спутницы русского героя, тургеневской девушки – Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны. Писатель изображает в своих романах и повестях наиболее цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника расцветает женская душа, пробуждаются к временномуторжеству все потенциалбные её возможности. «Средний» тип несет высокие стремления. Условием осуществления любви явл-ся взаимность. Взаимная любовь и счастье компенсируют духовную узость. «Проверка любовью заменяет общественную практику в романах эпической. Проверка любовью в отношении к природе связана со спецификой философии Т., которая восходит к философии Шопенгауэра и Паскаля. Для Т. природа вечна, а жизнь человека – это краткий миг среди бесконечной и вечной природы. Фабула произведений Т.: герой приезжает куда-то, входит в новый для него круг лиц, которых он не знает, с которыми у него возникают разные отношения. С отъездом или смертью героя роман завершается. Философский тон укрупняет характеры и выводит проблематику произведений за пределы узковременных интересов.. «Отцы и дети» был начат в 1860 году, в начале августа, и закончен в июле 1861. Действия романа происходят в 1869 году, а эпилог рассказывает о действиях 1861 года, т.е. после падения крепостного права. Ярко переданы споры «отцов» и «детей», представителей двух культур – старой, уходящей дворянской, и новой, демократической. Показаны безотрадная судьба крепостных крестьян, темнота и невежество народа. Глубокой основой содержания был вопрос о судьбах России, русского народа, о путях его дальнейшего развития. В П.П. Кирсанове Т. изображает барина-аристократа. Его жизнь свелась к любви к женщине и к сожалению о прошлом. Бесполезность и неприспособленность к жизни также показана и в Николае Петровиче Кирсанове. Это также тип уходящего барства. Критически обрисован в романе и Аркадий Кирсанов – представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, занятого своей семьей и своим хозяйством. Положительным героем романа явл-ся Базаров. Т. хотел понять и правдиво показать черты нового человека, вжиться в его образ и поэтому вел дневник от имени Базарова. Базаров представитель разночинной демократической молодежи, натура независимая, несклоняющаяся, ни перед какими авторитетами. У него все подвергается суду мыслей. В этом отношении Базаров был типическим представителем разночинцев шестидесятников. В нигилизме (нигилизм – полное отрицание всего,. Полный скептицизм; нигилист – в 60-е гг 19 века в России: сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество) Базарова Т. усматривал проявления революционности. Изображая столкновение «отцов» и «детей» писатель показал торжество демократизма над аристократией, но умственная и нравственная превосходство разночинца-демократа и материалиста Базарова над Павлом Петровичем означало поражение тех принципов и устоев, на которых зиждилась жизнь «отцов». К числу противоречивых черт относятся противоречивые высказывания о любви и вспыхнувшем в нем большим чувством к Одинцовой. Т. отводит любовному сюжету второстепенное место. Базаров несет в себе больше положительных, чем отрицательных черт, и это сближает его с той частью разночинно-демократической молодежи 60-х, которая воплощала в себе тогда прогресс науки. Роман «Отцы и дети» – вершина художественного творчества Т. Здесь выступают две среды со своими сложившимися представлениями и интересами как два композиционных центра. В самой композиции романа нашла отражение русская действительность в период падения крепостного права, борьба двух исторических тенденций, двух возможных путей общественного развития. Действие романа ведет Базаров; он выступает почти во всех сценах романа на первый план, а не дворянская среда и ее герои. Со смертью Базарова «О и д» заканчиваются. В композиции и в сюжетных конфликтах и ситуациях отразилась особенность времени обострения классовой борьбы. В складе ума и характера тургеневского героя нашли свое отражение черты и облик всей передовой демократической молодежи 60-х годов. Но в физиологии Базарова, в его увлечении естествознанием отразились черты молодежи 60-х. С направлением материалистической мысли 60-х связано отношение Базарова к вопросам искусства и эстетики. Т. изобразил тип молодого человека, верящего исключительно в науку и относящегося презрительно к искусству и религии. Базаров своими взглядами и интересами представлял ту часть демократической молодежи 60-х, которая шла за «Русским словом», за Писаревым. Неотвратимый удар судьбы читается в финальном эпизоде романа: есть, бесспорно, что-то символическое в том, что смелый «анатом» и «физиолог» рус-й жизни губит себя при вскрытии трупа мужика. Перед лицом смерти слабыми оказались опоры, поддерживавшие некогда базаровскую самоуверенность: медицина и естественные науки, обнаружив своё бессилие, отступили, оставив Б. наедине с самим собой. И тут пришли на помощь герою силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их он мобилизует на борьбу со смертью, и они восстанавливают цельность и стойкость его духа в последнем испытании. Умирающий Б прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм», и вот душа героя освобождается от плоти, бурлит и пенится как полноводная река. Любовь к женщине, любовь сыновья к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Б с любовью к родине, к таинственной России, оставшейся не до конца разгаданной загадкой для Б. Т создал образ человека, в жизни не существовавшего, но в идеале возможного и живого. Б – это герой большого масштаба, судьбою своею оплативший все издержки нигилистических теорий. Т показал, к каким последствиям может привести революционера праведная сила гнева, презрения и разрушения, если она примет нигилистические формы, если классовая борьба не будет опираться на фундамент живой, учитывающей реальную сложность жизни теории. Создание такого образа революционера-нигилиста можно считать творческим открытием большого художника, стоявшего не страже культуры.