Проблематика и особенности поэтики романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей 2 разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е г XIX в - показано в романе "Отцы и дети". Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки - это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой интеллигенции. Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых. 2 поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних хар-тик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен. Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократ. общества - проводит время в праздности и безделье. Проблема отцов и детей наиболее глубоко показана именно во взаимоотношениях этих 2 героев. Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах их соц. слои. Павел Петрович активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У гл. героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает "глупую жизнь отцов". От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.
При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности - родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается "в пользе его влияния на Аркадия". Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места. Проблема отцов и детей - одна из важнейших в рус. клас. лит-ре. Тургенев же в романе "Отцы и дети" не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники остро отреагировали на появление произведения. Одни обвиняли писателя в заискивании перед молодежью, другие упрекали в клевете на молодое поколение.

16.Образ Базарова в идейно-художественной концепции романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Базаров в полемике и литературной критике 1860-х и последующих годов.
В первую очередь образ нигилиста Базарова необходимо рассматривать на том идейном фоне, который не без исторических оснований представлен Тургеневым. Необходимость реформ, отмена крепостного права — всё это ставило вопрос: кто должен стать лидером в обществе? Либералы, старомыслящие аристократы, революционеры? Базаров относится более к последним. Безусловно, Базаров не является вымышленным героем. Сам Тургенев говорил о необходимости писания с «живых» людей. Таким образом, особую роль сыграли разные лидеры демократических движений, «истинные отрицатели» - Белинский, Бакунин, Герцен, Добролюбов, Спешнев.
Белинскому, резкому и глубокому по своим суждениям, отвергающему культурные традициии отцов, посвящен роман. Он, как и Базаров, выступает против «чистого искусства», не извергающего пользы, в отличие, например, от химии. Герцен отвергал схожесть и считал наиболее близкими к герою Чернышевского и Добролюбова. Относительно Добролюбова, то он действительно был нетерпим к либералам, их пустым спорам об общественных добродетелях и свободах: «...нам и всей молодой, свежей публике кажутся так мелки и смешны декламации пожилых мудрецов об общественныз язвах, адвокатуре, свободе слова и т.д.». Сам же Тургенев сужает ряд прототипов и говорим от молодом докторе Д., новом типе человека.
Писаров в статье «Базаров» (1862) утверждает, что именно такие люди нужны России: отрицающие все, что не было проверено их личным опытом, умные, волевые, пологающиеся только на себя, слово=дело. В статье того же года Страхов считает образ Базарова «крайне типичным»: “Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания”. Для Страхова Базаров только человек слова. Анненков и другие критики сравнивают Базарова с Обломовым, ведь в них заложен общий смысл. В полемику с Писаревым выступает М.А. Антонович («Асмодей нашего времени»). По его мнению, Базаров ненавидит все систематически — от родителей до лягушек, «которых он режет с беспощадной жестокостью». Сравнивает с ядовитым существом, которое пагубно влияет на людей, делая их безнравственными, немыслящими.
В романе анализ социальных конфликтом начинается с проблемы, казалось бы, локальной — семейной. Но она переростает в масштабную, вневременную — конфликт двух поколений. Эта конфронтация не возростная, а по взглядам — старые аристократические и новые демократическо-революционные. (Базаров — Павел Кирсанов, Базаров — родители, внутри самой семьи Кирсановых).
Таким образом, Базаров является центральным героем, который фиксирует вокруг себя остальных. Базаров — движущая сила композиционно-сюжетной структуры. Базаров — концентратор авторского замысла.



Наши рекомендации