Проблема повествовательной формы в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина.

«Повести» выступают резким контрастом по основанию к «М. тр.». «Повести» представляют нам героя русского, массового. Здесь все так просто, элементарно. В «М. тр.» масштабы мировые, здесь все местное, маленькое, люди простые. НО все это на первый взгляд. Т. зр. на этот цикл: наметились три тенденции в истолковании цикла. 1. учен. стремились усложнить проблематику, вывести в жанр философ. категорий. 2. Сложилась после выхода «Пов.» в свет. Рас–ся как пародия на сентимент., романтические жанры. 3. Рас-ся как произведение реалистичное, явл. некой новой поэтикой П. (1. – М.О. Гермензон «Мудрость П.»; 2. – Н. Берковский «О русской лит-ре» Гл. «О повестях Белкина». Автор рас-ет эти повести с т. зр. новеллы и утверждает, что этот жанр не мог иметь успеха. П его мнению П. должен был объединить повести в цикл с неожид. концом. Автор несколько революционизир. героев П.; Белинский – считал повести ничтожными «сказками и побасенками», не достойными таланта П. 3.Гуковский, Макагоненко – говорят о том, что П. прежде всего говорит о соц. Противостояние желания и объективности – объективное оказ-ся живее челов. страстей и желаний.

Это цикл созд – ся наряду с «М. тр.». Образ Белкина возник не сразу, были написаны: «Гробовщик», «Стационный смотритель», «Барышня- крестьянка», «Выстрел». Только после этого было написано предисловие от изд-ля, которое вводило подставного автора. В это цикл входит и «История села Горюхина». Белкин. Некоторые ученые считают его гл. персонажем, др. незначит. Апаллон – Григорьев считал, что Б. чуть ли не гл. лицо этого цикла. (Так же счит. и Достоевский). В нач. 20 в. высказ. мнение, что для воспр. цикла Б. не играет не какой роли. в предисловии от издателя Б. хар-ся как простой хозяин, с др. стороны как добрый человек (Виноградов). Б. имеет свой голос, который сливается с голосом творч. редактора. «Старался украсить истину цветами собств. воображения» Здесь присутств. два голоса: один пред-ет истину, а др. – цветы, собств. воображение. Первый из этих пластов доминир. Здесь мы имеем дело с простым пересказом в нейтральном тексте. Сам П. на вопрос о Белкине ответил : кто бы он там не был, а писать повести следует вот этак: просто, коротко, ясно». Т.е. образ автора связан с повеств. манерой, с вопросом стиля. Б. редактор пытается показать свою лит-ую искусность. Исп-уя лит. приемы П. подает их иронич. Б. пред-ет в нелепом виде, он пытается обобщать, поучать, стремится подвести своих героев под опред. роль: напр. Сильвио – загадочн. мститель. Б. втискивает хар-ры в опред. рамки, персонажи порой резко меняют свои амплуа. Дистанция м/у подставным автором и П. – мерцающая. В «Повестях» воплотился принцип – «при простоте формы глубина мысли». «Выстрел» - воен. пов. перерастает в бытовую. В этом заложена идея развенч. пустой жизни псевдоромантич. героя. Сильвио посвещает всю свою жизнь мести. В офицер. среде он герой. Появл. более удачный, более красивый герой. Формально в повести побежд. Сильвио, но равнодушие в финале – злобное, страшное. Т. О. по-большому счету С. проиграл, его противник всё так же любимчик жизни. И не случайно он гибнет в конце. Своего героя П. постоянно развенчивает. Контраст подчер. тем впечатлением, которое производит герой на окруж. «Вот так может быть растрачена жизнь». «Метель» - живая жизнь побеждает книжное о ней представление. Повесть о следовании духу судьбы. Символом жизни явл. метель. Герои хотели сделать все как в выдуман. романах. В этой пов. именно метель созд-ет то, что расп-ся под книжн. пред-ям героев. События разверт. в соответ. с интригой. Надуманная любовь толкает на побег. Пушк. героиня как бы слышит голос судьбы, в отл от Владимира: «Если нет божьего благословления, то нет и любви». Марья Гаврилова соед. со своим суженным странным образом. Судьба свела этих людей. Метель выступ. метафорой жизни. «Гробовщик» - речь идет о судьбе и предупреждении о неправедности, греховности его жизни. Верковский: перед нами тип буржуазн. чел., морально подчинен. материальной выгоде. Вся его жизнь вмещена в его профессию, из его жизни уходит радость. В душе героя мертвое вытеснило все живое. Метафорой явл. пробужд. его ото сна, он видит прелести окр. жизни. «Стацион. смотритель». Эта повесть тесн. образом связана с притчей о блудном сыне. Гл. черта личн. Самсона Вырина – оцовство. Он думает о дочери постоянно. Отцовство проявл. в отнош. к крестьян. детям. Ничто не могло вытравить его челов. сущность. П. «прокричал» здесь боль о несчаст. чел-ке, о той системе, к-ая уродует чел. отношения. Заканчивается цикл повестью «об идеале»: «Барышня Крестьянка». Здесь преодолевается вржда: романтич. герой играет с крестьян. девушкой.: Пафос повести в особ-ти хар-ра, его самобытности – хар-р веселый, жизнерад. Лизы. Лиза усвоила нравств. устои крестьян. общ-ва. Носитель таких черт становится прообразом идеальн. отношений.





24. Проблематика чести и долга в «Капитанской дочке» Пушкина. Повествование, сюжет, композиция.

Напечатана за 2 месяца до гибели автора. Жанр опред. по-разному . П. назвал – романом, многие повестью. Это р-н и р-н историч. Опред. повесть – относится к объему произведения. Это произведение можно назвать мал. эпопеей. Этому роману предшествовала «Ист. Пугачёвского бунта» П. не только изучал архивы, но и разговаривал с участниками событий. Источн. мат-ла была сама история + произв. лит. 17 в., произв. Фонвизина. Его герои лишены схематизма. П. разрабатывает хар-ры. Петр Гринев поначалу напоминает «недоросля» - легкомыслен, бездельник, мечтает о веселой столичн. жизни. Белинский: «Характер Гринева – ничтожный и бесцветный». Добрые задатки в его хар-ре – то, чего нет у героев Фонвизина. Чув-во Гринёва к Маше – ради нее он готов принести себя в жертву. Хорошие черты, свойственные натуре Гринёва, окрепли под дей-ем ист. событий, участником, которых он невольно стал. Эпиграф «Береги честь с молоду» - отражает характер героя. Андрей Петр. Гринев – Стародум – имеет недостатки в отл. от Стародума. Швабрин – чел-к в целом неприятный, но он чел-к умный, тонкий, обр-ый, великолепн. собеседник. Но этот чел-к лишен тверд. моральн. устоев, ради выгоды готов пойти на бесчестный поступок. В образах Гринева и Швабрина заключ. соц. обобщения – Пушк. концепция «двух дворянств». С одной стр. – коренного, старинного и нового, которое лишено чув-ва долга и чести дворянства (Швабрин).

Маша Миронова: «простая, образованная девушка, трусиха» - по словам матери, но она обнар – ет удививит особенности: ум и сердце». Она умеет противост. желан. нелюбимому чел-ку, ездит к самой императрице, чтобы спасти Гринева. В Маше дан тип рус. женщине, полной самоотверж. героизма – этот идеал соответ. худ. взглядам П. Маша более близка и род. нар. массе, нар. среде и по своему мировоззрен. и по общему отношению. Эпиграфы: до «Капит. дочки» - не использовал фольклор. источников. Это создает эффект нар. атмосферы оттеняют гл. образы. В сюжет «Кап. дочки» введено бол. кол-во героев из народа. Савелич (прототип дядька Шумилов из «Послание слугам моим» Фонвизина) – убежден, что крестьяне сущ-ют для того, чтобы быть покорным своим господам. Савелич наз-ет себя рабом, однако, таковым себя не чувствует. П. показывает, что крепост. способны на дост-ые поступки. Это сразу оценили совр. П. Пугачев: до П. Пугачёв изоб-ся в кач-ве исчадия зла. Мнения публики разделились: Уваров «возмутит. соч.». Люди передов. взглядов считали, что недостат. П. стремится быть верным ист. правде. Пугачев пред-ен в той суровой соц. реальности, он беспощаден к своим врагам. Его жестокость – ответн. реакция на жесток. со стороны дворян. Чув-во справедливости наиболее присуще этому чел-ку. «Не позволю обижать народ, я его повешу». Пугачев наметив на добро (отношение его к Гриневу) – таким «былинным героем» Пугачев остался в памяти народа. П. выделяет сметливость и смышленость в Пугачеве. Пугачев отл. широтой и размашистостью хар-ра. Он осознает свою «обреченность». Его планы не идут дальше, чем коли можно дальше «поцарствовать» - в этом мораль калмыцк. сказки, которую рас-ет Гриневу. П. убедился какова ненависть крестьян к дворянству. Она обусл-сь теми тягостями, которые они испытали. Благополучие двор-ва, счит. П., зависит от его отнош. к крест. П. исп-ет прием – «пророческ. сон» - посажен. отец с черн. бородой машет топороми убивает людей. В символ. плане дается перспектива наст. дворян. необходимости отн-ся с пониманием к требованиям нар. и тем заслужить его благословление. Белинск: «Она не ср. ни с одной повестей Гоголя». «Капит. дочка» - вершинное произ-ие пушк. реализма.

Наши рекомендации