Жанровое и стилевое многообразие лирики Пушкина. Её эволюция. Мотивы и образы пушкинской поэзии 1830-х годов.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Жанры лирики Пушкина:
Традиционно выделяют следующие жанры лирики поэта: 1. Ода - жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. Например, ода «Вольность» (1817).
2. Элегия - жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. Например, «Погасло дневное светило...» (1820).
3. Послание - обращение к другому лицу. Жанр, не связанный с определённой традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. Например, «К Чаадаеву» (1818).
4. Эпиграмма - сатирическое стихотворение, адресованное определённому лицу. Например, «На Воронцова» (1824), «На Александра I» (1824).
5. Песня - например, «Песнь о Вещем Олеге» (1822). Жанр восходит к традициям УНТ. «Песни Западных Славян» (1834).
6. Сонет - например, «Суровый Дант не презирал Сонет...» (1830). 7. Лирическое стихотворение, не укладывающиеся в старые рамки (большинства стихотворений Пушкина) . Например, «К морю» (1824) - стихотворение имеет черты элегии, но написано в форме послания. «Деревня» (1819) - стихотворение имеет черты в классической элегии, но поднимает ряд гражданских проблем. «Анчар» (1828) - стихотворение имеет черты баллады, но сама по себе фабула не является главной; главное - обличительный пафос (черты сатиры).
На ранних этапах творчества лирика Пушкина полна предромантическими веяниями (до начала 20х гг.). Поэт начинает постигать скорбные регистры человеческого чувства, его самостоятельную ценность и его собственную по законам сердца жизнь. Творчество Пушкина конца 1810-х гг. имеет переходной характер. Поэзия этого времени интимна по своему тону, рассчитана на дружеские сопереживания. В начале 1820-х гг. входит в качестве основного антологический жанр, воспевающий гармоничное единение человека с природой. Вместе с тем в фокусе пушкинской поэзии в эти годы оказывается противоречивый мир человеческой личности, воздействие на который внешних сил достаточно ощутимо. Героем поэзии Пушкина становится изгнанник, добровольно ушедший из общества себе подобных или же отвергнутый ими (Овидий, Наполеон, Байрон, Вадим, кавказский пленник, разбойник) . В 20е гг. Пушкин осознает свое профессиональное назначение поэта («Разговор книгопродавца о поэтом» 1824). Идея героического удела поэта, призванного «глаголом жечь сердца людей», в полный голос заявлена в стихотворении «Пророк», «Во глубине сибирских руд», «Поэту». В ЗОе гг. Пушкин продолжает эту тему, тему свободы творчества (Осень). В стихотворении «Памятник» он излагает своего рода программу творчества, указывает, на что был направлен его пафос. В первых же строках Пушкин провозглашает основную ценность и мерило творчества любого поэта - народность. Поэт, по мнению Пушкина, должен пытаться делать людей лучше, не упрекать их в неравенстве и темноте, но указывать, куда им следует двигаться. Основной пафос поэзии Пушкина - вера в доброе. В любовной лирике Пушкин помимо внежанровости создаёт новую систему ценностей - гуманизм, который проявляется прежде всего в уважении к предмету своего чувства («Я вас любил...» 1829) . Любовь - чувство, даже и невзаимное, приносит радость, а не страдание («На холмах Грузии лежит ночная мгла...» 1829) . Последний этап творчества Пушкина получил название документального реализма. Поэзия приобретает медитативный характер. «Каменноостровский цикл» - последний лирический цикл Пушкина. Здесь Пушкин выразил самые простые и важные начала человеческой жизни («Отцы пустынники и жёны непорочны», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из пиндемонтии»). Этот цикл выражав ет стремление возвыситься над «суетой жизни». Независимость и самоценность нравственной жизни человека утверждается с позиции наивного, естественного взгляда на жизнь.
19. . Романтические и реалистические поэмы Пушкина. Своеобразие конфликта и жанра.
1817-1820 поэма «Руслан и Людмила», южные поэмы «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». 1828 ист. Поэма «Полтава». 1831 «Медный всадник».
Замысел «Руслан и Людмила» принято связывать с лит.программой «арзамасских литераторов», выдвинувших в 1810-е гг. идею создания лироэпич. поэмы. Поэма писалась в течение 1817-1820 гг., когда шло стремительное мужание Пушкина как поэта. Своеобразие, особый пушкинский характер поэме придает пронизывающий лиризм. Все темы поэмы решаются с помощью контраста: древнего и современного, сказочного и реального, высокого и комического, интимного и иронического.
В южных поэмах Пушкин изображает противопоставление естественного общества светскому, героем является изгнанник, добровольно ушедший из общества себе подобных или же отвергнутый ими. «Кавказский пленник». Намечая в герои первой южной поэмы обобщенный облик своего современника, Пушкин ставит задачу «изобразить это равнодушие к жизни и наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19 века». Характер пушк.героя отличается от байроновского по своей силе и энергии: он пассивен, что определено соответствующим воспитанием. Сочувственное внимание автора «Кавказ.пленника» в поисках идеала перемещается на изображение жизни гордых «сынов Кавказа», сохранивших уклад дружной семьи, не знающих гибельного разобщения и ревниво охраняющих свою дикую вольность . «Бахчисарайский фонтан». Подлинной удачей автора стали два женских характера, которые определены средой, что объяснено «климатом» и «нравами». Драматическое напряжение центральной сцены поэмы зиждется исключительно на духовном противоборстве Заремы и Марии. Эпический рассказ и лирика здесь еще не слились воедино. Поэма получилась фрагментарной, словно таящей в себе нечто недосказанное, что и придало ей особую прелесть. «Цыганы». Здесь Пушкин отталкивается от коллизии «Кавказского пленника». Теперь в центре поэмы Пушкин ставит характер страстный, способный померится с «судьбой коварной и слепой». Здесь особенно резко обозначилось противостояние двух ипостасей чел. Личности - есте^ ственно-природной и общественно-исторической. Эта поэма завершена в 1824г., когда Пушкин перестает быть романтиком, поэтому здесь он произносит окончательный суд над героем высоким, « байроническим», гордым человеком. Алеко бежал из «неволи душных городов». Он принят у цыган, как свой. В Алеко совершается спор судьбы со свободой воли. Для себя лишь воля Алеко - начало противоречия и разлада, с цыганской т. зр. это несовместимое сочетание слов. Но с др. стороны -т.зр. Алеко - его чел.развитое чувство не примиряется с анархией «первобытной свободы». Не только образ жизни цыган, но и сами чел.отношения имеют «кочевой», принципиально незакрепленный характер. Так, например, Алеко для Земфиры спустя время после. свадьбы становится «старым, грозным мужем» и представляет перед ней тот принудительный порядок, от которого сам бежал. «Полтава» - историческая поэма. Здесь уже ощущаются тревожные раздумья поэта об ир^ рациональных возмущениях истории, к которым будет приковано внимание в 1830гг. «Медный всадник». Поэма открывает так называемую «петербургскую тему». В русской классике Пушкин обратился здесь к некоторым мифологическим мотивам. Пушкин вкладывает мифолог.содержание в описание Памятника Петру I. Высотное положение статуи - сопоставление с богом грозы славян Перуном. Конь и его хозяин в Пушкинской поэме предстают характерным для мифологич.представлений символом единства, жизни и смерти, вечности. Сравнение памятника с мировым древом допускает инрерпретацию Мед.Всадника, как символа нерушимости Петровских преобразований. Наводнение в общих чертах совпадает с осн.Мифом индоевроп.Мифологии. Уже в ранних романт.поэмах наблюдается эволюция: от «Кавказского пленника» к «Цыганам». В более поздних поэмах наблюдается смена сюжета, Пушкин использует элементы мифологических сюжетов, ист.полотно.
20. Авторская позиция в трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825). Проблема власти и народа.Трагедия посвещена Карамзину. Разработка героев, формы – многое от Шекспира. Худ. открытия – многообразие характеров. Но многое их с Шекспиром разобщало – отсутствие фантастического, детальности. На первом плане – принцип историзма. Вся драма состоит из отд. сцен (23). Каждая из них носит завершенный характер. Присутствует вымысел (вымышлен. лица – игумен монастыря). Стих – восходит к Шекспиру (безрифмено пятистопный стих). Новаторство – П. отказался от всех действующих в драматургии правил и условий. Место действия переносится из Кремлевских стен в Польшу и т.д. П. отказался от деления пьесы на акты. Фабула трагедии строится не на любовн. интриге, а на периферии сюжета. Она оттеняет хар-ры героев. Кол-во действующих лиц не ограниченно. Нет гл. героя. Герой – Русь. П. нарушает стиль трагедии, встречаются и трагич. и комич. моменты. Мы видим разработан. хар-ры. Основная тема трагедии —власть и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову. Б. Годунов – не только злодей для П., это и умный родитель, и глубоко несчастный человек. Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха. Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны его время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами. Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III. Борис продолжил политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и как Иван IV, опирается в этой борьбе на служилое дворянство. Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III). Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев день задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками. Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа. Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца. Пушкин тоже рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его неудачу основать царскую династию Годуновых. Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное — против него народ. Самозванец силён не «польскою помогою», не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ ---- основная, решающая сила истории. Так П. показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа. Самозванец – тоже разработан. хар-ер - чел. не только самолюбивый, но и удивит. пылкий, романтич. чел., любящий девушку и раскрыв. ей все свои планы..