Жанровое и стилевое многообразие лирики Пушкина. Её эволюция. Мотивы и образы пушкинской поэзии 1830-х годов.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Жанры лирики Пушкина:

Традиционно выделяют следующие жанры лирики поэта: 1. Ода - жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. Например, ода «Вольность» (1817).

2. Элегия - жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. Например, «Погасло дневное светило...» (1820).

3. Послание - обращение к другому лицу. Жанр, не связанный с определённой традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. На­пример, «К Чаадаеву» (1818).

4. Эпиграмма - сатирическое стихотворение, адресованное определённому лицу. Например, «На Во­ронцова» (1824), «На Александра I» (1824).

5. Песня - например, «Песнь о Вещем Олеге» (1822). Жанр восходит к традициям УНТ. «Песни За­падных Славян» (1834).

6. Сонет - например, «Суровый Дант не презирал Сонет...» (1830). 7. Лирическое стихотворение, не укладывающиеся в старые рамки (большинства стихотворений Пуш­кина) . Например, «К морю» (1824) - стихотворение имеет черты элегии, но написано в форме послания. «Деревня» (1819) - стихотворение имеет черты в классической элегии, но поднимает ряд гражданских проблем. «Анчар» (1828) - стихотворение имеет черты баллады, но сама по се­бе фабула не является главной; главное - обличительный пафос (черты сатиры).

На ранних этапах творчества лирика Пушкина полна предромантическими веяниями (до начала 20х гг.). Поэт начинает постигать скорбные регистры человеческого чувства, его самостоятельную ценность и его собственную по законам сердца жизнь. Творчество Пушкина конца 1810-х гг. имеет переходной характер. Поэзия этого времени интимна по своему тону, рассчитана на дружеские со­переживания. В начале 1820-х гг. входит в качестве основного антологический жанр, воспевающий гармоничное единение человека с природой. Вместе с тем в фокусе пушкинской поэзии в эти годы оказывается противоречивый мир человеческой личности, воздействие на который внешних сил достаточно ощути­мо. Героем поэзии Пушкина становится изгнанник, добровольно ушедший из общества себе подобных или же отвергнутый ими (Овидий, Наполеон, Байрон, Вадим, кавказский пленник, разбойник) . В 20е гг. Пушкин осознает свое профессиональное назначение поэта («Разговор книгопродавца о поэтом» 1824). Идея героического удела поэта, призванного «глаголом жечь сердца людей», в пол­ный голос заявлена в стихотворении «Пророк», «Во глубине сибирских руд», «Поэту». В ЗОе гг. Пушкин продолжает эту тему, тему свободы творчества (Осень). В стихотворении «Па­мятник» он излагает своего рода программу творчества, указывает, на что был направлен его па­фос. В первых же строках Пушкин провозглашает основную ценность и мерило творчества любого по­эта - народность. Поэт, по мнению Пушкина, должен пытаться делать людей лучше, не упрекать их в неравенстве и темноте, но указывать, куда им следует двигаться. Основной пафос поэзии Пушки­на - вера в доброе. В любовной лирике Пушкин помимо внежанровости создаёт новую систему ценностей - гуманизм, ко­торый проявляется прежде всего в уважении к предмету своего чувства («Я вас любил...» 1829) . Лю­бовь - чувство, даже и невзаимное, приносит радость, а не страдание («На холмах Грузии лежит ночная мгла...» 1829) . Последний этап творчества Пушкина получил название документального реализма. Поэзия приобре­тает медитативный характер. «Каменноостровский цикл» - последний лирический цикл Пушкина. Здесь Пушкин выразил самые простые и важные начала человеческой жизни («Отцы пустынники и жёны непорочны», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из пиндемонтии»). Этот цикл выражав ет стремление возвыситься над «суетой жизни». Независимость и самоценность нравственной жизни человека утверждается с позиции наивного, естественного взгляда на жизнь.

19. . Романтические и реалистические поэмы Пушкина. Своеобразие конфликта и жанра.

1817-1820 поэма «Руслан и Людмила», южные поэмы «Кавказский пленник», «Братья разбой­ники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». 1828 ист. Поэма «Полтава». 1831 «Медный всадник».

Замысел «Руслан и Людмила» принято связывать с лит.программой «арзамасских литерато­ров», выдвинувших в 1810-е гг. идею создания лироэпич. поэмы. Поэма писалась в течение 1817-1820 гг., когда шло стремительное мужание Пушкина как поэта. Своеобразие, особый пушкинский характер поэме придает пронизывающий лиризм. Все темы поэмы решаются с по­мощью контраста: древнего и современного, сказочного и реального, высокого и комиче­ского, интимного и иронического.

В южных поэмах Пушкин изображает противопоставление естественного общества светско­му, героем является изгнанник, добровольно ушедший из общества себе подобных или же отвергнутый ими. «Кавказский пленник». Намечая в герои первой южной поэмы обобщенный облик своего современника, Пушкин ставит задачу «изобразить это равнодушие к жизни и наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19 века». Характер пушк.героя отличается от байроновского по своей силе и энергии: он пассивен, что определено соот­ветствующим воспитанием. Сочувственное внимание автора «Кавказ.пленника» в поисках идеала перемещается на изображение жизни гордых «сынов Кавказа», сохранивших уклад дружной семьи, не знающих гибельного разобщения и ревниво охраняющих свою дикую воль­ность . «Бахчисарайский фонтан». Подлинной удачей автора стали два женских характера, которые определены средой, что объяснено «климатом» и «нравами». Драматическое напряжение центральной сцены поэмы зи­ждется исключительно на духовном противоборстве Заремы и Марии. Эпический рассказ и лирика здесь еще не слились воедино. Поэма получилась фрагментарной, словно таящей в себе нечто недосказанное, что и придало ей особую прелесть. «Цыганы». Здесь Пушкин отталкивается от коллизии «Кавказского пленника». Теперь в центре поэмы Пушкин ставит характер страстный, способный померится с «судьбой коварной и слепой». Здесь особенно резко обозначилось противостояние двух ипостасей чел. Личности - есте^ ственно-природной и общественно-исторической. Эта поэма завершена в 1824г., когда Пушкин перестает быть романтиком, поэтому здесь он произносит окончательный суд над героем высоким, « байроническим», гордым человеком. Алеко бежал из «неволи душных городов». Он принят у цыган, как свой. В Алеко со­вершается спор судьбы со свободой воли. Для себя лишь воля Алеко - начало противоре­чия и разлада, с цыганской т. зр. это несовместимое сочетание слов. Но с др. стороны -т.зр. Алеко - его чел.развитое чувство не примиряется с анархией «первобытной свобо­ды». Не только образ жизни цыган, но и сами чел.отношения имеют «кочевой», принципи­ально незакрепленный характер. Так, например, Алеко для Земфиры спустя время после. свадьбы становится «старым, грозным мужем» и представляет перед ней тот принудительный порядок, от которого сам бежал. «Полтава» - историческая поэма. Здесь уже ощущаются тревожные раздумья поэта об ир^ рациональных возмущениях истории, к которым будет приковано внимание в 1830гг. «Медный всадник». Поэма открывает так называемую «петербургскую тему». В русской классике Пушкин обратился здесь к некоторым мифологическим мотивам. Пушкин вкладывает мифолог.содержание в описание Памятника Петру I. Высотное положение статуи - сопостав­ление с богом грозы славян Перуном. Конь и его хозяин в Пушкинской поэме предстают ха­рактерным для мифологич.представлений символом единства, жизни и смерти, вечности. Сравнение памятника с мировым древом допускает инрерпретацию Мед.Всадника, как символа нерушимости Петровских преобразований. Наводнение в общих чертах совпадает с осн.Мифом индоевроп.Мифологии. Уже в ранних романт.поэмах наблюдается эволюция: от «Кавказского пленника» к «Цыга­нам». В более поздних поэмах наблюдается смена сюжета, Пушкин использует элементы ми­фологических сюжетов, ист.полотно.

20. Авторская позиция в трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825). Проблема власти и народа.Трагедия посвещена Карамзину. Разработка героев, формы – многое от Шекспира. Худ. открытия – многообразие характеров. Но многое их с Шекспиром разобщало – отсутствие фантастического, детальности. На первом плане – принцип историзма. Вся драма состоит из отд. сцен (23). Каждая из них носит завершенный характер. Присутствует вымысел (вымышлен. лица – игумен монастыря). Стих – восходит к Шекспиру (безрифмено пятистопный стих). Новаторство – П. отказался от всех действующих в драматургии правил и условий. Место действия переносится из Кремлевских стен в Польшу и т.д. П. отказался от деления пьесы на акты. Фабула трагедии строится не на любовн. интриге, а на периферии сюжета. Она оттеняет хар-ры героев. Кол-во действующих лиц не ограниченно. Нет гл. героя. Герой – Русь. П. нарушает стиль трагедии, встречаются и трагич. и комич. моменты. Мы видим разработан. хар-ры. Основная тема трагедии —власть и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову. Б. Годунов – не только злодей для П., это и умный родитель, и глубоко несчастный человек. Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха. Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны его время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами. Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III. Борис продолжил политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и как Иван IV, опирается в этой борьбе на служилое дворянство. Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III). Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев день задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками. Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа. Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца. Пушкин тоже рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его неудачу основать царскую династию Годуновых. Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное — против него народ. Самозванец силён не «польскою помогою», не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ ---- основная, решающая сила истории. Так П. показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа. Самозванец – тоже разработан. хар-ер - чел. не только самолюбивый, но и удивит. пылкий, романтич. чел., любящий девушку и раскрыв. ей все свои планы..

Наши рекомендации