По отечественной литературе XVIII в.
1. Историческое своеобразие русской литературы XVIII века. Основные периоды ее развития.
2. Основные черты и своеобразие русской литературы переходного периода (конец XVII- 20- годы XVIII в.).
3. Рукописная повествовательная литература первой четверти XVIII в. Жанр, герой и особенности сюжета «Гистории о российском матросе Василии Кориотском».
4. Театр и драматургия петровского времени.
5. Общественно-государственная деятельность и публицистика Ф. Прокоповича.
6. Трагедокомедия Ф. Прокоповича «Владимир» в русской драматургии начала XVIII в.
7. Значение трактата Ф. Прокоповича «О поэтическом искусстве» для становления русского классицизма.
8. Русская литература 30-50-х гг. XVIII в. Социально-исторические, мировоззренческие основы и поэтика классицизма. Национальное своеобразие русского классицизма.
9. Сатиры А.Д. Кантемира (I, II, VII). Их связь с социальной борьбой своего времени. Особенности содержания, проблематики и художественного строя сатир.
10. В.Г. Белинский о Кантемире.
11. Творчество В.К. Тредиаковского. Его лирическая поэзия.
12. Заслуги Тредиаковского в реформировании русского стихосложения (трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»).
13. Общественная, научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова.
14. М.В. Ломоносов – реформатор русского стихосложения. Теория «штилей» Ломоносова и ее роль в истории русской литературы и истории русского литературного языка.
15. Гражданско-государственная поэзия М.В. Ломоносова («Разговор с Анакреоном»).
16. Проблематика и художественное своеобразие од М.В. Ломоносова («Ода на взятие Хотина» и «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»).
17. Научно-философская поэзия М.В. Ломоносова («Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Письмо о пользе стекла»).
18. Социально-политические, философские и эстетические взгляды А.П. Сумарокова.
19. А.П. Сумароков – теоретик классицизма. Эпистолы «О русском языке» и «О стихотворстве». Любовная лирика поэта и связь ее с фольклором.
20. Сатирическая поэзия А.П. Сумарокова («Хор ко превратному свету», «О благородстве»). Басни Сумарокова (2-3 по выбору студента).
21. А.П. Сумароков – зачинатель русской классицистической драмы. Своеобразие его трагедий («Хорев», «Дмитрий Самозванец»).
22. Комедии А.П. Сумарокова, их эволюция; отражение в них реальной действительности («Тресотиниус», «Опекун», «Рогоносец по воображению»).
23. Развитие русского классицизма в 1760- начале 1770-х годов.
24. Сатирические журналы Н.И. Новикова. Полемика о сатире между «Трутнем» и «Всякой всячиной».
25. Содержание и художественные особенности «Крестьянских отписок», «Писем к Фалалею», «Отрывка путешествия в И Т». Споры в литературоведении об авторстве этих произведений.
26. Просветительская и издательская деятельность Н.И. Новикова в 1770-е годы.
27. Демократизация читательской среды. Отражение «низкой» действительности в романе М.Д. Чулкова «Пригожая повариха…».
28. «Ирои-комическая» поэма В.И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх».
29. Литература последней четверти XVIII века. Сложность литературного процесса этого времени.
30. Литературно-общественная деятельность молодого Д.И. Фонвизина (переводы, стихотворная сатира «Послание к слугам моим…», «Лисица-казнодей»).
31. Драматургия Д.И. Фонвизина. Комедия «Бригадир». Традиции и новаторство комедии.
32. Жанр, проблематика и конфликт комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
33. Разнообразие характеров комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и особенности композиции.
34. Дискуссионные вопросы изучения комедии «Недоросль», место комедии в истории русской драматургии.
35. Публицистика и журнальная сатира Д.И. Фонвизина 1780-х годов.
36. Место трагедии Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский» в развитии русской классицистической трагедии.
37. Проблематика и конфликт комедии В.В. Капниста «Ябеда».
38. Сюжет поэмы И.Ф. Богдановича «Душенька». Ее роль в развитии «Легкой поэзии» XIX в.
39. Жизнь и личность Г.Р. Державина. Его первые поэтические опыты.
40. Новаторский характер оды Г.Р. Державина «Фелица».
41. Гражданско-обличительные произведения Г.Р. Державина («Властителям и судиям», «Вельможа»).
42. Философские оды Г.Р. Державина («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад»).
43. Героико-патриотическая тема в творчестве Г.Р. Державина. («Заздравный орел», «На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор», «Снигирь» и др.).
44. Новаторский характер поэзии Державина. Споры в литературоведении о художественном методе и литературном направлении творчества Державина.
45. Жизнь и деятельность А.Н. Радищева. Его философские и эстетические воззрения. Ранняя литературная деятельность. («Дневник одной недели», «Письмо другу, жительствующему в Тобольске», «Вольность», «Житие Федора Васильевича Ушакова»).
46. Жанр, проблематика, композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
47. Изображение разных слоев населения России в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
48. Дискуссионные вопросы в изучении творчества Радищева. Споры о художественном методе и композиции «Путешествия…».
49. Сентиментализм – как одно из направлений в русской литературе XVIII века. Его социальная природа, черты поэтики и периодизация.
50. «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, их место в творчестве писателя.
51. Идейное содержание и художественные особенности повестей Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», «Фрол Силин», «Наталья, боярская дочь» (по выбору студента).
52. Предромантические тенденции в прозе Карамзина (повести «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»).
53. Историческая повесть Н.М. Карамзина «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода». Работа над «Историей государства Российского».
54. Жанровые и художественные особенности поэзии Карамзина.
55. Творчество И.А. Крылова до 1800 года. Повесть «Каиб» и шуто-трагедия «Подщипа» («Триумф»).
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
по дисциплине «История отечественной литературы XVIII века»
1 вариант
1. Проследите, как в «Гистории о российском матросе Василии Кориотском» отразилась борьба старой и новой идеологии, раскройте новые критерии оценки человека и действительности, выявите новые средства изображения внутреннего мира человека, рассмотрите традиции древнерусской литературы.
2. Воспроизведите заученный Вами фрагмент из «Оды на день восшествия… 1747 года» М.В. Ломоносова, определите его место в структуре произведения и отметьте идейно-художественные особенности.
2 вариант
1. Рассмотрите своеобразие жанра стихотворной сатиры у А.Д. Кантемира, раскройте приемы сатирической типизации и авторской иронии, дидактическую сущность смеха и особенности речевого стиля, особенности стиха в сатирах, своеобразие их композиции, основные приемы создания главного образа.
2. Дайте характеристику основным персонажам трагедий А.П.Сумарокова «Хорев» и «Димитрий Самозванец», укажите на пути создания характеров.
3 вариант
1. Отметьте особенности конфликта трагедий А.П.Сумарокова «Хорев» и «Димитрий Самозванец», укажите на общее и отличия.
2. Воспроизведите заученный Вами фрагмент из «Оды на день восшествия… 1747 года» М.В. Ломоносова, определите его место в структуре произведения и отметьте идейно-художественные особенности.
Предложенные контрольные задания составлены на основе утвержденной Министерством образования России программы (Программы педагогических институтов. Сб. 3. М., 1984. С. 26-46. Составители – В.А. Западов и В.И. Федоров).
Целью срезовой контрольной письменной работы является выяснение уровня знаний студентов по курсу, понимание ими содержания особенностей поэтики прочитанных художественных произведений XVIII века, определение уровня начитанности.
Курс «История отечественной литературы XVIII века» читается на филологическом факультете СГПА студентам 1-го курса во II семестре; к середине апреля лектором прочитана половина лекционного материала и проведена третья часть практических занятий.
Тесты