Міністерство освіти і науки, молоді та спорту україни

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

ВИЩИЙ НАВЧАЛЬНИЙ КОМУНАЛЬНИЙ ЗАКЛАД

«ОДЕСЬКЕ ПЕДАГОГИЧНЕ УЧИЛИЩЕ»

КУРСОВА РОБОТА

На тему: «Приёмы умственного и нравственного развития

детей на уроках чтения в начальной школе»

Виконала:

студентка групи Ш-43

Щелкунова О.О.

Методист:

Сергієва Н.Н.

ПРИЁМЫ УМСТВЕННОГО И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Содержание

Введение: Актуальность вопроса умственного и нравственного развития детей на уроках чтения……………………………………………………………..……с.3.

Основная часть.Теоретические основы умственного и нравственного развития детей на уроках чтения в начальной школе.

1. Сущность и задачи умственного и нравственного развития младших школьников ………………………………………………………………………с.6.

2. Особенности умственного и нравственного развития младших школьников на уроках литературного чтения……………………………………………с.10.

3. Организация уроков литературного чтения по развитию умственных и нравственных качеств у младших школьников……………………………с.17.

4. Практическое обоснование проблемы исследования ………………….....с.22.

5. Методические рекомендации по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения………...с.26.

Выводы…………………………………………………………………………...с.27

Список использованной литературы…............................................................с.29
Введение

На современном этапе развития нашего общества происходят изменения в духовной, политической, социальной и экономической сферах. Однако вместе с позитивными результатами возникли и проблемы, касающиеся системы образования: отсутствие четко обозначенной системы воспитания, вытеснение воспитательного процесса в систему дополнительного образования и коммерциализация последних.

Нынешний нравственный и идеологический кризис приводит к постепенному размыванию духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами.

Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для интенсивного формирования учебной деятельности, который является фундаментом развития интеллекта ученика. Психологи установили, что этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.

Н.Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».
Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок думает, что «облако - это вата», а «звезды - электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» приведено немало детских высказываний, свидетельствующих о пытливости ума ребенка.

Современный ребенок находится под воздействием постоянного информационного натиска, поэтому необходимо помнить, что, говоря словами А.С.Макаренко, ребенка «воспитывает все: люди, вещи, явления, прежде всего и больше всего – люди. Направить это развитие и руководить им – вот задача воспитания».

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Умственное и нравственное развитие младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на умственное и нравственное развитие в формировании учебной деятельности.

В педагогической литературе исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных исследованиях, А.С. Макаренко, а также О.С. Богданова, Н.М. Болдырева, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как В.В. Хромов, Л.А. Матвеева, И.И. Лобанова, Л.А. Регуш и многих других.

В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, указывают на важность воспитания подрастающего поколения на материале лучших образцов художественной литературы.

Исходя их вышесказанного тема «Умственное и нравственное развитие детей на уроках чтения в младшей школе» является актуальной.

Цельисследования – выявить потенциал уроков чтения в умственном и нравственном развитии младших школьников.

Объектисследования – процесс обучения младших школьников на уроках чтения.

Предметисследования – особенности умственного и нравственного развития младших школьников на уроках чтения.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать сущность умственного и нравственного развития в психолого-педагогической литературе.

2. Определить место умственного и нравственного развития в общей структуре содержания образования на современном этапе.

3. Проанализировать учебные программы по чтению для начальных школ в контексте умственного и нравственного развития.

4. Провести диагностику по определению умственного и нравственного развития младших школьников.

5. Дать методические рекомендации по умственному и нравственному развитию на уроках чтения в начальной школе.

В работе использовались следующие педагогические методы и приемы исследования:

а) изучение научной, педагогической и методической литературы;

б) наблюдение;

в) экспериментальное исследование;

г) беседа.

Теоретической базойисследования являются труды ученых-педагогов: А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, А.И. Ильина, В.В. Зень-ковского, В.А. Сухомлинского, Д.С. Лихачева, B.C. Леднева, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов умственного и нравственного развития.

Выводы

За последние годы в методике обучения литературному чтению появилось немало подходов и идей. Они позволяют заинтересовать учащихся предстоящим чтением, создают атмосферу поиска, расширяют границы творческой активности школьников.

Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младших школьников к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а также формирование умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение.

Процесс чтения должен стать привлекательным занятием, а литературное чтение – любимой учебной дисциплиной, знакомство с художественным произведением должно стать открытием не только для учащихся, но и для самого учителя.

На уроках литературного чтения самостоятельно устанавливают, с творчеством какого автора они познакомятся на данном уроке, определяют название нового произведения. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их память, внимание, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока.

Учитывая тему и используя заранее подготовленные учителем спорные фразы, школьники определяют дидактическую цель урока.

Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им. Всегда присутствующая ситуация поиска поддерживает интерес школьников на уроках литературного чтения, поддерживает интерес к работе с текстом на всех ее этапах.

Не содержащие конкретных указаний задания эффективно работают на углубление языковой грамотности учащихся. Отсутствие стереотипа заставляет каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника.

Задачей учителей современной начальной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А. С. Пушкина, М. Цветаевой, Л. Н. Толстого, Н. Н. Носова и других писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие.

Вопросы, адресуемые ученикам на уроках литературного чтения, наводят на раскрытие каких-то новых зависимостей, на овладение более глубоким видением явлений эмоциональной жизни человека. Готовность «вчувствоваться» в другого, распознать его эмоциональное состояние приобретается младшими школьниками с помощью таких учебных заданий, которые требуют от детей отождествления себя с другими.

От учителя зависит многое. Только его глубочайшая и искренняя взволнованность, сопереживание и душевная боль могут затронуть души учеников.

Таким образом, систематическая работа по нравственному воспитанию в процессе работы над литературным произведением позволяет повышать уровень нравственного воспитания младших школьников, воспитывать у них доброту, честность, чувство долга, ответственности; формировать чувство патриотизма; учить уважать людей.

Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. / Сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конфер. // Светлана Дивногорцева.- Волгоград, 2004.- 30 сентября

2. Антология гуманной педагогики: Ушинский / сост. П.А. Лебедев. - М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1998. - 223 с.

3. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос. пед.ун-т: Издательство ОмГПУ, 1998.

4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание - М.: Просвещение, 1999.

5. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999.- № 4.- С.78-80

6. Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А.Г.Асмолов // Новое педагогическое мышление. - М. : Логос, 1986.- 99 с.

7.Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций - М.: Просвещение. 2000.

8. Бабаян А.В. О нравственном воспитании / А.В. Бабаян, Н.Г. Дебольский // Педагогика. - 2005. - № 2. - С.67-78.

9. Божович, Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Проблемы формирования личности : избр. псих. труды. Под ред. Д. И. Эльконина. – Воронеж,1995. - 277 с.// Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // вопросы психологии - М.: Просвещение, 2005.

10. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И Болдырев // М.: Просвещение,1979. – 216 с.

11. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.:ООО «Издательство АТС»: ООО «Издательство Астрель»,1999. - 1268 с.

12. Бондаревская, Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и ситемах воспитания / Е. В. Бондаревская, С.В.Кульневич - Ростов-на-Дону, 1999. – 350 с.

14.Бондырев Н.И. Нравственное воспитание школьников - М: Просвещение, 2001.

15. Бразговка, Л. П. Формирование нравственной установки в жизнедеятельности младших подростков / Л. П. Бразговка // Этическое воспитание, 2007.- № 8. – С. 53-60

16. Виноградова Н. А. Дошкольное образование: Словарь терминов / Н. А. Виноградова. - М.: Айрмс-пресс, 2005. - 400с.

17. Волкогонова О.Д.,. Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. - М.: Форум, 2006. - 480с.

18. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод рекомендации/Ом. гос. пед. ин - т им Горького - Омск: ОГИПИ, 1977

19. Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности/ Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа, 2008.- № 7. – С. 13

20. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка - М.: 1999, т.

21. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А.Я. Данилюк // Педагогика, 2008. - № 9 –С. 63-88

22. Джежелей, О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение и литература» // Начальная школа,1994. -№ 9. – С.98.

23. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. – М. : Издательство ПСТГУ, 2008. – 240 с.

24. Ильин, И. О грядущей России. Избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. – М. : Логос, 1993. – 52 с.

25. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. - М. : Просвещение, 1994.- 187 с.

26. Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания.- М: Просвещение, 2002.

27. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: кн. для учителя / М.Г. Качурин.- М. : Просвещение, 1982. - 319 с.

28. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику. М.: Просвещение, 2007 - 386 с.

29. Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников. М.: Просвещение. 2003.

30.Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности. // Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - №11. - С.15-17.

31. Краткий словарь по философии: 1982

32. Леднев, В.С. Содержание образования / В.С. Леднев. – М. : Просвещение, 1989. – 96 с.

33. Лихачев, Д.С. Письма о добром / Д.С. Лихачев . - Л.: Нотабене, 1994. - 420 с.

34. Макаренко, А.С. Сочинение в семи томах / А.С. Макаренко / Т.4 : Книга для родителей // М.: Издательство Академии Педагогических наук, 1957. - 540. М.: Проблемы школьного советского воспитания. М.: Просвещение,1996.

35. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы. // А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 21-29.

36. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения. М.: 2001.

37. Мухина В.С. «Шестилетний ребенок в школе». М.: Просвещение, 2006.

38. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2 - издание: 1995.

39. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста». Под редакцией Эльконина Д.Б.: 1997

40. Организация педагогической практики в начальных классах: пособие для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. П. Е. Решетникова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с., с. 188

41. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998.

42. Педагогическая энциклопедия / под ред. С.М. Леонтьева; Т.3. - М. : изд. Советская энциклопедия, 1965 - 1435 c.

43. Педагогический Энциклопедический словарь / гл. ред.Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких и др.- М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.-528 с.

44. Петракова, Т. И. Духовно-нравст­венное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекоменда­ции / Петракова Т.И., Евладова Е.Б. - М. : Дрофа, 2004.- 53 с.

45. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.; кн.2: Процесс воспитания / И.П. Подласый. - М, 1999. - 320 с.

46. Пустовалов, В.М. Духовно-нравственное становление личности будущего учителя: теория и практика: автореф. дис. докт. пед. наук / Владимир Михайлович Пустовалов. - Оренбург, 2002. – 34 с

47. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. / Н. М. Сокольникова. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 368 с., с. 338

48. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: 1980, т. 2//. С.:. Сердце отдаю детям / В. А.Сухомлинский. - Киев - Радяньска школа, 1974. - 288 с.

49. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина.- М: Просвещение, 1988г.- 174 с.

50. Ушинский К.Д. Собрание сочинений - М: 1985,т. 2

51. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам или маленькие истории из жизни моего класса / Н.Е. Фоменко // Классный руководитель. - 2003. - №3.- С. 78-91.

52. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций - М: Просвещение, 2000.

1. Шатохина,С.Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения http://mounoch8.ucoz.ru/load/programmy/shkola_rossii/literaturnoe_chtenie /

2. http://gmo.miass.edu.ru/nach/p9aa1.html / / Образовательные технологии. Современные концепции начального образования

3. http://nsc.1september.ru/2004/02/4.htm / / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская / Литература как предмет эстетического цикла

4. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова / Школа России. Часть 1 Литературное чтение

http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_ch1/5.html#_ftnref1/

5. http://ipk.admin.tstu.ru/ Официальный сайт Всероссийской школьной библиотечной ассоциации

6. http://74214s002.edusite.ru/p68aa1.html/ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 .

7. http://festival.1september.ru/articles/620919/ Самый массовый открытый педагогический форум!

8. http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol12.html / "Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. "Просвещение", Москва, 1978 г.

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

Наши рекомендации