Основные этапы выполнения курсового и дипломного проектов

Е.А. Калиберда

Методические указания

по оформлению курсовых и дипломных работ

(на правах рукописи)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО И ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТОВ

Основные этапы

Процесс написания курсовой и дипломной работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:

-выбор темы, согласование ее с руководителем, получение задания;

-составление личного рабочего плана выполнения курсовой работы;

-формирование структуры работы;

-сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме;

-формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

-проведение эксперимента (для экспериментальных дипломных работ);

-изложение курсовой и дипломной работы и представление ее руководителю;

-доработка чистового варианта с учетом замечаний руководителя;

-оформление работы, библиографического списка использованных источников и литературы, приложений и получение допуска к защите.

1.2. Выбор темы, требования к названию

Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями совместно со специалистами образовательных учреждений, заинтересованных в разработке данных тем, и утверждаются предметно-цикловыми комиссиями. Тема выпускной квалификационной работы может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки. Темы выпускных квалификационных работ должны отвечать современным требованиям развития науки, экономики, культуры и образования.

Тема должна раскрываться таким образом, чтобы она приближалась по своей направленности к небольшому исследованию и заключала постановку проблемы, указание задач, аргументацию, анализ материала, примеры, выводы.

Название должно:

- соответствовать содержанию, ограничивать круг вопросов, которые разрабатывает автор; раскрывать исследуемую идею;

- отражать замысел автора, т.е. полное или частичное изложение проблемы;

- быть развёрнутым, чтобы отражать рамки исследования, но при этом не содержать лишних слов.

Выбор темы предполагает самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Обязательным условием является соответствие темы работы требованию государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины.

Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Студент, как правило, выбирает тему работы из предлагаемого перечня, однако может предложить свою тему в пределах учебного плана данного курса с обоснованием необходимости ее разработки и по согласованию с руководителем. Свобода выбора тем курсовых и дипломных работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей студентов.

Рационально первоначально выбранную тему для курсового исследования развивать в последующем. Логическим завершением развития выбранной темы может стать выпускная квалификационная работа в виде дипломной.

По утвержденным темам руководители выпускных квалификационных работ совместно со студентом разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента. Задания на выпускную квалификационную работу рассматриваются предметно-цикловыми комиссиями, подписываются руководителем работы и утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе. В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту. Примером выполнения выпускной квалификационной работы группой студентов может быть постановка музыкального спектакля, создание художественного панно при росписи помещения и т.п. Задания на выпускную квалификационную работу выдаются студенту в начале последнего года обучения.

Задания на выпускную квалификационную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначения и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы.

1.3. Разработка рабочего плана

Для разработки рабочего плана курсовой или дипломной работы студент должен четко представлять ее структуру.

Это важно, так как структура курсовой работы, независимо от дисциплины и темы, остается неизменной, но по мере обучения меняется ее содержание, углубляется исследование проблемы за счет привлечения большего количества первоисточников и литературы. Аналогичную структуру имеет дипломная работа.

Содержательная часть курсовой работы имеет следующую структуру:

введение; основная часть; заключение; список используемой литературы; приложения.

Содержание дипломной работы включает в себя:

введение; теоретическую часть; опытно-экспериментальную часть; выводы и заключение с рекомендациями относительно возможностей применения полученных результатов; список используемой литературы; приложение.

Дипломная работа может носить практический или опытно-экспериментальный характер, в отдельных случаях может быть выполнена дипломная работа теоретического характера.

Дипломная работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы. Практическая часть может быть представлена методикой, анализом экспериментальных данных, продуктом художественной деятельности и др. Разделы теоретической и практической части определяются в зависимости от профиля специальности и темы дипломной работы.

Разработка темы работы начинается с планирования. Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки.

План составляется студентом на основе предварительного ознакомления с литературой и другими источниками. Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, в частности, по рабочим учебникам, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов. Такой способ, от простого к сложному, обеспечит возможность "не потеряться" в обилии фактов, идей, авторов.

ГЛАВА 2. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО И ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТОВ

Дипломная работа должна содержать не более 60-100 машинописных страниц основной части, включая таблицы и рисунки. Приложение не включается в указанный объем дипломной работы.

Порядок нумерации страниц следующий: титульный лист, задание на дипломную работу, оглавление. Введение начинается с пятой или шестой страницы.

Нумерация проставляется по центру верхнего поля страницы. Первой нумеруемой страницей является первая страница введения. Работа должна быть сшита жестким креплением. Текст работы должен быть набран в редакторе Word, тестом New Times Roman 14 и форматирован по ширине, межстрочный интервал – полуторный. Поля текстовой части страницы при формате А (210*297): верхнее - 30 мм, левое – 25 мм, правое – 15 мм, нижнее – 23 мм. Абзацный отступ – 1 см.

Изложение материала должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обратить на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа от вопросу к вопросу.

Пример оформления содержания, введения, названия глав и параграфов:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Основные этапы выполнения курсового и дипломного

проектов…………………………………………………………………….......5

1.1. Основные этапы............................................................................................5

1.2. Выбор темы, требования к названию…………………………................5

1.3. Разработка рабочего плана…………………………………………….....6

1.4. Сбор, анализ и обобщение материала……………………………………8

1.5. Изложение результатов работы…………………………………..............9

ГЛАВА 2. Оформление курсового и дипломного проектов……………….11

2.1. Оформление таблиц……………………………………………………...12

2.2. Оформление рисунков…………………………………………………...13

2.3. Оформление формул……………………………………………………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………….16

ПРИЛОЖЕНИЯ....…………………………………………………………….17

Введение

Письменная курсовая работа - самостоятельная разработка конкретной темы с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

Письменные работы по дисциплинам учебного плана являются важным этапом обучения студентов, способствующим формированию навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала. Кроме того, письменные курсовые работы позволяют осуществить контроль за самостоятельной работой студента и оценить, наряду с экзаменами и зачетами, подготовленность будущего специалиста.

Выполнение письменных курсовых работ регламентируется учебными запланировано выполнение курсовой работы, семестр и вид отчетности (зачет, дифференцированный зачет).

Курсовые работы выполняются по окончании изучения дисциплин, определенных учебными планами, и являются, также как экзамены и зачеты, одним из видов текущей аттестации.

Тематика курсовых работ определяется учебным заведением. Утвержденный список тем курсовых работ по каждой дисциплине учебного плана представляется к началу учебного года.

Курсовые работы являются обязательными этапами, предшествующими написанию и защите выпускной квалификационной работы.

Курсовые и дипломные работы (Приложение 2) должны отвечать квалификационным требованиям по содержанию и оформлению.

Студент лично отвечает за качество и оформление курсового и дипломного проектов.

Выпускная квалификационная работа является одним из видов итоговой государственной аттестации (ИГА) выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе. Выполнение выпускной квалификационной работы призвано способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний и умений. Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы.

Цель курсовой работы заключается в формировании методических указаний к оформлению курсовых и дипломных проектов. Для достижения цели, ставятся следующие задачи:

· Проанализировать ГОСТы Омского государственного института сервиса

· Проанализировать российские ГОСТы

· Сформулировать и проиллюстрировать отдельные требования к оформлению курсового и дипломного проектов.

Название параграфа

При изложении в дипломной работе спорных вопросов темы необходимо приводить мнение различных авторов. Необходимо приводить в дипломной работе формулы, схемы, графики, диаграммы, таблицы.

Оформление таблиц

Основное поле таблицы строки и графы (колонки). Заголовки строк и граф начинаются с прописной буквы, подзаголовки со строчных букв, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных букв, если они самостоятельны.

Таблицу размещают после первого упоминания в тексте так, чтобы её было удобно читать. Таблицу нумеруют арабскими цифрами в переделах раздела. На первой строке справа помещают слово «Таблица» (курсив), на следующей строке, посередине, идет заголовок таблицы, а далее сама таблица. Если в главе таблица одна её не нумеруют. При переносе таблицы на другой лист, на новом листе в правом верхнем углу пишут «Продолжение» (курсив) и номер таблицы.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, например «приведены в табл. 1.1.», если таблица не имеет номера, при ссылки слово «таблица» пишут полностью.

Если цифровые данные в таблице выражены в различных единицах измерения, то их указывают в специальной графе «Единицы измерения», либо в графе «Показатель», либо в заголовке каждой графы. Если все параметры, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице измерения, ее Ссылка на таблицу в тексте (Табл. 1.1)

Таблица 1.1

Заголовок таблицы

       

Продолжение таблицы 1.1

Оформление рисунков

Все иллюстрации (графики, диаграммы, схемы, чертежи) называют рисунками. На каждый рисунок должна быть ссылка в тексте. Если в главе содержится только один рисунок, то он не нумеруется. Рисунки располагаются по центру после первой ссылки на них или на отдельных листах. Страницы с рисунками учитываются в общей нумерации.

Ссылка на рисунок в текстеоформляется в круглых скобках (Рис 1.1)

Например, «рассмотрим поведение белых медведей в естественных условиях обитания» (Рис.1.1)

основные этапы выполнения курсового и дипломного проектов - student2.ru

Рис.1.1. Название

Оформление формул

Каждая используемая расчетная формула записывается на отдельной строке с обязательным указанием после условных обозначений источника, откуда взята эта формула. При этом формула приводится после абзаца, содержащего ссылку на нее. Ссылки в тексте на формулы оформляются аналогично ссылкам на таблицы и рисунки. Исключением является то, что слово «формула» пишется полностью.

Формулы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах главы, если на них есть ссылки в последующем тексте. Номер формулы в круглых скобках помещают с правой стороны страницы на уровне формулы.

основные этапы выполнения курсового и дипломного проектов - student2.ru (2.3)

где Сн, Сс – себестоимость соответственно нового и старого оборудования;

Jпр – индекс роста производительности оборудования;

kбн, kбс - коэффициент безопасности соответственно нового и старого оборудования;

тр – прирост производительности труда у изготовителя оборудования, % в год.

Библиографический список.В заключении работы составляется список литературы. В его основе лежит алфавитный принцип, т.е. вся литература, использованная в индивидуальной работе, размещается по алфавиту.

Поскольку список литературы может состоять из различных видов изданий: официальной и нормативно-инструктивной документации, учебно-методических источников литературы и др., то необходимо учитывать, что вначале в алфавитном порядке указывается список действующих законов и нормативных документов, а затем – учебно-методических изданий и интернет- -источники.

По каждому литературному источнику устанавливаются:

1. Фамилия и инициалы автора (авторов).

2. Наименование, вид литературного источника.

3. Назначение, вид литературного источника (учебник, учебное пособие, монография, брошюра, статья).

4. Место издания и издательство.

5. Год издания и количество страниц.

Отдельные литературные источники могут не иметь авторов. Тогда их характеристику начинают с наименования литературного источника. Далее отмечается под чьим ответственным редактированием он опубликован.

При использовании в качестве источника информации сети Internet после фамилии и инициалов авторов и наименования издания указывается полный путь для его поиска в сети.

Библиографический список

1. Лучко О. Н. Курсовое и дипломное проектирование: методические указания/ О. Н. Лучко, Е. В. Морарь, В. И. Стариков. – Омск: ОГИС, 2007. -27 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Омский государственный институт сервиса»

(ФГБОУ ВПО «ОГИС»)

Кафедра прикладной информатики и математики

К защите допущен (а) Защищено с оценкой: ________

«___» ___________2011г ______________( )

_________( ) ф.и.о. преподавателя

ф.и.о. преподавателя

Курсовая работа

(проект)

По дисциплине: Анализ эффективности информационных систем

Тема: «Методические указания по оформлению курсового и дипломного проектов»

Выполнила: студентка 52-ПИ гр.

Гришаева Мария Игоревна

Руководитель работы:

Калиберда Елена Анатольевна

к.т.н., доцент

__________________________

Омск 2010

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Омский государственный институт сервиса»

(ФГБОУ ВПО «ОГИС»)

Факультет Заочный (Туризма и прикладной информатики)

Кафедра Прикладной информатики и математики

Защищен с оценкой______________ Допустить к защите________________

Председатель ГАК Зав кафедрой

____________________ Топчий В.А. _______________________ Лучко О.Н.

«____»________________20____ г. «___»_______________ 20_____ г.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Омский государственный институт сервиса»

(ФГБОУ ВПО «ОГИС»)

Факультет Заочный

Кафедра Прикладной информатики и математики

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав кафедрой ___________ О.Н. Лучко

«___»_________________2011 г.

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Студентке Андрусенко Алене Ивановне

1.Тема работы «Разработка программного приложения

«Карта пожарных гидрантов» в объектно-ориентированной среде Delphi»

Утверждаю приказом по институту № 328 М от « 07 » октября 2008 г.

2. Срок сдачи работы (проекта) 22.12.2008

3. Исходные данные к проектированию: структура организации,

задание на разработку программного приложения «Карта пожарных гидрантов: ГИДРАНТ»

основные этапы выполнения курсового и дипломного проектов - student2.ru 4. Темы специальной главы

5. Работа (проект) представляется: пояснительной запиской.

основные этапы выполнения курсового и дипломного проектов - student2.ru 6. Содержание пояснительной записки

1. Использование геоинформационных систем в различных областях народного хозяйства

2. Понятие, архитектура и разновидности ГИС

3. Создание программного приложения «Карта пожарных гидрантов: ГИДРАНТ»

4. Анализ предметной области

5. Структура программного продукта «Карта пожарных гидрантов»

6. Алгоритм создания программного приложения «Карта пожарных гидрантов: ГИДРАНТ»;

7. Описание программы, ее возможности, реализация программного приложения.

7. Перечень графического материала с указанием количества чертежей

Рисунков – 25 шт., BPwin схем - 3 шт.

8. Консультанты по разделам дипломной работы (проекта)

Дата выдачи задания «16 » июня 20 г.

Руководитель дипломного проектирования: к.т.н., доцент Калиберда Елена Анатольевна.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Лист – заверитель

(самый последний лист в работе, не нумеруется)

Пояснительная записка – стр.

Приложения – листов

Прим. К работе прилагаются (не подшиваются):

ü диск – RW с электронным вариантом дипломной работы и подписью научного руководителя

ü второй экземпляр титульного листа

ü рецензия

ü отзыв научного руководителя

ü конверт формата А5 (см.ниже)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Оформление конверта

Специальность: Прикладная информатика (в сфере сервиса)

Тема:

Исполнитель:

Руководитель:

Дата выпуска: 2009 год

Е.А. Калиберда

Методические указания

по оформлению курсовых и дипломных работ

(на правах рукописи)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО И ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТОВ

Основные этапы

Процесс написания курсовой и дипломной работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:

-выбор темы, согласование ее с руководителем, получение задания;

-составление личного рабочего плана выполнения курсовой работы;

-формирование структуры работы;

-сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме;

-формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

-проведение эксперимента (для экспериментальных дипломных работ);

-изложение курсовой и дипломной работы и представление ее руководителю;

-доработка чистового варианта с учетом замечаний руководителя;

-оформление работы, библиографического списка использованных источников и литературы, приложений и получение допуска к защите.

1.2. Выбор темы, требования к названию

Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями совместно со специалистами образовательных учреждений, заинтересованных в разработке данных тем, и утверждаются предметно-цикловыми комиссиями. Тема выпускной квалификационной работы может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки. Темы выпускных квалификационных работ должны отвечать современным требованиям развития науки, экономики, культуры и образования.

Тема должна раскрываться таким образом, чтобы она приближалась по своей направленности к небольшому исследованию и заключала постановку проблемы, указание задач, аргументацию, анализ материала, примеры, выводы.

Название должно:

- соответствовать содержанию, ограничивать круг вопросов, которые разрабатывает автор; раскрывать исследуемую идею;

- отражать замысел автора, т.е. полное или частичное изложение проблемы;

- быть развёрнутым, чтобы отражать рамки исследования, но при этом не содержать лишних слов.

Выбор темы предполагает самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Обязательным условием является соответствие темы работы требованию государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины.

Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Студент, как правило, выбирает тему работы из предлагаемого перечня, однако может предложить свою тему в пределах учебного плана данного курса с обоснованием необходимости ее разработки и по согласованию с руководителем. Свобода выбора тем курсовых и дипломных работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей студентов.

Рационально первоначально выбранную тему для курсового исследования развивать в последующем. Логическим завершением развития выбранной темы может стать выпускная квалификационная работа в виде дипломной.

По утвержденным темам руководители выпускных квалификационных работ совместно со студентом разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента. Задания на выпускную квалификационную работу рассматриваются предметно-цикловыми комиссиями, подписываются руководителем работы и утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе. В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту. Примером выполнения выпускной квалификационной работы группой студентов может быть постановка музыкального спектакля, создание художественного панно при росписи помещения и т.п. Задания на выпускную квалификационную работу выдаются студенту в начале последнего года обучения.

Задания на выпускную квалификационную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначения и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы.

1.3. Разработка рабочего плана

Для разработки рабочего плана курсовой или дипломной работы студент должен четко представлять ее структуру.

Это важно, так как структура курсовой работы, независимо от дисциплины и темы, остается неизменной, но по мере обучения меняется ее содержание, углубляется исследование проблемы за счет привлечения большего количества первоисточников и литературы. Аналогичную структуру имеет дипломная работа.

Содержательная часть курсовой работы имеет следующую структуру:

введение; основная часть; заключение; список используемой литературы; приложения.

Содержание дипломной работы включает в себя:

введение; теоретическую часть; опытно-экспериментальную часть; выводы и заключение с рекомендациями относительно возможностей применения полученных результатов; список используемой литературы; приложение.

Дипломная работа может носить практический или опытно-экспериментальный характер, в отдельных случаях может быть выполнена дипломная работа теоретического характера.

Дипломная работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы. Практическая часть может быть представлена методикой, анализом экспериментальных данных, продуктом художественной деятельности и др. Разделы теоретической и практической части определяются в зависимости от профиля специальности и темы дипломной работы.

Разработка темы работы начинается с планирования. Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки.

План составляется студентом на основе предварительного ознакомления с литературой и другими источниками. Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, в частности, по рабочим учебникам, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов. Такой способ, от простого к сложному, обеспечит возможность "не потеряться" в обилии фактов, идей, авторов.

Наши рекомендации