Вопрос. Язык и речь. Понятие «культура речи». Аспекты культуры речи.

Язык – это вся совокупность знаков, правила и законы взаимодействия единиц, то речь – это реализация языка, функционирование его единиц в практическом общении, использование различных возможностей языка в различных ситуациях общения. Т.о., речь – процесс и разнообразные формы практического пользования языком.

Основные различия языка и речи:

- язык не может быть индивидуальным образованием, он всегда – достояние коллектива; индивид не может «распоряжаться» языком, т.е. произвольно устанавливать или изменять его законы, правила, набор языковых единиц; речь – наоборот, всегда индивидуальна, зависит от воли своих авторов;

- язык консервативен и статичен, он - «один и тот же» на большом пространстве и на протяжении длительного времени; речь – всякий раз «другая», она динамична и разнообразно, т.е. ее специфика определяется различными конкретными факторами общения;

- язык абстрактен и воспроизводим в противоположность конкретности и неповторимости речи;

- язык конечен, речь бесконечна;

- язык имеет уровневую организацию, речь – линейна, представляет собой последовательность актуальных знаков и т.д.

Между языком и речью существует тесная взаимосвязь.

С одной стороны, речь зависит от языка, определяется его потенциальным возможностями, она диктуется языком.

С другой стороны, речь иногда дистанцируется от языка, располагая некоторыми исключительными характеристиками, такими, как, например, темп, высота и сила звука. В речи встречается и нарушения языковых знаков, индивидуальные и случайные отклонения, новшества, которых нет в «общем» языке. Такие явления могут остаться случайными, игнорироваться языком, но изредка они понимают в язык из авторской речи, становясь всеобщими, общеупотребительными.

Поэтому язык господствует над речью и в то же время существует только речь. Нет и не может быть языка без речи, языка, на котором никто не говорит, не пишет, не читает. В свою очередь речь служит проявлением языка, формой его существования, а также способом динамики и развития языка, который обновляется, эволюционирует благодаря изменениям, накапливаемым в речи.

С понятием речи связаны такие, как речевая деятельность, речевое поведение, речевой акт.

В тот момент, когда человек использует язык для общения с другими людьми, он занят речевой деятельностью. Речевая деятельность имеет несколько разных видов: говорение, слушание, письмо и чтение. Говорение и письмо – это продуктивные виды речевой деятельности, а слушание и чтение – рецептивные.

Речевое поведение – это совокупность речевых поступков в разнообразных жизненных ситуациях.

Под речевым актом понимается элементарная единица речевого общения, построение человеком высказывания в конкретной ситуация общения.

Под культурой речи понимается владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

По мнению ряда современных исследователей, культура речи складывается из следующих аспектов:

- нормативного

- коммуникативного

- этического.

Нормативный аспект предполагает правильность речи, т.е. соблюдение определенных норм литературного языка, которые выступают как образец, эталон речи. Наука о правилах литературного языка называется ортологией.

Коммуникативный аспект включает в себя требование целесообразности и уместности речи, ее выразительность, адресность, логичность и многое другое – то есть все то, что способствует эффективности коммуникации.

Этический аспект означает соблюдение этических норм общения, правил речевого этикета, т.е. правил речевого поведения участников общения. Этот аспект также учитывает определенный внеязыковой фактор общения, а именно – характер адресата речи и тип отношений, складывающихся между ним и автором речи. Этикет учитывает возраст, пол, социальное, должностное положение людей, ситуацию общения, национальные традиции.

Вопрос. Понятие «речевой деятельности», «речевой поведение», «речевой акт», «текст».

Виды речевой деятельности.

Человек использует язык для общения с другими людьми, он занят речевой деятельностью. Речевая деятельность имеет несколько разных видов: говорение, слушание, письмо и чтение. Говорение и письмо – это продуктивные виды речевой деятельности, а слушание и чтение – рецептивные.

Речевое поведение – это совокупность речевых поступков в разнообразных жизненных ситуациях.

Под речевым актом понимается элементарная единица речевого общения, построение человеком высказывания в конкретной ситуация общения.

Текст - в общем плане связная и полная последовательность символов.

8 Вопрос. Формы речи: устная (подготовленная \ неподготовленная \ частично подготовленная) и письменная. Правила речевого поведения для говорящего и пишущего.

Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме.
Устная речь может осуществляется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством, если общение происходит на значительном расстоянии.

Устная речь:

- исторически первична, предшествует письму;

- имеет фонетическое оформление с помощью звуков, интонация, тембра, темпа;

- главным кагалом восприятия выступает слуховой, однако при наличии зрительного канала большая роль отводится невербальным средствам общения.

- разворачивается как во времени, так и в пространстве, т.е. линейна, необратима и поступательна.

- в неофициальном общении обычно является неподготовленной или частично неподготовленной, т.к. автор речи мыслит и говорит одновременно, строит речь на ходу в официальном – как правило, является подготовленной.

Особенности неподготовленной устной речи:

- в изобилии присутствуют так называемая элементы устности – паузы, в том числе и вокализованные, частицы, которые дают возможность говорящему собраться с мыслями, чтобы продолжать речь;

- речь слабо структурирована, в ней могут встречаться перебивы и самоперебивы, отступления ей присущи свободный порядок слов, незаконченные, неполные и рассеченные высказывания, обрывы мысли, ассоциативные переходы, нарушающие логичность изложения

- с точки зрения синтаксического построения ей свойственны короткие высказывания, отсутствие или незначительное количество громоздкихконструкций;

Подготовленная речь – когда производимая речь так или иначе, особенно задолго перед ее произнесением или долго во времени, отрабатывалась.

Особенности подготовленной устной речи:

- носит планомерный характер, продумывается заранее;

- более высокая степень структурированности;

- логичность превалирует над ассоциативностью;

- меньше элементов устности;

- более высокий самоконтроль.

Письменная речь:

- она исторически вторична, т.е. письмо возникает позже устной речи;

- имеет графическое оформление с помощью букв;

- главным каналом восприятия выступает зрительный, отсюда важная роль отводится формальной организации письменного текста: написанию строчных либо прописных букв, использованию пробелов между словами, нормативной постановке знаков препинания, членению на абзацы, применению разного рода шрифтовых выделений, нумераций и рубрикаций.

- зафиксирована в статическом пространстве, поэтому отличается продуманностью и может быть переработана, подготовлена в несколько этапов;

- хорошо структурирована, т.е. отличается более строгой логической последовательностью, закрепленным порядком слов, отсутствием незаконченных, неряшливо оформленных предложений;

- ориентирована на книжный стиль, отсюда наличие осложненных синтаксических построений: сложных предложений, распространенных определений, вводных оборотов, конструкций с однородными членами.

- восприятие письменного текста может быть многократным, нелинейным.

Наши рекомендации