Условия успешности коммуникативного акта и коммуникативные неудачи
Поскольку коммуникативный акт – вид действия, при его анализе используются по существу те же категории, которые необходимы для характеристики и оценки любого действия: субъект, цель, способ, инструмент, средство, результат, условия, успешность и т.п. Субъект речевого акта – говорящий или пишущий – производит высказывание, как правило, рассчитанное на восприятие его адресатом. (В случае коммуникации по каналам СМИ высказывание всегда адресовано той или иной аудитории.) Высказывание выступает одновременно и как продукт речевого акта, и как инструмент достижения определенной цели. В зависимости от обстоятельств или условий, в которых совершается речевой акт, он может либо достичь поставленной цели и тем самым оказаться успешным, либо не достичь ее. Чтобы быть успешным, речевой акт как минимум должен быть уместным. В противном случае говорящего ждет коммуникативная неудача[1][3].
Условия, соблюдение которых необходимо для признания речевого акта уместным, называются условиями успешностиречевого акта. Так, допустим, что в рубрике «Семейная консультация» в женском журнале психолог рекомендует при нарастании напряженности в отношениях между супругами, связанном с бытовыми трудностями, сопровождающими появление первого ребенка: Хотя бы на неделю оставьте ребенка на попечение бабушки и отправляйтесь в путешествие, чтобы вдали от забот вновь почувствовать радость от общения друг с другом.Тем самым он совершает речевой акт совета, цель которого – побудить адресата в его же собственных интересах совершить определенное действие. Для признания этого высказывания уместным необходимо по меньшей мере, чтобы предлагаемый курс действий был в принципе осуществим для адресата и чтобы следование этому курсу было в его интересах. Если журнал рассчитан на читательниц с низким уровнем доходов, то едва ли оба этих условия будут соблюдены. Даже если у молодых супругов с низким уровнем доходов и есть человек, с которым можно на время оставить ребенка, у них вряд ли найдутся средства для покупки туристической путевки, а если они и изыщут необходимые средства, то такой расход нанесет слишком большой удар по семейному бюджету, что чревато дальнейшим обострением семейных проблем. В этих условиях совет психолога оказывается неуместным, и он потерпит коммуникативную неудачу, теряя при этом доверие читательниц.
Но даже при соблюдении всех условий, обеспечивающих уместность речевого акта, результат, к которому он приведет, может соответствовать или не соответствовать поставленной говорящим цели. Так, в нашем примере результатом совета психолога может быть, как намерение адресата последовать ему, так и игнорирование мнения специалиста. Отказ следовать рекомендации при этом может быть как мотивированным (например, нежеланием подвергать себя хотя бы минимальному риску, связанному со всяким путешествием), так и немотивированным. Анализируя условия успешности коммуникативного акта, ТРА установила, что многие из этих условий связаны с адресатом[2]. Неудивительно поэтому, что фигуре адресата лингвистическая прагматика уделяет большое внимание.
информационно-кодовая модель- коммуникации была предложена создателем кибернетики К. Шенноном и адаптирована к человеческой речевой коммуникации Р.О.Кобсоном. В основе этой модели лежит представление о коммуникации как о передаче сообщения от отправителя к получателю посредством кода
Информационно-кодовая модель включает в себя следующие компоненты:
Адресант – тот, кто формирует и отправляет сообщения.
Адресат – тот, кто получает сообщение
Код – условный код или язык (национальный, а также его возможные социальные формы: диалект, жаргон, литературный язык, которым пользуется адресант для передачи сообщения.
Код – код или язык, которым пользуется адресат при получении и дешифровке сообщения
Сообщение – последовательность знаков, речевой произведение, текст. Сообщение предполагает определенную тему, цель, содержание и форму.
Интеракционнаямодель речевого общения получило развитие в трудах И.Н.Горелова, Э.Гоффмана, Д.Шифрин и др. Данная модель помещает в центр внимания коммуникативное поведение лиц, участвующих в общении, и это поведение может быть как вербальным, так и невербальным. Одновременно важную роль приобретает адекватная интерпретация этого поведения партнером, которая опирается на знание форм коммуникативного поведения, типичных для данной культуры, отдельных групп людей наконец, на учет индивидуальных особенностей поведения конкретных лиц.
Интеракционная модель коммуникации предполагает более активное привлечение к процессам общения широкого социально-культурного и психического контекста, чем базовая информационно-кодовая модель.
Инференционная модельречевого общениястроится на принципе выводимости знания из сообщения без посредства кода. Т.е. без кодировки. Основоположник этой модели Пол Грайс
В теории коммуникации выделяют несколько видов и способов общения.
1. В зависимости от средств коммуникации различают вербальное-невербальное общение
Вербальные средства: слова, предложения.
Невербальные средства: поклон, рукопожатие, мимические движения, рисуночные, цветовые, световые, звуковые.
2 Вопрос. Виды и способы общения: вербальное\невербальные, прямое \ опосредованное, контактное \ дистантное.
В теории коммуникации выделяют несколько видов и способов общения.
1. В зависимости от средств коммуникации различают вербальное-невербальное общение
Вербальные средства: слова, предложения.
Невербальные средства: поклон, рукопожатие, мимические движения, рисуночные, цветовые, световые, звуковые.
Прямое общение осуществляется в режиме реального времени, в условиях пространственной близости участников, при наличии визуального контакта между ними, с использованием естественного канала общения.
Опосредованное (не прямое) общение имеет место в случае использования опосредующих каналов: письма, телефонной, телеграфной, комп. связи.
Контактнымявляется общение, происходящее в условиях пространственного и \ или временного коммуникантов: деловая или дружеская беседа при встречи, лекция в аудитории. Контактное общение одновременно выступает и как непосредственное.
Дистатнымназывают общение, происходящее в условиях пространственного и \ или временного разрыва между коммуникантами. Такое общение нуждается в дополнительном канале и средстве коммуникации, т.е. выступает как опосредованное. Кроме того, если общение является асинхронным, его содержание консервируется и хранятся таким образом вплоть до момента получения адресатом. Следовательно, дистантное общение нуждается в определенном материальном носителе, обеспечивающем доставку содержания от адресанта к адресату.
3 Вопрос. Виды и способы общения: социально ориентированное \ межличностное, информационное \ фатическое.
социально ориентированное– общение коммуникантов как представителей тех или иных социальных групп или носителей определенных социальных, статусных ролей. Подобное общение часто выступает как публичное, официальное. Главная особенность такого общения – нацеленность на решение некой внеречевой цели, организация для этого совместной деятельности людей.
межличностное общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.
Информационное общение представляет собой передачу новой и актуальной информации, т.е. реализацию функции сообщения, а также запрос на сообщение в форме вопроса.
Фатическое общение –целью общения может выступать не передача нового, а желание высказаться, нарушить неловкое молчание, установить или подержать контакт с собеседником. Фатическая речь часто встречается в неофициальном общении, но иногда бывает уместной и соц. взаимодействии .