Вопрос. Понятие общения. Структура речевой ситуации и условия успешности речевого акта. Модели общения: информационно-кодовая, интеракционная, инференционная.
Вопрос. Понятие общения. Структура речевой ситуации и условия успешности речевого акта. Модели общения: информационно-кодовая, интеракционная, инференционная.
1)Под общением понимают разнообразные формы социального взаимодействия. Наряду с термином общение в науки используют термин коммуникация (лат. Коммунико – делаю общим, связываю, общаюсь) Понятие коммуникации обычно трактуется как более широкое. Так, коммуникация возможна не только между людьми, но и животном мире, в технических системах. Термин общения обычно употребляют тогда когда речь идет о социальной коммуникации: общении между людьми, общении чел. И животного, человека и техники.
2)В речевой ситуации принимают участие коммуниканты: говорящий и слушающий. Их как минимум двое, однако бывает и так, что говорящий один, а слушающих миллионы (вспомним выступление Президента Российской Федерации в новогоднюю ночь!), а бывает, что и говорящих несколько: они высказывают своё мнение по очереди (полилог). Когда человек вступает в общение, он движим определённым намерением, коммуникативным намерением: что-то рассказать, спросить, побудить к действию, повлиять на настроение и т.д. Предположим, что некто А. имеет намерение передать информацию Б. В сознании А. эта информация «живёт» не в виде слов, предложений и целых высказываний, а в виде неких смысловых блоков, организуемых с помощью кода внутренней речи. Намерение передать информацию приводит к тому, что в сознании А. рождается замысел будущего высказывания. Создать это высказывание можно только с использованием универсального кода – языка. Чтобы состоялся контакт,оба общающиеся должны использовать общий код. Код может включать невербальные средства и символы. Задача А. так отобрать эти языковые средства, чтобы Б. смог воспринять информацию без искажений.
Вопрос. Язык, его функции и структурные свойства.
Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно. А без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, т.е. понимания человеком действительности м себя в ней.
Функции языка
1.Коммуникативная – служит средством общения людей. С помощью языка люди осуществляют взаимодействие друг с другом.
2.Познавательная (когнитивная) – служит средством формирования и развития сознания, мышления. Язык фиксирует результаты познания человеком действительности, других людей и себя самого, и сам выступает инструментом познания.
3.Аккумулятивная – служит средством сохранения информации, традиции культуры и истории народа, как в устной, так и в письменной форме.
Частные функции:
1.Контакто устанавливающая или фатическая - быть средством привлечения внимания собеседника, создания благоприятной атмосферы общения, поддержание контакта.
2.Волюнтативная или (волеизъявительная) – способность быть средством воздействия на другого человека, побуждения его к каким либо действиям.
3.Эмоциональная (эмотивная) – способность выражать чувства, эмоции человека, его отношение к действительности
Структура языка представляет собой уровневою организацию, когда единици низших уровней учувствуют в создании единиц более высоких уровней.
Различают уровни языка:
1.Фонетический (фонематический) – уровень фонем
2.Морфемный – уровень морфем
3.Лексический – уровень слов (лексем)
4.Морфолого-граматический – уровень грамматических форм и классов слов
5.Синтаксический – уровень словосочетаний предложений и текстов.
Вопрос. Понятие «речевой деятельности», «речевой поведение», «речевой акт», «текст».
Виды речевой деятельности.
Человек использует язык для общения с другими людьми, он занят речевой деятельностью. Речевая деятельность имеет несколько разных видов: говорение, слушание, письмо и чтение. Говорение и письмо – это продуктивные виды речевой деятельности, а слушание и чтение – рецептивные.
Речевое поведение – это совокупность речевых поступков в разнообразных жизненных ситуациях.
Под речевым актом понимается элементарная единица речевого общения, построение человеком высказывания в конкретной ситуация общения.
Текст - в общем плане связная и полная последовательность символов.
8 Вопрос. Формы речи: устная (подготовленная \ неподготовленная \ частично подготовленная) и письменная. Правила речевого поведения для говорящего и пишущего.
Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме.
Устная речь может осуществляется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством, если общение происходит на значительном расстоянии.
Устная речь:
- исторически первична, предшествует письму;
- имеет фонетическое оформление с помощью звуков, интонация, тембра, темпа;
- главным кагалом восприятия выступает слуховой, однако при наличии зрительного канала большая роль отводится невербальным средствам общения.
- разворачивается как во времени, так и в пространстве, т.е. линейна, необратима и поступательна.
- в неофициальном общении обычно является неподготовленной или частично неподготовленной, т.к. автор речи мыслит и говорит одновременно, строит речь на ходу в официальном – как правило, является подготовленной.
Особенности неподготовленной устной речи:
- в изобилии присутствуют так называемая элементы устности – паузы, в том числе и вокализованные, частицы, которые дают возможность говорящему собраться с мыслями, чтобы продолжать речь;
- речь слабо структурирована, в ней могут встречаться перебивы и самоперебивы, отступления ей присущи свободный порядок слов, незаконченные, неполные и рассеченные высказывания, обрывы мысли, ассоциативные переходы, нарушающие логичность изложения
- с точки зрения синтаксического построения ей свойственны короткие высказывания, отсутствие или незначительное количество громоздкихконструкций;
Подготовленная речь – когда производимая речь так или иначе, особенно задолго перед ее произнесением или долго во времени, отрабатывалась.
Особенности подготовленной устной речи:
- носит планомерный характер, продумывается заранее;
- более высокая степень структурированности;
- логичность превалирует над ассоциативностью;
- меньше элементов устности;
- более высокий самоконтроль.
Письменная речь:
- она исторически вторична, т.е. письмо возникает позже устной речи;
- имеет графическое оформление с помощью букв;
- главным каналом восприятия выступает зрительный, отсюда важная роль отводится формальной организации письменного текста: написанию строчных либо прописных букв, использованию пробелов между словами, нормативной постановке знаков препинания, членению на абзацы, применению разного рода шрифтовых выделений, нумераций и рубрикаций.
- зафиксирована в статическом пространстве, поэтому отличается продуманностью и может быть переработана, подготовлена в несколько этапов;
- хорошо структурирована, т.е. отличается более строгой логической последовательностью, закрепленным порядком слов, отсутствием незаконченных, неряшливо оформленных предложений;
- ориентирована на книжный стиль, отсюда наличие осложненных синтаксических построений: сложных предложений, распространенных определений, вводных оборотов, конструкций с однородными членами.
- восприятие письменного текста может быть многократным, нелинейным.
Вопрос. Понятие об ортологии. Нормы СРЛЯ. Основные типы норм. Варианты нормы и дублеты.
ОРТОЛОГИЯ - раздел языкознания, изучающий нормы языка, а также отклонения от этих норм.
Ортоло́гия - круг лингвистических наук, изучающих языковые нормы и устанавливающих их
Нормы СРЛЯ:
- орфоэпические норма – правила произношения и ударения
- лексические норма – правила словоупотребления, словообразования и сочетаемости слов
- морфологические нормы – правила образования морфологических форм
- синтаксические нормы – правила объединения слов в соответствии с ситуацией и волей говорящего.
- орфографические нормы – правила написание слов
- пунктуационные нормы – правила постановки знаков препинания в предложении.
В литературном языке различают следующие типы норм:
1) нормы письменной и устной форм речи;
2) нормы письменной речи;
3) нормы устной речи.
1.К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:
лексические нормы;
грамматические нормы;
стилистические нормы.
2.Специальными нормами письменной речи являются:
нормы орфографии;
нормы пунктуации.
3.Только к устной речи применимы:
нормы произношения;
нормы ударения;
интонационные нормы.
вопрос. Понятие общения. Структура речевой ситуации и условия успешности речевого акта. Модели общения: информационно-кодовая, интеракционная, инференционная.
1)Под общением понимают разнообразные формы социального взаимодействия. Наряду с термином общение в науки используют термин коммуникация (лат. Коммунико – делаю общим, связываю, общаюсь) Понятие коммуникации обычно трактуется как более широкое. Так, коммуникация возможна не только между людьми, но и животном мире, в технических системах. Термин общения обычно употребляют тогда когда речь идет о социальной коммуникации: общении между людьми, общении чел. И животного, человека и техники.
2)В речевой ситуации принимают участие коммуниканты: говорящий и слушающий. Их как минимум двое, однако бывает и так, что говорящий один, а слушающих миллионы (вспомним выступление Президента Российской Федерации в новогоднюю ночь!), а бывает, что и говорящих несколько: они высказывают своё мнение по очереди (полилог). Когда человек вступает в общение, он движим определённым намерением, коммуникативным намерением: что-то рассказать, спросить, побудить к действию, повлиять на настроение и т.д. Предположим, что некто А. имеет намерение передать информацию Б. В сознании А. эта информация «живёт» не в виде слов, предложений и целых высказываний, а в виде неких смысловых блоков, организуемых с помощью кода внутренней речи. Намерение передать информацию приводит к тому, что в сознании А. рождается замысел будущего высказывания. Создать это высказывание можно только с использованием универсального кода – языка. Чтобы состоялся контакт,оба общающиеся должны использовать общий код. Код может включать невербальные средства и символы. Задача А. так отобрать эти языковые средства, чтобы Б. смог воспринять информацию без искажений.