Вклад Тредиаковского в реформу русского стихосложения. Переводческая деятельность поэта. Образцы оригинальной лирики.
1703- 1769. Первый русский профессиональный литератор. Жил литературой. В связи с ним возникает понятие лит репутация – система устойчивых ассоциаций с именем писателя. Ассоциации с Тр. интересны. Ломоносов: безбожник. Радищев: возовик (впрягся и тащит это бремя). Тр. воспринимается еще и как бездарность. Пушкин же говорил: почтенный и порядочный. его филологические изыскания замечательны. есть у него чувство изящности. Изучение Тр приносит много пользы. Тр. – выходец из церковной семьи, из Астрахани. Славяно – греко – латинская академия. Затем бежит за границу – слушатель лекций в Сорбонне и Парижском университете. В совершенстве владел фр. Переводы. Роман фр. Поля Тальмана «Езда в остров любви». Там примерно 80 стихотворных вставок. Он прилагает к роману 32 стихотворения на случай, 16 на фр, одно на латыни, остальные на русском. Роману придана аллегорическая форма, это галантный роман, прославивший сладость любви и учивший всем тонкостям любовного поведения. Гл герой – Тирсис, он любит красавицу Аминту. Он путешествует по острову Любви в сопровождении Купидона. Изображены основные фазы любовного чувства . Части острова – этапы любви. Местечко объявлений, поток любовных слез, озеро отчаяния, замок искренности. Путь влюбленных идет к замку Прямые роскоши. Но Аминта изменяет Тирсису. Выражается ревность – это неслыханное дело в русской литературе. Очень вольные любовные стихи – за них и назван безбожником. В отчаянии Тирсис готов себя умертвить, но тут приходят аллегорические фигуры Гордость и Кокетство, которые учат его проще относиться к этому. Тирсис приходит к разочарованию и покидает остров в сопровождении богини Славы. Это был первый в русской л-ре роман нового типа, новой идеологии, экспериментальный. Стихотворения на случай тоже замечательны. Тр. обновляет тип рифмы, порядок рифмовки. 1751 г – поэма «Аргенида» - перевод политического рома фр. писателя Барклая – наставление государю, тип идеального правителя. Гл герои – сицилийский царь Мелеандр, который борется с мятежными вельможами, придворный ученый Никопомп ( как бы сам автор), непрерывно дающий советы Мелеандру, верный придворный Полиарх, влюбленный в дочь царя Аргениду. Проповедуется правота монархического принципа, но осуждает тиранию. Управлять надо согласно потребностям страны. «Тилемахида» - самое значительное пр-е второй половины творчества. Перевод гекзаметром романа Фенелона «Похождение Тилемаха». Уроки новой либеральной мудрости, смелые нападки на льстецов, язву государства. Пр-е политически неприятное. Идеальный правитель должен смирить свои страсти и стоять на страже закона, быть добродетельным. Екатерина критически отреагировала на текс. Может, поэтому назвала его средством от бессонницы. Тр. заложил основы гомеровского стиля, насытил поэму античным колоритом. Она огромна 16000 стихов. Стиль действительно неуравновешен, но в лучших своих фрагментах поэма поражает воображение, особенно описание бури.
У Тр. довольно много научных трудов, например, об отдельных лит жанрах. самое главное – это работа по реформированию русского стихосложения – «Новый и краткий способ сложения русских стихов». Тр. стал профессором Академии наук, но у него были постоянные стычки с директором, 1759 – подает в отставку. Последние годы доживает в нищете, но все время пишет. «Феоптия» - эпистола, сборник посланий (4720 стихов). «Эпистола от российской поэзии к Аполлину».
5. Особенности «похвальной оды» в поэзии М. В. Ломоносова: проблематика, поэтика, стих. Смысл диалога в цикле «Разговор с Анакреоном».
Батюшков: «Ломоносов – Петр Великий русской литературы. Пушкин говорил об апостольском призвании Л. его можно сопоставить с фигурами европейского ренессанса. Л в основном работал в жанре оды. Ода – жанр многообразный. Наибольшее место в собрании сочинений Л занимают похвальные оды. Их 20. Написаны четырехстопным ямбом, Л выработал особый вид строфы – одическая децима (десятистишие) - АвАв: ССд: ЕЕд. Стиль оды определяется максимальным воздействием на читателя, т к ода риторический жанр. Л использует отрицания, обращения, систему олицетворений, метафорику (пламенные звуки – звуки оружейных залпов, смелые метафоры – бурные ноги – про коня, багряная рука зари). Принцип похвальной оды – сближение далеких идей. Характеризуется ассоциативными сближениями. Написание и издание пох од приурочивалось чаще всего к официальным торжествам. Это всегда большие декларации, идейно насыщенные и политически направленные, вмещающие несколько тем. Ода Л оказывалась полным выражением идеи гос поэзии. Большое место в них занимала восторженная похвала. Но при этом не было стремления к портретному сходству. Л не ставил себе задачу изобразить конкретного самодержца, он рисует высокий благородный образ идеального монарха, от которого он ждет блаженства и прогресса России. Величественный и напряженный стиль. Разговор с Анакреоном. !761 год. Очень своеобразное пр-е. Построение: Л переводит оду А, а затем в виде ответа дает свое стихотворение. Состоит из 8 стихотворений. Л дает оды в таком порядке: 1, 22, 11, 28. В первой речи А отказывается воспевать героев, т к его гусли поневоле велят ему петь только о любви. Не таков Л. Струны его лиры поневоле «звучат геройский шум». Тема философии жизни и философии смерти. Л противопоставляет А Сенеку – философ стоик со строгой жизненной позицией. хотя сам ей не всегда следовал. В другом стихотворении А славит веселье старичка, не желающего тужить ни о чем. Л отвечает сравнением с величественным и суровым республиканцем Катоном, отдавшим свою жизнь за отечество. Но Л отказывается делать выводы из этого сравнения. Катон – образец идеологического самоубийства. Л уклоняется от однозначного ответа и не оценивает А и Катона. Не выносит вердикта. Диалог – это стремление к взаимопониманию. Л способствовал нахождению золотой середины. Понять – это значит принять, извинить, простить позицию собеседника. Наконец, знаменательна и последняя пара стихотворений. А обращается к живописцу с просьбой написать портрет его возлюбленной. Л в ответ также обращается к живописцу, чтобы он нарисовал портрет его любимой, а его любимая – Россия. Видно, что Л понимает литературу как дело государственное. В «Разговоре» он выразил свое отношение к задачам своей поэзии.
6. Цикл Ломоносова «Оды духовные»: состав, композиция, идейно-художественное единство. Соотношение просветительского миропонимания и веры в натурфилософской и «научной» поэзии Ломоносова.
Л в основном работал в жанре оды. Ода – жанр многообразный. Одно из направлений – духовная. Научно-просветительская деятельность Л вообще и, частности, пропаганда науки в его поэзии ставили его в сложные и неприязненные отношения к церкви. Но Л не был атеистом. Он сближается в этом вопросе с западными просветителями первой половины 18 века, деистами, для которых Бог – это принцип жизни, закон ее. Деистическое мировоззрение с точки зрения официальной церкви было неверием, его научная деятельность – ересью. Такое отношение к религии, которое Л считал возможным примирить с научным мировоззрением, довольно явственно сказывается в так называемых «духовных одах». Основа од – переложение псалмов. «Духовные оды» - переложение псалмов и примыкающие к ним произведения – составляют значительный и количественно, и качественно раздел его творчества. Его духовные оды – это его, Ломоносовская, лирика. Автор предстает перед нами не как страдающий человек, жалующийся или стремящийся углубиться в свою индивидуальную душу, а как сын отечества и ученый, славящий свои идеалы, величие своего Бога, свою природу, - в укор и в назидание непонимающим, врагам, хулителям. Победный гимн мужеству добродетельного – таков лирический пафос духовных од Л. Л – боец. Он открыто вступает в борьбу с врагами просвещения и науки, в псалмах черпает мотивы борьбы и радости победы: «Благослови Господь мой Бог, / Мою десницу укрепивший, / И персты в брани научивый / Сотреть врагов взнесенный рог (переложение псалма 143). Эта тема борьбы переплетается с темой природы, ее величия, разнообразия, мудрости и красоты. Л славит Бога именно в природе. Так, например, в переложении псалма 103, с которого начинается тема божьего величия, Л говорит о Боге-природе: он славит звезды на небе, ветры и облака, - все дары матери-природы. Как созидатель дивных и чудесных явлений выступает у Л Бог и в «Оде, выбранной из Иова» - гимн природе и божьего величества переплетается со страданиями Иова. величие природы, к которой Л подходит одновременно как ученый – естественник. является темой и лирическим пафосом и «Утреннего размышления», и «Вечернего размышления о Божием величестве», которые заключают цикл божественных од. Также можно назвать другие темы од: псалом 14 – гимн Праведникам. Большинство последующих – охранительные молитвы. Праведнику тяжело жить в этом мире, он просит защиту у Бога. Следует сказать, что Л переводит близко к тексту, но в то же время толкует по своему, добавляет свои мотивы. По сравнению с торжественными духовные оды отличаются простотой, легкостью, ясностью языка. Примирение научного мировоззрения с религией – Л подошел к тому, что наука не исключает религию. Он примиряет две эти области.
Классицизм как литературное направление: истоки, философия и поэтика. Национальное своеобразие русского классицизма. Эпистолы Сумарокова о русском языке и стихотворстве. Теория «трех штилей» Ломоносова.
Иногда всю л-ру 18 века представляют под знаком классицизма. Классицизм разился во Франции в середине 17 века – это царствование Людовика 14, период централизованной монархии.. К – это искусство объединения всевластного государства, поглощающего личность (Г.А. Гуковский, 30-е г). В России предпосылки для К стали складываться в петровскую эпоху, когда встал вопрос о централизации. К можно определить как стиль эпохи абсолютизма. Философские источники К: рационалистическая метафизика Декарта – с ней связан 1 этап развития К, 2 этап связан с Вольтером – это уже эпоха просветительства. Русский К (РК) вобрал в себя обе стадии фр. К. Синкретический вариант К, наложение, диффузия эстетических идей. Рационализм и просветительство проповедовали культ разума (тело, душа, дух). Душа занимает серединное положение и часто разрывается между телом и духом. Классицисты заменили высшую субстанцию «дух» на разум. К – искусство разумной дисциплины человека. К в какой-то мере реакция на европейский ренессанс, который разнуздал человеческие страсти, раскрепощал. К пытался упорядочить, поставить чела на место. Разум был дисциплинирующей силой. Стоит только отключить разум и рождается чудовище, отсюда культ гражданской добродетели в К. Но в России не было ренессанса, поэтому РК взял на себя еще и его функции. Конфликт РК – тираноборческий, отстаивание персоналистического чувства свободы от тиранистических посягательств, а совсем не в борьбе распущенности и долга. Основной конфликт К трансформируется на русской почве. К – подражание классическим образцам, вторая по счету (после ренессанса) рецепция античности. К – искусство жанровых канонов, персонифицированных неким автором. Николя Буало – теоретик и практик К, «Искусство поэзии», 1674 г. Единство действия, времени, места и единство слога. Жанровая система К иерархична, упорядочена по трем стилям, которые разработал Л (цитатник!). В России теория предшествовала практике. 1747 г – написание двух эпистол Сумарокова: «Письмо о русском языке» и «О стихотворстве». В 1771 он соединяет их в «Наставление хотящим быть писателем». Это первые пограничные документу РК, вольное подражании Буало, но Сумароков начинает с проблемы языка, т к в России не сложился лит язык. Нужно было сформировать единый нормативный лит язык. С дает характеристику риторского стиля, жанров, рекомендует писателю читать церковные книги. Наряду с величественными жанрами – одой и трагедией – С выдвигает жанры интимно-лирические, салонные, комические. В целом он дает 14 жанров, но он не так строг, как Буало. Демократизация жанровой системы. Жанры расставлены в странной последовательности: начинает не с героической оды, а с идиллии и элегии. На 14 месте – песня, Буало же вообще игнорирует этот жанр. С внимательно относится к демократическим, фольклорным жанрам. С также формирует требование рационалистической простоты стиля. Во 2 эпистоле С называет 34 имени, на которые должны равняться современные авторы: здесь и Ювенал, и Гомер, и Шекспир. РК можно определить как искусство дворян, аристократов. Дворяне - основная политическая и культурно – созидающая сила России. Среди литераторов дворян больше 70%. К разрушается от вхождения в л-ру народного, лакейского духа. Классицисты – Ломоносов, Сумароков и их последователи Херасков, Майков, Богданович.
8. Характеристика лирических и сатирических жанров в поэзии Сумарокова.
Пушкин: «Сумароков привил уважение к стихотворству и стихотворцам». Лирика. В своей лирике С стремится дать обобщенный анализ человека . Он дает изображение любви в чистом виде, без примеси «случайных» обстоятельств. Нет индивидуальных характеристик любящего, есть только чувство. В лирику С нет доступа фактам, событиям подлинной жизни, никакие детали быта не проникают в нее. Психологическая содержательность любовных песен и элегий велика. Впервые С создал язык любви, язык чувства вообще, анализ человеческих переживаний. Расцвет элегии связан с именем С. Это жанр пограничный между лирикой и дидактикой. С создал риторическую элегию, которая уже напоминает лучшие образцы элегий Батюшкова, Жуковского. Элегия предполагает столкновение человека с роком, с судьбой. Чел жизнь подвержена эксцессам. Неожиданным поворотам судьбы, случайностям и посвящены элегии С. Он затрагивает и тему печали, отчаяния человека вследствие разлада героя со средой. Значительный раздел его лирики – это переложение псалмов (153 стихотворения). Его псалмы – это лирические песни о человеке, изнемогающем под бременем жизни и ненавидящем порок. Как известно, С активно работал в жанре песни. Он написал где-то 150 текстов. Песни имели большой успех и пелись всеми. каждая песня – свернутая драматическая ситуация. С показал широчайшие возможности тонического стиха. Его песни – лаборатория русского стиха, где он дает всевозможные ритмические комбинации. Он строит строфы из стихов различных размеров и их сочетаний. В результате – исключительное богатство и разнообразие ритмики, напева стиха. В песнях С побеждает не разум, а сердце, не долг, а страсть. Оды. С пишет торжественные оды умеренного образца, более короткие, чем у Л. От С начинается масонская поэзия, отсюда любовь к духовной оде, которая граничит с философией, с жанром молитвы. С обращается и к такой жанровой форме, как стансы – предусматривает последовательность законченных строф (закончены тематически и композиционно). Это жанр философский. «Стансы граду Сибирскому на Пугачева».
С выходит и к сатирической теме. Темперамент подталкивает его стать первым лит пародистом. Басни. Всего их 374. С открыл жанр басни для русской л-ры. Он индивидуализировал характеры басен за счет введения образа автора, рассказчика. Злободневны, направлены на осмеяние конкретных неустройств русской общественной жизни. Часто это маленький очерк или фельетон, остроумная, сатирическая сценка. Все русское общество – русские бюрократы, взяточники, вельможи и, конечно же, дворянство. Он дает множество зарисовок быта, схватывая смешные детали. Отличаются необыкновенной живостью – это документ времени. Тенденция к разоблачению приводила к резкости стиля, к грубости нападок, к языку живому, яркому, близкому к просторечию. Фамильярные интонации. Чаще это игривый рассказ без дидактики. Есть варианты философских, лирических притч. притчи –эпиграммы («Посол-осел). Сатиры. Злой и едкий сатирик. 10 сатир. Декламационный х-р, утверждают идеалы, дидактические послания. самая яркая – «Наставление сыну» - монолог комедийного сатирического персонажа. Отец на смертном одре наставляет сына. 1763 – С сочиняет текст к шоу коронации Екатерины. С сочинил хоры – цикл. Начинается с хора сатир, высмеивающих пороки. Это не было допущено цензурой. Ведь С обрушивается на порядки в России, сравнивает ее с «за морем». Выпад против российского хамства. Эпиграммы – коротенькие новеллы или зарифмованные анекдоты, или же просто остроумное рассуждение поэта на жизненные темы. Это забавные карикатуры на быт, на социальные беды дворянства. Пародии – Вздорные оды.