Феномен л-ры 18 в. Своеобразие культурного диалога России с Западной Европой. Периодизация историко-литературного процесса 18 в.

Феномен л-ры 18 в. Своеобразие культурного диалога России с Западной Европой. Периодизация историко-литературного процесса 18 в.

Век экспериментов в л-ре. Появляются новые жанры. Век теоретически озабоченный. Доклассический этап, но это подготовительный этап. Пушкин-завершение века 18. Без 18 не было бы золотого века русской л-ры. Пушкин: «роковое предназначение 18 в». Радищев: «столетие безумно и мудро». То, что посеял 18, давало всходы в 19. 18 посеял просветительскую философию, социальные, нравственные, политические утопии. Р. л-ра начала заявлять о себе как европейская. Встала тогда и проблема национальной идентификации.

Проявилась культурная разнородность. Еще одна важная задача – культурный диалог. Любая культура живет в диалоге. В первую очередь, для р. культуры это диалог с З/Е. Культурный диалог имеет свои механизмы и стадии. Кд – это по сути решение национального самосознания. Чужая культура выступает не в виде к-то внешнего фактора, а в виде фермента для развития нац. культуры. Страна училась у Запада, но не теряла своего национального лица. Не было простого подражания З, его повторения. Была задача построить свою собственную культуру, такую, которая усвоила бы все лучшие достижения З. У России были свое слово, свое лицо, склад мысли, задачи. Ей нужна была культура общеевропейского типа и в то же время русская культура. Стадии: 1 четкое размежевание функций культуры дающей –З и принимающей – Р. Дающая находится на привилегированном положении. Есть опасность потерять свое нац лицо. 2 Происходит актуализация русской культурой своей древности – середина 18 столетия. Создается Академия наук, Московский универ, гос театр. Екатерина 2 положила начало сатирическим журналам, формируются литературные институты. Карамзин, Фонвизин утверждают самодостаточность Р к. Сатира высмеивает человека, теряющего нац черты, слепо следующего иностранному влиянию. 3 Пушкинская и постпушкинская эпоха. Культуры дающая и воспринимающая меняются местами. В первую очередь, это русский роман – он более всего привлекает З и составляет нац гордость.

Периодизация: 1) конец 17-первая четверть 18 – петровская эпоха. Самая безлитературная. Всего 4% худ. произведения. Это больше агитационная эпоха. Л-ра на задворках. Эта л-ра идет под знаком барокко, но уже вызревают черты предклассицизма. 2) 30-50 годы 18 века – утверждение и расцвет классицизма. Тредиаковский, Сумароков, Ломоносов. 3) 60-70 г – развитие классицизма в его просветительской и сентименталистской стадиях. 4) 80 – начало 1800 годов. Эпоха чувствительности – утверждение и расцвет предромантизма. важное время в развитии л-ры – здесь происходит самая масштабная эстетическая революция – переход от традиционализма и индивидуализму, персональному авторству. Перестраивается худ сознание.





Классицизм как литературное направление: истоки, философия и поэтика. Национальное своеобразие русского классицизма. Эпистолы Сумарокова о русском языке и стихотворстве. Теория «трех штилей» Ломоносова.

Иногда всю л-ру 18 века представляют под знаком классицизма. Классицизм разился во Франции в середине 17 века – это царствование Людовика 14, период централизованной монархии.. К – это искусство объединения всевластного государства, поглощающего личность (Г.А. Гуковский, 30-е г). В России предпосылки для К стали складываться в петровскую эпоху, когда встал вопрос о централизации. К можно определить как стиль эпохи абсолютизма. Философские источники К: рационалистическая метафизика Декарта – с ней связан 1 этап развития К, 2 этап связан с Вольтером – это уже эпоха просветительства. Русский К (РК) вобрал в себя обе стадии фр. К. Синкретический вариант К, наложение, диффузия эстетических идей. Рационализм и просветительство проповедовали культ разума (тело, душа, дух). Душа занимает серединное положение и часто разрывается между телом и духом. Классицисты заменили высшую субстанцию «дух» на разум. К – искусство разумной дисциплины человека. К в какой-то мере реакция на европейский ренессанс, который разнуздал человеческие страсти, раскрепощал. К пытался упорядочить, поставить чела на место. Разум был дисциплинирующей силой. Стоит только отключить разум и рождается чудовище, отсюда культ гражданской добродетели в К. Но в России не было ренессанса, поэтому РК взял на себя еще и его функции. Конфликт РК – тираноборческий, отстаивание персоналистического чувства свободы от тиранистических посягательств, а совсем не в борьбе распущенности и долга. Основной конфликт К трансформируется на русской почве. К – подражание классическим образцам, вторая по счету (после ренессанса) рецепция античности. К – искусство жанровых канонов, персонифицированных неким автором. Николя Буало – теоретик и практик К, «Искусство поэзии», 1674 г. Единство действия, времени, места и единство слога. Жанровая система К иерархична, упорядочена по трем стилям, которые разработал Л (цитатник!). В России теория предшествовала практике. 1747 г – написание двух эпистол Сумарокова: «Письмо о русском языке» и «О стихотворстве». В 1771 он соединяет их в «Наставление хотящим быть писателем». Это первые пограничные документу РК, вольное подражании Буало, но Сумароков начинает с проблемы языка, т к в России не сложился лит язык. Нужно было сформировать единый нормативный лит язык. С дает характеристику риторского стиля, жанров, рекомендует писателю читать церковные книги. Наряду с величественными жанрами – одой и трагедией – С выдвигает жанры интимно-лирические, салонные, комические. В целом он дает 14 жанров, но он не так строг, как Буало. Демократизация жанровой системы. Жанры расставлены в странной последовательности: начинает не с героической оды, а с идиллии и элегии. На 14 месте – песня, Буало же вообще игнорирует этот жанр. С внимательно относится к демократическим, фольклорным жанрам. С также формирует требование рационалистической простоты стиля. Во 2 эпистоле С называет 34 имени, на которые должны равняться современные авторы: здесь и Ювенал, и Гомер, и Шекспир. РК можно определить как искусство дворян, аристократов. Дворяне - основная политическая и культурно – созидающая сила России. Среди литераторов дворян больше 70%. К разрушается от вхождения в л-ру народного, лакейского духа. Классицисты – Ломоносов, Сумароков и их последователи Херасков, Майков, Богданович.

8. Характеристика лирических и сатирических жанров в поэзии Сумарокова.

Пушкин: «Сумароков привил уважение к стихотворству и стихотворцам». Лирика. В своей лирике С стремится дать обобщенный анализ человека . Он дает изображение любви в чистом виде, без примеси «случайных» обстоятельств. Нет индивидуальных характеристик любящего, есть только чувство. В лирику С нет доступа фактам, событиям подлинной жизни, никакие детали быта не проникают в нее. Психологическая содержательность любовных песен и элегий велика. Впервые С создал язык любви, язык чувства вообще, анализ человеческих переживаний. Расцвет элегии связан с именем С. Это жанр пограничный между лирикой и дидактикой. С создал риторическую элегию, которая уже напоминает лучшие образцы элегий Батюшкова, Жуковского. Элегия предполагает столкновение человека с роком, с судьбой. Чел жизнь подвержена эксцессам. Неожиданным поворотам судьбы, случайностям и посвящены элегии С. Он затрагивает и тему печали, отчаяния человека вследствие разлада героя со средой. Значительный раздел его лирики – это переложение псалмов (153 стихотворения). Его псалмы – это лирические песни о человеке, изнемогающем под бременем жизни и ненавидящем порок. Как известно, С активно работал в жанре песни. Он написал где-то 150 текстов. Песни имели большой успех и пелись всеми. каждая песня – свернутая драматическая ситуация. С показал широчайшие возможности тонического стиха. Его песни – лаборатория русского стиха, где он дает всевозможные ритмические комбинации. Он строит строфы из стихов различных размеров и их сочетаний. В результате – исключительное богатство и разнообразие ритмики, напева стиха. В песнях С побеждает не разум, а сердце, не долг, а страсть. Оды. С пишет торжественные оды умеренного образца, более короткие, чем у Л. От С начинается масонская поэзия, отсюда любовь к духовной оде, которая граничит с философией, с жанром молитвы. С обращается и к такой жанровой форме, как стансы – предусматривает последовательность законченных строф (закончены тематически и композиционно). Это жанр философский. «Стансы граду Сибирскому на Пугачева».

С выходит и к сатирической теме. Темперамент подталкивает его стать первым лит пародистом. Басни. Всего их 374. С открыл жанр басни для русской л-ры. Он индивидуализировал характеры басен за счет введения образа автора, рассказчика. Злободневны, направлены на осмеяние конкретных неустройств русской общественной жизни. Часто это маленький очерк или фельетон, остроумная, сатирическая сценка. Все русское общество – русские бюрократы, взяточники, вельможи и, конечно же, дворянство. Он дает множество зарисовок быта, схватывая смешные детали. Отличаются необыкновенной живостью – это документ времени. Тенденция к разоблачению приводила к резкости стиля, к грубости нападок, к языку живому, яркому, близкому к просторечию. Фамильярные интонации. Чаще это игривый рассказ без дидактики. Есть варианты философских, лирических притч. притчи –эпиграммы («Посол-осел). Сатиры. Злой и едкий сатирик. 10 сатир. Декламационный х-р, утверждают идеалы, дидактические послания. самая яркая – «Наставление сыну» - монолог комедийного сатирического персонажа. Отец на смертном одре наставляет сына. 1763 – С сочиняет текст к шоу коронации Екатерины. С сочинил хоры – цикл. Начинается с хора сатир, высмеивающих пороки. Это не было допущено цензурой. Ведь С обрушивается на порядки в России, сравнивает ее с «за морем». Выпад против российского хамства. Эпиграммы – коротенькие новеллы или зарифмованные анекдоты, или же просто остроумное рассуждение поэта на жизненные темы. Это забавные карикатуры на быт, на социальные беды дворянства. Пародии – Вздорные оды.

Феномен л-ры 18 в. Своеобразие культурного диалога России с Западной Европой. Периодизация историко-литературного процесса 18 в.

Век экспериментов в л-ре. Появляются новые жанры. Век теоретически озабоченный. Доклассический этап, но это подготовительный этап. Пушкин-завершение века 18. Без 18 не было бы золотого века русской л-ры. Пушкин: «роковое предназначение 18 в». Радищев: «столетие безумно и мудро». То, что посеял 18, давало всходы в 19. 18 посеял просветительскую философию, социальные, нравственные, политические утопии. Р. л-ра начала заявлять о себе как европейская. Встала тогда и проблема национальной идентификации.

Проявилась культурная разнородность. Еще одна важная задача – культурный диалог. Любая культура живет в диалоге. В первую очередь, для р. культуры это диалог с З/Е. Культурный диалог имеет свои механизмы и стадии. Кд – это по сути решение национального самосознания. Чужая культура выступает не в виде к-то внешнего фактора, а в виде фермента для развития нац. культуры. Страна училась у Запада, но не теряла своего национального лица. Не было простого подражания З, его повторения. Была задача построить свою собственную культуру, такую, которая усвоила бы все лучшие достижения З. У России были свое слово, свое лицо, склад мысли, задачи. Ей нужна была культура общеевропейского типа и в то же время русская культура. Стадии: 1 четкое размежевание функций культуры дающей –З и принимающей – Р. Дающая находится на привилегированном положении. Есть опасность потерять свое нац лицо. 2 Происходит актуализация русской культурой своей древности – середина 18 столетия. Создается Академия наук, Московский универ, гос театр. Екатерина 2 положила начало сатирическим журналам, формируются литературные институты. Карамзин, Фонвизин утверждают самодостаточность Р к. Сатира высмеивает человека, теряющего нац черты, слепо следующего иностранному влиянию. 3 Пушкинская и постпушкинская эпоха. Культуры дающая и воспринимающая меняются местами. В первую очередь, это русский роман – он более всего привлекает З и составляет нац гордость.

Периодизация: 1) конец 17-первая четверть 18 – петровская эпоха. Самая безлитературная. Всего 4% худ. произведения. Это больше агитационная эпоха. Л-ра на задворках. Эта л-ра идет под знаком барокко, но уже вызревают черты предклассицизма. 2) 30-50 годы 18 века – утверждение и расцвет классицизма. Тредиаковский, Сумароков, Ломоносов. 3) 60-70 г – развитие классицизма в его просветительской и сентименталистской стадиях. 4) 80 – начало 1800 годов. Эпоха чувствительности – утверждение и расцвет предромантизма. важное время в развитии л-ры – здесь происходит самая масштабная эстетическая революция – переход от традиционализма и индивидуализму, персональному авторству. Перестраивается худ сознание.



Наши рекомендации