Женские образы в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон»
Роман-эпопея М. Шолохова "Тихий Дон" рассказывает нам о сложном, переломном времени в истории России, когда рушился многовековой уклад жизни, жизнь человека обесценивалась. Война и революция по-своему отразились на судьбах всех героев романа, но особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин.
С большой любовью и теплотой нарисован в романе образ матери — Ильиничны. Возвышенная нравственная красота и мудрость чувствуются и в ее словах, и в поступках. Заботливые и нежные руки Ильиничны никогда не устают, все умеют. Эта сильная и решительная пожилая женщина умеет беззаветно любить и мужественно преодолевает испытания, выпавшие на ее долю. Она готова жертвовать собой, лишь бы облегчить жизнь детям и домочадцам, оградить их от неприятностей и необдуманных поступков. Так, убедившись в том, что ее дочь Дуняша любит Михаила Кошевого, убившего ее старшего сына Петра, Ильинична сумела побороть неприязнь и принять еще недавно бывшего ей ненавистным чужака. Чтущая традиции и глубоко привязанная к корням донского казачества, Ильинична обладает способностью трезво мыслить и критически оценивать происходящее. Образ этой мудрой и заботливой женщины выступает в романе символом материнства.
Во многом похожа на Ильиничну Наталья. Она верная жена и очень заботливая мать, работящая, терпеливая, отзывчивая, доброжелательная, умеющая прощать. Беззаветно любя мужа, Наталья понимает, что его сердце привязано к другой женщине, но она молча страдает, не жалуясь никому. Самоотверженно несет она свой крест, дожидаясь возвращения непутевого мужа. Наталья — натура прямая, она не умеет ни обманывать, ни лицемерить. В отчаянии она пыталась покончить жизнь самоубийством, но, оставшись после этого калекой, не сломалась, не сдалась, сумела вернуть самообладание и решительность. Трагично заканчивается жизнь Натальи, которая, не выдержав метаний мужа, решается уйти от него и избавиться от его ребенка. Сделав неудачный аборт, она погибает от потери крови в расцвете лет, но и умирая, ни на кого не держит зла, прощает Григорию и его измены, и упреки.
Поражает своей внешней и внутренней красотой copyright ALL Soch .ru 2001-2005 и Аксинья. У нее "точеная шея", "пушистые завитки волос", "зовущие губы". Это натура страстная, пылкая. Любовь к Григорию озарила ее безрадостную жизнь. Зная, что и Григорий ее любит, Аксинья готова нарушить все правила, установленные жизнью, ее не пугает ни общественное мнение, ни побои нелюбимого, пьющего и гулящего мужа. Независимая и свободолюбивая, Аксинья всюду готова следовать за Мелеховым, не раздумывая, разделить с ним и радости, и печали. Ни позор, ни осуждение не останавливают ее. Любовь стала для этой женщины путеводной звездой,
способной провести через боль, страдания и трудности жизненного пути. Все, что касается Григория, дорого ей, и поэтому она после смерти Натальи оказывается рядом с ее детьми, заменяет им мать.
Совсем другой предстает перед нами жена Петра Мелехова Дарья. Эту вызывающе красивую, стройную женщину на хуторе вполне оправданно считали гулякой. Веселая и жизнелюбивая, Дарья любила нравиться мужчинам, в работе же была ленива, предпочитая ей застолья, посиделки. Дарью, конечно, нельзя назвать черствой и бездушной, но в те моменты, когда натура ее раскрывается в полной мере, понимаешь, что в Дарьином сердце нет места ни жалости, ни состраданию. Лишь перед смертью Дарья осознала, что шла по неверному пути: "Жизню прожила и была вроде слепой, а жизнь... господи, красота-то какая!"
Строптивой и гордой казачкой выросла и самая младшая из Мелеховых — Дуняша. Ей тоже приходится пережить душевную драму. Она любит Михаила Кошевого, который, став большевиком, безжалостно убил сдавшегося в плен красным Петра Мелехова — брата Дуня-ши. Но, несмотря на угрозы со стороны своей семьи, девушка остается верной чувству и выходит замуж за Кошевого.
Внимательно наблюдая за женскими судьбами в романе, понимаешь, что нет здесь ни одной абсолютно счастливой — суровое время отразилось на жизни женщин болью, страданиями, лишениями. И все же образы казачек заражают нас своим оптимизмом, жизнелюбием, терпением и великой способностью мужественного преодоления трудностей.
44. Любовная лирика Анны Ахматовой
Сразу же после выхода первого сборника "Вечер" в русской литературе произошла своеобразная революция - появилась Анна Ахматова. Что же революционного было в появлении Ахматовой? Во-первых, у неё практически не было поры литературного ученичества; после выхода "Вечера" критики сразу поставили её в ряд русских поэтов. Во-вторых, современники признавали, что именно Ахматовой "после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов". До Ахматовой история знала многих женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения.
Её, как никому, удалось раскрыть самые заветные глубины женского внутреннего мира, переживаний, состояний и настроений. Для достижения потрясающей психологической убедительности она пользуется ёмким и лаконичным художественным приёмом говорящей детали, которая становится для читателя "знаком беды". Это детали одежды (шляпа, вуаль, перчатка, кольцо и т.п.), мебели (стол, кровать и пр.), меха, свечи, времена года, явления природы (небо, море, песок, дождь, наводнение и т.п.), запахи и звуки окружающего, узнаваемого мира. Ахматова утвердила "гражданские права" "непоэтических" обыденных реалий в высокой поэзии чувств. Глубина чувств и размышлений лирической героини получает дополнительную художественную убедительность и почти зримую достоверность. Многие лаконичные детали Ахматовой-художника стали общепризнанными формулами, афоризмами, выражающими состояние души человека. Это и надетая на левую руку "перчатка с правой руки", и ставшее пословицей "Сколько просьб у любимой всегда! // У разлюбленной просьб не бывает", и многое другое.
Ахматова воздает должное высокой общечеловеческой роли любви, её способности окрылять любящих. Когда люди попадают под власть этого чувства, их радуют мельчайшие повседневные детали, увиденные влюблёнными глазами: липы, клумбы, тёмные аллеи, улицы и пр. Меняют свою эмоциональную окраску даже такие постоянные в мировой культуре "знаки беды", как "резкий крик вороны в небе чёрной, // И в глубине аллеи арка склепа", - они тоже становятся в ахматовском контексте контрастными знаками любви.
И всё же ахматовская любовная поэзия - прежде всего лирика разрыва, завершения отношений или утраты чувства. Почти всегда её стихотворение о любви - это рассказ о последней встрече ("Песня последней встречи") или о прощальном объяснении, все психологические грани разлуки нашли воплощение в ахматовской лирике. Не случайно Мандельштам возводил истоки её творчества не к поэзии, а к психологической прозе XIX века.
Именно Ахматовой удалось дать любви "право женского голоса" и воплотить в лирике женские представления об идеале мужественности, представить, по словам современников, богатую палитру "мужских обаяний" - объектов и адресатов женских чувств.
45.Система образов в романе-эпопее Шолохова «Т.Д»
Судьбы героев произведения «Тихий Дон» даны как часть единого целого, но при этом каждый человек у писателя сохраняет неповторимость личности и жизненного пути. Прошлое, настоящее и будущее народа, история и судьба интереснейшей части его — донского казачества — вот тема романа, центр раздумий писателя. На примере одной семьи разворачивается повествование о том, как сплавляется и переплетается жизнь отдельного человека, семьи, хутора с жизнью страны. Волей истории мелеховский хутор оказывается в центре событий, определяющих будущее не только их семьи, но и всей России на много лет вперед. Символично то, что именно через мелеховский хутор проходит линия обороны в Гражданскую войну. Его занимают то красные, то белые, и это сходно с метаниями и поисками одного из героев, Григория Мелехова, который ищет и не может найти правду ни у тех, ни у других.
Настоящие казаки, гордость и сила казачества — таковы Мелеховы. Здоровый, красивый, полный жизни глава семьи Пантелей Прокофьевич не столько умом, сколько душой понимает ценность дома, очага, старого теплого быта. Он изо всех сил старается удержать то, что соединяет семью, сохранить опору в круговерти страшных событий. Но трагедия происходит. Дом рушится, место, где живут самые близкие люди, создающее чувство защищенности, стало чем-то нереальным, невозможным. Линия обороны, линия разлома прошла через страну, расколов друзей, родных, разбросав их по разные стороны фронта.
Сыновья Пантелея Прокофьевича так же привязаны к родному дому. И тем трагичнее их судьба, заставившая пережить крушение идеала семьи, где все стоят друг за друга. Поиск правды — удел немногих, такие люди не могут плыть по течению. Они должны самостоятельно сделать выбор. Их жизнь тяжелее, а судьба безысходнее, чем у остальных. И это Шолохов показал на примере центрального героя романа — Григория Мелехова. Мелехов — правдоискатель. В начале романа мы видим счастливого, самодостаточного человека, яркого, блестящего представителя настоящего казачества. Григорий Мелехов счастлив, он с упоением отдается любому занятию. Он прирожденный наездник, воин, сельский труженик, рыбак, охотник. Донская жизнь отдает ему лучшее, он идеально вписывается в нее. Война 1914 года поначалу кажется ему только временем высшей реализации, тяга к воинской славе в крови у казачества. Но реальность войны такова, что человек думающий и чувствующий не может смириться с бессмысленной жестокостью, нелепостью, ненужными и страшными человеческими жертвами, насилием. Григорий Мелехов ожесточается.
События 1917 года поначалу дают многим надежду на новую точку отсчета, новую истину. Меняющиеся ценности, политические и нравственные, не дают надежного ориентира. Шолохов показывает, как поначалу Григорий увлекается внешней стороной революции, ее лозунгами. Он идет воевать на стороне красных. Но опять сталкивается с бессмысленной жестокостью и теряет веру. Когда красные приходят на Дон и начинается массовое уничтожение казачества, Григорий Мелехов сражается с ними. Он видит жестокость и белых, и большевиков, он приходит к выводу, что «все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества». Отчаявшись найти правду, Мелехов заглушает душевную боль пьянством, беспорядочными женскими ласками, бессмысленной жестокостью. Писатель возвращается к мысли, что важнейшее в человеке — его корни. В самое черное время Григорий Мелехов живет любовью к родной земле, к отчему дому, семье, и судьба вознаграждает его. Он получает то единственное, что ему осталось в жизни: возможность постоять на пороге родного дома, подержать на руках сына.
Судьба народная в «Тихом Доне» страшна и величественна. Шолохов сумел рассказать о людях с непростыми характерами, тяжелой жизнью так, что мы не просто сопереживаем им, мы верим необходимости нравственных поисков, вместе с героями начинаем понимать всю фальшь готовых ответов на вопрос: в чем правда, в чем смысл человеческого существования.
Действие в романе развивается в двух планах — историческом и бытовом, личном. Но оба эти плана даны в неразрывном единстве. Патриархальная идиллия мелеховской юности разрушается в плане личном — его любовью к Аксинье, в плане социальном — столкновением Григория с жестокими противоречиями исторической действительности. Органична и развязка романа. В плане личном — это смерть Аксиньи. В плане социально-историческом — это разгром белоказачьего движения и окончательное торжество советской власти на Дону.
Григорий Мелехов — одаренный сын народа. Прежде всего он честный человек — даже в своих заблуждениях. Он никогда не искал собственную выгоду, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий Мелехов немало пролил крови. Вина его несомненна. Он сам осознает ее.
Но к Григорию Мелехову нельзя подходить однозначно. Нельзя не заметить, что он впитал в себя целый ряд народных традиций: тут и кодекс воинской чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости определили поведение Григория Мелехова во всех жизненных обстоятельствах.
Воплощением народной нравственности и нерушимых жизненных устоев являются в романе Ильинична и Наталья. Ильинична — хранительница семейного уклада. Она утешает своих Детей, когда им плохо, но она же сурово судит их, когда они совершают неправедные поступки. Страдает от нелюбви Григория Наталья, и ее страдание отмечено высокой нравственной чистотой.
46. Любовная лирика Сергея Есенина
Стихотворения Есенина полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он эмоционально и так звонко передать. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества.
Сам Есенин говорил: "Обратите внимание, что у меня почти совсем нет любовных мотивов... Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве".
Бытует мнение, что любовная лирика Есенина изолирована от эпохи, лишена каких-либо примет времени, что в ней нет связи с общественной биографией порта, а есть связь лишь с фактами узколичными. На самом деле, его любовная лирика никогда не была оторвана от общих настроений и размышлений, владевших поэтом, она всегда была обусловлена его общественными взлядами, которые властно накладывали свой отпечаток на его стихи самого интимного содержания.
Цикл стихов Есенина 1921 - 1922 гг. "Москва кабацкая" отмечен печатью мучительного внутреннего состояния автора, переживавшего тогда тяжелый духовный кризис, который был следствием раздвоенности поэта, еще не сумевшего понять характер и содержание новой впохи. Эта растерянность, подавленное состояние, пессимистические мысли накладывали тогда трагический отпечаток на любовную лирику порта.
К началу 1923 года становится заметным стремление Есенина выйти из того кризисного состояния, в котором он оказался. Постепенно он обретает все более твердую почву, глубже осознает советскую действительность. Это в сильнейшей степени отразилось не только в политической, но и в любовной лирике поэта. Именно к 1923 году относятся его стихи, в которых он впервые пишет о настоящей, глубокой любви, чистой, светлой и подлинно человеческой, например «Заметался пожар голубой».
Самое яркое свидетельство новых, более глубоких, светлых чувств и мыслей поэта - цикл стихотворений "Персидские мотивы" (1924 - 1925), в основе которого лежит тема любви. Эти стихи были написаны Есениным во время пребывания в Баку, где он всегда хорошо себя чувствовал и много писал. Может сложиться ощущение, что Есенин писал стихотворения в Персии. Это не так, несмотря на то, что он действительно собирался туда поехать. Лирика этих стихов пронизана чувством любви к жизни. Для нее характерно оптимистическое восприятие мира.
В "Персидских мотивах" нет и следа натуралистических деталей, которые присутствуют в цикле "Москва кабацкая". Теперь в лирике Есенина любовь это не "чувственная дрожь", не "вспыльчивая связь". Поэтизация чувства любви является наиболее характерной особенностью "Персидских мотивов». Здесь можно заметить, что Есенина интересовал не восточный орнамент сам по себе, а чувства, мысли и настроения восточной поэзии. Поэтому в "Персидских мотивах" нет навязчивой перегрузки экзотическими приметами Востока. Поэт называет восточные города и имена, упоминает бытовые детали, рисует восточный пейзаж. Все это придает стихам характерный колорит. Еще одна особенность "Персидских мотивов": они обращены не к прошлому, а к настоящему.
"Персидские мотивы" - это дружеская встреча поэта с Востоком. Он проявляет живой интерес к его людям обычаям, поэзии, ко всему новому и незнакомому для него. Поэт предполагает и обратный интерес, он охотно рассказывает о России. Во всем цикле преобладает атмосфера сердечной дружбы с людьми Востока, как в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!».
Одна из характернейших особенностей лирики Есенина - ее монологичность. Напевность - такова еще одна особенность есенинской лирики.
47. Общественно-культурная жизнь России на рубеже 19-20-го веков. Философская доминанта начала века
Уже в конце 19 века непосредственное религиозное познание было подточено и заметно ослаблено. Катастрофизм русской жизни начала 20 века усугублялся двумя моментами: 1) Не было достигнуто массовое благосостояние; 2) Не было выработано национальной идеи.
Общественно-политическая и духовная жизнь России этого времени характеризуется противостоянием различных идеологий: позитивизма, марксизма, теории малых дел, идеалистической философии Ницше, либерализма, декаданства, богоискательства и т.д.
Все социальные процессы в разной степени отразились в литературе, явившейся верным или кривым зеркалом эпохи.
«Закат Европы» - работа Шпенглера, где культуру он отождествляет с человеческим телом, а значит она смертна.
8 культур: индийская, вавилонская, арабская, западная, мексиканская, египетская, античная.
48. Антитеза 2-х миров в стихотворении Блока «Скифы»
Контрастность является основой композиции многих стихотворений Блока. Редчайшим контрастом начинается и одно из самых последних стихотворений – «Скифы» (1918):
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
«Мильоны» и «тьмы», «мы» и «вы» – предельно резкое противопоставление. По этому принципу построена вся поэма. Художественная идея нашла воплощение в ярких образах: нового мира – России и старого мира – Европы, которая, по Блоку, уже перестала быть хранительницей культуры и прогресса.
С поэтикой контраста связана и символика цвета в творчестве Блока. В его стихотворениях соседствуют два контрастных цвета – черный и белый, с помощью которых поэт передает свое ощущение противоречивости бурной и трагической эпохи:
За море Черное, за море Белое,
В черные ночи и белые дни.
Чем ночь белее, тем чернее злоба.
Все они свидетельствуют о стремлении поэта как бы столкнуть между собой крайние, полярные друг другу стороны тех явлений, о которых он говорит.
49. Тема любви в цикле Бунина «Тёмные аллеи»
Теме любви И. А. Бунин посвятил значительную часть своих произведений - от самых ранних до последних. Сборник “Темные аллеи” стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви. Он видел ее повсюду, поскольку для него это понятие было весьма широким.
“Темные аллеи” — произведение многоликое, разноплановое. Бунин показывает человеческие отношения во всех проявлениях: возвышенная страсть, вполне заурядные влечения, романы “от нечего делать”, животные проявления страсти. В свойственной ему манере Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже самых низменных человеческих инстинктов. Как истинный мастер Слова, всегда точно передает все оттенки чувств и переживаний. Он не обходит стороной никакие стороны человеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчивания каких-то тем. Любовь для писателя — чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу.
Обнаженное женское тело нередко предстает в рассказах Бунина. Но и тут он умеет найти единственно верные выражения, чтобы не опускаться до обычного натурализма. И женщина предстает прекрасной как богиня, хотя автор далек от того, чтобы закрывать глаза на недостатки и чересчур романтизировать обнаженную натуру.
Образ женщины — вот та притягательная сила, которая постоянно влечет Бунина. Он создает галерею таких образов, в каждом рассказе — свой. Простая девушка из деревни в рассказе “Таня” так же прекрасна, как яркая испанка из “Камарга”. Обращается писатель и к судьбам падших женщин, они для него не менее интересны, чем дамы, соблюдающие приличия. Любовь уравнивает всех.
Удивительно, что действие рассказа может длиться очень короткое время. В нескольких рассказах Бунин просто описывает случайно увиденных в вагоне поезда женщин. И это не менее интересно, чем если бы происходило какое-то действие. Образы яркие, сразу впечатываются в память. Это характерно для Бунина. Все образы восхищают, кажется, что автор влюблен в каждый из них.
Мужские образы в рассказах Бунина несколько затемнены, размыты, характеры не слишком определенны. Это и не важно. Гораздо нужнее для писателя разобраться, какие чувства испытывают эти мужчины, что толкает их к женщинам, почему они любят их. Читателю не обязательно знать, каков тот или иной мужчина, как выглядит, какие у него достоинства и недостатки. Он участвует в рассказе постольку, поскольку любовь — это чувство двоих.
Бунин стремится в своих рассказах остановить мгновение, продлить цветение шиповника, ведь опадение цветов неизбежно.
В сборнике “Темные аллеи” вы не встретите ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Влюбленных разлучают либо родные, либо обстоятельства, либо смерть. Создается впечатление, что смерть для Бунина предпочтительнее, чем долгая семейная жизнь бок обок. Он показывает нам любовь на ее пике, но никогда — при угасании, поскольку угасания и не бывает в его рассказах. Лишь мгновенное исчезновение яркого пламени волею обстоятельств.
50.Общая характеристика творчества А. Толстого
Алексей Николаевич Толстой (1883 - 1945) – русский писатель, поэт, родился в Николаевске Саратовской области в семье графа.
Первое образование в биографии Толстого Алексея Николаевича было получено дома. Затем после переезда в Самару обучается в училище. Далее в жизни Толстого было получено образование в Петербургском технологическом институте.
В это время написаны первые стихи Толстого. Оставив институт, посвящает себя литературе. Дебют в печати начался с книги Толстого «За синими реками». На раннее творчество Толстого оказали влияние произведения Горького, Некрасова, Волошина.
Во время Первой мировой войны в своей биографии Алексей Николаевич Толстой был корреспондентом на фронте. Произведения Толстого того времени отражали военную ситуацию («Подводой», «На горе»).
После революции занялся изучением образа Петра I. В 1918 году переезжает в Одессу, затем в Париж, Берлин. Вдалеке от родины написаны произведения Толстого «Детство Никиты», «Аэлита», «Черная пятница».
После возвращения в СССР в биографии Алексея Толстого издана трилогия «Хождение по мукам»и «Петр Первый». Над историческим романом «Петр Первый» писатель трудился 16 лет.
Алексей Николаевич Толстой — один из интереснейших художников двадцатого века. Свое крупнейшее произведение — трилогию “Хождение по мукам” он стал писать в двадцатые годы, находясь в эмиграции.
Это исповедь художника перед самим собой, перед своим народом. В основе сюжета — судьба сестер Булавиных, Екатерины Дмитриевны и Даши, история их любви, радостей и огорчений.
Философия личного счастья дана в романе в любви Кати к офицеру Рощину и Даши — к инженеру Телегину.
Но вот в их маленький эгоистический мирок входят события крупного, исторического масштаба — первая мировая война и начало революции, — те события, которые опрокинули вместе со всем привычным укладом буржуазного существования и собственные представления героев о смысле жизни.
Алексей Николаевич Толстой — выдающийся русский писатель. Его произведения “Хождение по мукам”, “Петр Первый” получили широкое признание. Многое сделано писателем и в области научно-фантастического романа. Романы “Аэлита” и “Гиперболоид инженера Гарина” положили начало русской научно-художественной фантастике.
Социальная тема научно-фантастических произведений Толстого порождена реальными фактами исторической действительности. Еще в начале двадцатых годов писатель проницательно рассмотрел зарождающийся фашизм — наиболее реакционную, открыто террористическую форму диктатуры плутократии, направленную на подавление освободительного движения трудящихся.