Культурная атмосфера оттепели

Общественно-политическая ситуация в стране: от доклада Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС до ввода русских войск в Чехословакию.

Перелом в сознании общества: от убежденности в незыблемости советской системы к утрате надежды на построение справедливого государства при тоталитарном режиме.

«Первое» возвращение к читателям произведений Цветаевой, Булгакова, Олеши, Мандельштама и других «запрещенных» поэтов и писателей. «Приоткрытие» «железного занавеса»: знакомство с лучшими произведениями зарубежной литературы (Хемингуэя, Фолкнера, Камю, Сартра).
Творческий подъем в различных видах искусства: театре, кино, музыке, изобразительном искусстве. Театр «Современник» О. Ефремова. Спектакли А. Эфроса, Г. Товстоногова, Н. Любимова. Фильмы «Иваново детство» и «Андрей Рублев» А. Тарковского, «Летят журавли» М. Калатозова, «Гамлет» Г. Козинцева. Фильмы И. Таланкина и Г. Данелия, Л. Кулиджанова, Э. Рязанова. Музыка Д. Д. Шостаковича, А. Шнитке.
Противоречивость и неоднозначность явлений политической и общественной жизни страны. Деятельность А. Т. Твардовского как главного редактора журнала «Новый мир». Журнал «Юность» (главный редактор В. Катаев). Возникновение самиздата. «Возобновление» публицистического жанра. Лиризм прозы и драматургии периода «оттепели». Расцвет «неофициальной» литературы.

Поэзия.Новое поэтическое поколение — поэзия шестидесятников (А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского): правдивость, экспрессивость, «оголенность» чувств, близость к традициям В. Маяковского, относительное понимание свободы поэтами. Поэзия шестидесятников как яркое выражение нового мироощущения человека периода «оттепели». Особость гражданской позиции и характер лирического творчества («песенок») Булата Окуджавы. Своеобразие лирической интонации Б. Ахмадулиной. Прослушивание записей стихотворений в исполнении авторов, песен Окуджавы.
Поэмы А. Твардовского «Василий Теркин», «Теркин на том свете», «Дом у дороги», «За далью даль», «По праву памяти». Трансформация концепции личности «простого советского человека» в произведениях Твардовского.
Проза.Поиски «правды жизни» в публицистических произведениях С. Смирнова («Брестская крепость»), В. Овечкина («Районные будни»), рассказы и повести В. Тендрякова («Падение Ивана Чупрова», «Кончина»).
Раскрытие национального характера, психологизм повествования, отсутствие тенденциозности, свойственной канонам соцреализма, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Образ героя в произведении М. Шолохова, в фильме С. Бондарчука в контексте произведений искусства тех лет (рассказ Э. Казакевича «При свете дня», фильм Г. Чухрая «Баллада о солдате»). Произведение Шолохова как возвращение русской литературы к теме вечных человеческих ценностей. Жанр «монументального рассказа» в русской литературе последующих десятилетий.
Повести П. Нилина «Жестокость» и Ч. Айтматова «Джамиля»: противоречия между жизнью и установившимися догмами, которые обнаруживают герои произведений, специфика авторского повествования. «Рефлектирующий герой» в «исповедальной прозе» А. Гладилина, А. Кузнецова, В. Аксенова. «Производственные романы» Д. Гранина, В. Попова. Уклонение от канонов сложившегося советского жанра «производственного романа». Роман В. Дудинцева «Не хлебом единым» как «ревизия» соцреалистической идеологии. Конфликт в романе «Жизнь и судьба» как «спор между победившим народом и победившим государством», «соотношение тяжести хрупкого человеческого тела и колоссального государства» (В. Гроссман).
Фронтовая лирическая повесть (Г. Бакланов, Ю. Бондарев, К. Воробьев). Трилогия К. Симонова «Живые и мертвые». Великая Отечественная война в русской литературе в контексте «становления темы» (40—80-е гг.).
Рассказы А. Солженицына «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича». Лагерная проза В. Шаламова. Сопоставление авторских позиций Шаламова и Солженицына в раскрытии «лагерной темы». Роман А. Солженицына «В круге первом» как острая полемика с канонами соцреализма.
Лирические дневники В. Солоухина («Владимирские проселки»), О. Берггольц («Дневные звезды»), Ю. Смуула («Ледовая книга») как исповеди об открытии других истин, другой жизни.
Драматургия.Развитие жанра мелодрамы в советской драматургии. Драматизм повседневности, тонкий лиризм, раскрытие внутреннего мира героя, «спрятанного» за стандартными формулами жизни советского человека, выражение романтического мироощущения молодежи 60-х гг. в пьесах А. Володина «Пять вечеров», В. Розова «В добрый час», А. Арбузова «Иркутская история», Э. Радзинского «104 страницы про любовь». Просмотр отрывков из спектаклей, знакомство с театральными рецензиями тех лет.





Футуризм и Маяковский

Маяковский (1893-1930)

Он жил и творил в эпоху, когда русская поэзия находилась в состоянии активных поисков нового художественного языка, новых образов, интонаций, ритмов. Это было обусловлено тем, что сама реальность в ХХ веке стремительно менялась, появлялись новые впечатления, новый темп жизни, грандиозные исторические события – всё это требовало новых форм выражения. В.Маяковский вошёл в литературу как участник группы поэтов – футуристов. В самом названии этого течения выражено стремление к новизне. «Великая ломка, начатая нами во всех областях красоты во имя искусства будущего – искусства футуристов», - не остановится, да и не может остановиться», - так писал поэт в самом начале своего творческого пути. В ранней поэзии, В.Маяковского новаторство чаще всего носило характер открыто политический по отношению к традиционному, привычному искусству. В этом был определённый вызов, желание дразнить, поражать читательскую публику новизной и непривычностью. Сами поэты – футуристы и свой внешний вид делали необычным: разрисовывали лица, вставляли в жилетный карман вместо привычного цветка – морковку. Маяковский в это время носит знаменитую, ставшую фактом истории литературы, жёлтую кофту. Во всём этом тоже был определённый вызов. Но главное новаторство в стихах. В них звучит конфликт поэта и толпы, но он обретает новые формы выражения. Образный строй его стихов раннего периода часто основывается на отрицании принятого понятия о красивом («дряблая луна», «неба свисшиеся губы») и др. Как вызов звучат и названия стихов: «Я и Наполеон», «Себе, любимому, посвящает эти строки автор», «А вы могли бы?» Стихи его ориентированы, с одной стороны, на ораторское исполнение, чтение в большой аудитории. Маяковский вместе с другими поэтами – футуристами много ездил по России с выступлениями, которые нередко заканчивались шумными скандалами, вполне устраивавшими молодых и весёлых поэтов. С другой стороны, ранняя поэзия его имеет зрительную ориентацию, часто в основе её – видимые, близкие к живописи образы, например: начало стихотворения «Ночь»… Очень зримо здесь предстаёт угасание дня и наступление ночи, городской пейзаж с загорающимися окнами домов. Лирический герой раннего Маяковского противостоит враждебному миру, поэтому стихи часто строятся на столкновении, на конфликте. Необычен и масштаб лирического переживания, он огромен, близок к космическому. Поэт находит различные формы выражения своего одиночества, непонятности, трагичности. Поиски в области художественного языка продолжались в его произведениях всю жизнь. Не всегда и не во всём они были плодотворны, часто над поэтом в послереволюционный период брал верх агитатор, стих его порой становился примитивным лозунгом. Но поверх всего этого остаётся большой поэт со сложной и трагической судьбой, с большим талантом и вечными поисками нового слова. Маяковскому свойственно своеобразие лексического, словесного строя его стихов. В них звучат необычные сравнения, например, о бурном Тереке сказано: «Шумит, как Есенин в участке». В этом и авторская ирония, и полемический запал, и неожиданность, которая приковывает внимание читателей. Нередко он обращается к сложной метафоре, иногда требующей вдумчивой расшифровки. В основе этой метафоры – сравнение страдающего человека с рыбой, выброшенной на берег из родной стихии, но в целом метафора очень многозначна. В словарном строе поэзии Маяковского много авторских неологизмов, новых слов, придуманных поэтом. Учителем его в этом искусстве был поэт – футурист В.Хлебников.

Он создал свою систему стихосложения – в литературную науку вошло словосочетание «стих Маяковского» со специфическим графическим оформлением в виде лесенки. Большое внимание он уделяет рифмам. Рифмует он самые важные, значимые слова, часто имена собственные, нередко обращается к составной рифме, например, «уме ли» и «умели». Поэт стал классиком стиха с многочисленными последователями.

Одним из высших проявлений связи человека и мира в жизни и творчестве Маяковского является любовь. «Облако в штанах»(1915) несло в себе эмоционально – художественную память о трёх пережитых Маяковским любовных драмах. В течение осени и зимы 1915 года Маяковский работал над новой поэмой «Флейта – позвоночник», продолжившей вслед за «Облаком»… трактовку любви как знамени и знамения нового мира и нового человека. В поэме прозвучал мотив ревности, обусловленный мучительным характером отношений с Л. Брик; трагический накал эмоционально - художественного мироощущения поэта обозначил в поэме лейтмотив всей его дальнейшей жизни и творчества – мотив самоубийства.

Характер творчества Маяковского после Октябрьской революции определяют его слова: «Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал. Всё, что приходилось». В эти годы поэт стремился дать «героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи».

В 1918 – 22 годах он как поэт и художник защищает молодую республику, пропагандирует построение нового государства в «Окнах РОСТА». Работает в рекламе, снимается в фильмах. «Ода революции», написанная к первой годовщине Октября, отразила характерные представления о революционных процессах. Изображение стихийного движения демократических низов общества, сочетающих жестокость, жажду уничтожения всего, что связано с «проклятым прошлым», и крайнюю человечность, романтизируются поэтом, стремящимся осмыслить нравственную суть контрастности «нового мира».

Особое место в творчестве Маяковского начала 20 годов занимает поэма «Люблю», она рисует любовь как всеобъемлющее, светлое, ничем не омрачённое чувство, точнее – мироощущение поэта, откровенное и радостное признание в любви не только к женщине, но и мирозданию в целом. Победившая революция устранила, как полагал в те годы поэт, все конфликты, утвердила любовь как главную идею бытия. По сути поэма – ряд стихотворений, циклизованных на биографической основе. Любовь наряду с природой, искусством раскрывается в поэме как связь героя и мира.

Личная жизнь Маяковского в конце 20 годов отмечена новым любовным потрясением, наполнившим его душу и безмерным счастьем и горечью. Стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой»( оба – 1928г.) автобиографичны, как и всё творчество поэта. «Письма» написаны Маяковским под впечатлением поездки во Францию, в Париж, где он познакомился с эмигранткой из России Татьяной Яковлевой. Красота и молодость девушки восхитили поэта, любовь к ней, осложнённая ревностью, обидой не только за себя, сколько за «Советскую Россию», определили новые размышления «про это» - сущность любви. На его настойчивые призывы стать его женой Татьяна отвечала уклончиво. Оба стихотворных письма написаны в манере прямого, искреннего, доверительного разговора – обращения, монолога, исповеди. Письмо т. Кострову построено как своеобразный разговор в разговоре: лирический герой, обращаясь к «товарищу Кострову», передаёт свои слова, сказанные «красавице»; таким образом, суть этого письма – разговор с возлюбленной, рассказ о себе, силе чувств, его масштабе.

. Последние (1928 -1929 г.) годы жизни и творчества поэта отмечены иным подходом и к советскому образу жизни. В эти годы он создаёт комедии «Клоп» и «Баня» - своеобразные антиутопии, пронизанные сатирическим, доходящим до сарказма изображением «хомо советикуса»в его разновидностях и проявлениях. Эти пьесы – новый вид сатирической комедии. Маяковский сам определил тему п. «Клоп» - как тему борьбы с мещанством, опошление мещанином ценностей революции, её завоеваний. Пьеса «Баня» была поставлена в 1930 году. Идейный замысел, пафос её тоже сатирический. Здесь объектом отрицания становится имитация государственной деятельности одного из высокопоставленных чиновников – Победоносиковым. Социально – политическим разочарованиям Маяковского последних лет жизни сопутствовала личная, тяжело переживаемая им любовная драма, ускорившая в 1930 году развязку предсказанной им самим в начале пути трагедии «собственной жизни и творчества – «точку пули» в конце. Речь идёт о последней любви поэта – В.В. Полонской, с которой поэт связывал ещё одну попытку создать семью, обрести личное счастье.

В последние месяцы жизни он работал над поэмой «Во весь голос», задуманной как подведение итогов жизни, осмысление своего творчества. Он успел закончить только вступление. Композиция вступления – своеобразная цепь проблемно – тематических узлов, лейтмотивов всего творчества поэта, проблем поэта и поэзии, борьбы с обывательщиной и приспособленчеством, утверждения красоты революционного подвига труда. Лирический герой полон спокойного гордого сознания достойно пройденного пути, своей максимальной творческой отдачи тем жизненным целям и ценностям, в которые он искренне верил.

Наши рекомендации