Повторное чтение текста учащимися про себя и деление его на части.

– На сколько частей можно разделить весь текст? Какое заглавие каждой части вы можете предложить?

1) «Вкусный чай».

2) «Вставать до солнца».

3) «Охота» за наблюдениями».

4) «Призыв к молодым друзьям».

V. Подведение итогов урока.

– Что значат слова «природа» и «Родина» для М. Пришвина?

– Родина для человека начинается с песни матери, с картинки в букваре, с березки, растущей рядом с домом. Так и для Пришвина Родина связана с детскими воспоминаниями о деревне. Стремясь еще и еще раз встретиться с радостью, мальчик стал рано вставать. Это вошло в привычку. И, став взрослым, М. Пришвин сознает, как приятно и полезно работать ранним утром. Совершая прогулки, он внимательно смотрит вокруг, изучает природу, радуется новым находкам. Рассказывая об этом, он призывает и нас наблюдать за природой, любить и беречь все живое. Для М. Пришвина слова «природа» и «Родина» неразделимы.

Домашнее задание:подготовить пересказ произведения М. Пришвина «Моя Родина».

Урок 51
и. соколов-микитов. «русский лес»

Цели:развивать мышление, речь учащихся; совершенствовать навык чтения и работы с текстом; прививать любовь к природе, бережное отношение к ней; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: репродукции картин художников на тему «Лес».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ текста учащимися.

2–3 ученика пересказывают текст. Остальные учащиеся класса дополняют и привлекаются к анализу.

Вопросы учителя.

– В чем заключается основная мысль текста М. Пришвина? Ответьте словами из текста.

– С чего началась для М. Пришвина Родина?

– Почему говорят, что охранять природу – значит охранять Родину? (Природа является частью Родины.)

III. Работа по теме урока.

Целевая установка.

– Сегодня мы продолжим разговор о Родине, о природе.

– Кто из вас, ребята, бывал в лесу?

– Чем он нравится вам?

– Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему в лесу нельзя сорить? Почему в лесу надо стараться ходить по тропинкам или дорожкам?

– Итак, сегодня мы узнаем много интересного, а для этого отправимся в лес.

Звучит тихая музыка. Учитель медленно открывает доску, где помещены репродукции картин на тему «Лес». Параллельно учитель читает стихотворение С. Погореловского «Лес»:

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

– Русские писатели любовно называли леса лесными хоромами. Что же представляет собой лес?

Чтение текста И. Соколова-Микитова «Русский лес» учащимися.

Беседа по содержанию текста.

– О каких деревьях вы прочитали? Что нового узнали? Какие еще деревья растут в лесу? Что вы можете рассказать о них?

– Как автор говорит о каждом дереве?

– Какие деревья автор «нарядил» в золотой наряд? Как ты думаешь, почему? (На дубе весной позже всех распускаются почки; в это время обычно дует холодный северный ветер.)

– А в какое время года автор описывает ель? Почему это нельзя определить?

– Как же автор относится к русской природе? Какие слова из текста помогут вам ответить на этот вопрос?

Работа по вопросам учебника.

Вопросы 3, 4, с. 18.

План записывается коллективно. Учащиеся по порядку рассказывают о каждом из деревьев.

Игра «Я – художник».

– «Путешествуя» по лесу, наверное, каждому из вас захотелось нарисовать рисунок, изобразить красивую летнюю полянку с множеством цветов и трав или лес, одетый в белую одежду.

Учащиеся выполняют свои рисунки.

Загадки о лесе.

– Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что если отправиться в лес по загадки? Кто сегодня во время путешествия был самым внимательным? Вот сейчас мы и посмотрим!

1) Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает.

Зимой согревает. (Лес.)

2) Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

(Береза.)

3) Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина.)

4) Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю.

(Ель.)

5) Я на розу так похож,

Разве что не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

(Шиповник.)

6) Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.

(Лиственница.)

– А что вы можете рассказать об этом дереве?

– Различные деревья любимы нами. Вот послушайте, ребята, что о себе в нашем волшебном лесу расскажет лиственница.

Заранее подготовленный ученик рассказывает от лица лиственницы.

– Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю, отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400–500 лет! 25 веков пролежали изделия из лиственницы в алтайских курганах, пока археологи не нашли их. Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы! Древесина ее не гниет, а со временем становится еще тверже и как бы каменеет.

Викторина о лесе.

1) Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

2) Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)

3) Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха и липа.)

4) Почему так говорят: дуб летний, дуб зимний? (Зимний сбрасывает прошлогоднюю листву весной, во время набухания почек, а летний – осенью.)

5) Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

Наши рекомендации