Повторное чтение текста учащимися про себя и деление его на части.
– На сколько частей можно разделить весь текст? Какое заглавие каждой части вы можете предложить?
1) «Вкусный чай».
2) «Вставать до солнца».
3) «Охота» за наблюдениями».
4) «Призыв к молодым друзьям».
V. Подведение итогов урока.
– Что значат слова «природа» и «Родина» для М. Пришвина?
– Родина для человека начинается с песни матери, с картинки в букваре, с березки, растущей рядом с домом. Так и для Пришвина Родина связана с детскими воспоминаниями о деревне. Стремясь еще и еще раз встретиться с радостью, мальчик стал рано вставать. Это вошло в привычку. И, став взрослым, М. Пришвин сознает, как приятно и полезно работать ранним утром. Совершая прогулки, он внимательно смотрит вокруг, изучает природу, радуется новым находкам. Рассказывая об этом, он призывает и нас наблюдать за природой, любить и беречь все живое. Для М. Пришвина слова «природа» и «Родина» неразделимы.
Домашнее задание:подготовить пересказ произведения М. Пришвина «Моя Родина».
Урок 51
и. соколов-микитов. «русский лес»
Цели:развивать мышление, речь учащихся; совершенствовать навык чтения и работы с текстом; прививать любовь к природе, бережное отношение к ней; расширять кругозор учащихся.
Оборудование: репродукции картин художников на тему «Лес».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ текста учащимися.
2–3 ученика пересказывают текст. Остальные учащиеся класса дополняют и привлекаются к анализу.
Вопросы учителя.
– В чем заключается основная мысль текста М. Пришвина? Ответьте словами из текста.
– С чего началась для М. Пришвина Родина?
– Почему говорят, что охранять природу – значит охранять Родину? (Природа является частью Родины.)
III. Работа по теме урока.
Целевая установка.
– Сегодня мы продолжим разговор о Родине, о природе.
– Кто из вас, ребята, бывал в лесу?
– Чем он нравится вам?
– Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему в лесу нельзя сорить? Почему в лесу надо стараться ходить по тропинкам или дорожкам?
– Итак, сегодня мы узнаем много интересного, а для этого отправимся в лес.
Звучит тихая музыка. Учитель медленно открывает доску, где помещены репродукции картин на тему «Лес». Параллельно учитель читает стихотворение С. Погореловского «Лес»:
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
– Русские писатели любовно называли леса лесными хоромами. Что же представляет собой лес?
Чтение текста И. Соколова-Микитова «Русский лес» учащимися.
Беседа по содержанию текста.
– О каких деревьях вы прочитали? Что нового узнали? Какие еще деревья растут в лесу? Что вы можете рассказать о них?
– Как автор говорит о каждом дереве?
– Какие деревья автор «нарядил» в золотой наряд? Как ты думаешь, почему? (На дубе весной позже всех распускаются почки; в это время обычно дует холодный северный ветер.)
– А в какое время года автор описывает ель? Почему это нельзя определить?
– Как же автор относится к русской природе? Какие слова из текста помогут вам ответить на этот вопрос?
Работа по вопросам учебника.
Вопросы 3, 4, с. 18.
План записывается коллективно. Учащиеся по порядку рассказывают о каждом из деревьев.
Игра «Я – художник».
– «Путешествуя» по лесу, наверное, каждому из вас захотелось нарисовать рисунок, изобразить красивую летнюю полянку с множеством цветов и трав или лес, одетый в белую одежду.
Учащиеся выполняют свои рисунки.
Загадки о лесе.
– Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что если отправиться в лес по загадки? Кто сегодня во время путешествия был самым внимательным? Вот сейчас мы и посмотрим!
1) Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает.
Зимой согревает. (Лес.)
2) Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
(Береза.)
3) Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина.)
4) Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю.
(Ель.)
5) Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(Шиповник.)
6) Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
(Лиственница.)
– А что вы можете рассказать об этом дереве?
– Различные деревья любимы нами. Вот послушайте, ребята, что о себе в нашем волшебном лесу расскажет лиственница.
Заранее подготовленный ученик рассказывает от лица лиственницы.
– Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю, отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400–500 лет! 25 веков пролежали изделия из лиственницы в алтайских курганах, пока археологи не нашли их. Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы! Древесина ее не гниет, а со временем становится еще тверже и как бы каменеет.
Викторина о лесе.
1) Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
2) Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)
3) Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха и липа.)
4) Почему так говорят: дуб летний, дуб зимний? (Зимний сбрасывает прошлогоднюю листву весной, во время набухания почек, а летний – осенью.)
5) Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)