Чтение стихотворения учащимися про себя.

6. Работа над содержанием стихотворения.

– Какое настроение было у Пушкина в момент написания этого стихотворения?

– А какое сложилось у вас после его прочтения?

– Были ли в стихотворении моменты, которые удивили вас? Почему?

– Какой обычай старины наблюдал поэт, пребывая на чужбине?

– О каком светлом празднике весны говорит поэт в своем стихотворении?

Чтение стихотворения учащимися и расстановка партитуры.

II – длинная пауза, I – короткая пауза, подчеркивание «главных слов».

Подготовка к выразительному чтению.

Учащиеся готовятся, читая друг другу стихотворение в парах, соблюдая все паузы.

Выразительное чтение стихотворения учащимися вслух.

IV. Подведение итогов урока.

– Какой раздел изучаем?

– К творчеству какого поэта мы обратились сегодня на уроке?

– Почему произведения Пушкина можно перечитывать много раз?

Оценивание работы учащихся на уроке.

Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихотворения «Птичка» и ответить на вопросы учебника 1, 2, с. 143.

Урок 27
А. Пушкин. «няне»

Цели:развивать воображение, память, дикцию учащихся, умение работать с поэтическим текстом; способствовать развитию умения выразительно читать поэтическое произведение; воспитывать любовь к русской литературе через творчество Пушкина.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг «Стихи великого поэта».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Вопросы учителя.

– С творчеством какого поэта вы начали знакомиться на прошлом уроке?

– Что вы можете рассказать о жизни А. С. Пушкина? Почему же Пушкина называют великим русским поэтом?

2. Ответы учащихся на вопросы 1, 2 учебника.

Выразительное чтение стихотворения «Птичка» учащимися.

Конкурс «Лучший чтец».

Учитель назначает 3–4 учеников в жюри, выдает им карточки с отметками «3», «4», «5». К доске выходят учащиеся для выразительного чтения стихотворения. Жюри выставляет оценки. Таким образом выявляется победитель конкурса.

III. Работа над новым материалом.

Целевая установка.

– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством великого русского поэта. Прочитайте название стихотворения. Кому Пушкин посвятил это произведение?

– Что вы знаете о няне А. С. Пушкина?

– Как поэт относился к своей няне?

Слово учителя.

– Александр Сергеевич Пушкин рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой, простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки. Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. И в ссылке в селе Михайловском он опять встречается со своей старой няней. И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны. Он очень любил свою няню и посвятил ей несколько стихотворений. Вот одно из них.

Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Словарная работа.

Светлъца – в старину светлая парадная комната в доме.

Чтение стихотворения учащимися по строфам.

6. Работа над его содержанием.

– Какие чувства питает герой стихотворения к няне?

– Прочтите только те строчки, из которых видно, что герой не просто не забыл няню, но хорошо представляет себе ее. Он уверен, что и она помнит его, думает о нем.

– Можно ли прийти к выводу, что герой остался самым близким человеком для няни?

– Как он называет ее и почему именно так?

Повторное чтение стихотворения учащимися про себя и работа по вопросам учебника.

Выразительное чтение стихотворения несколькими учащимися.

IV. Подведение итогов урока.

– К творчеству какого поэта мы обращались сегодня на уроке? Какое стихотворение читали?

– Кому посвящено это стихотворение? Как звали няню А.С. Пушкина? Как он относился к Арине Родионовне? (Пушкин очень любил свою няню и всю жизнь испытывал глубокое чувство благодарности.)

Домашнее задание:выучить стихотворение «Няне» наизусть.

Урок 28
а. пушкин. «зимняя дорога»

Цели:развивать память, внимание учащихся, умение работать с поэтическим текстом; работать над правильным выразительным чтением стихотворения; воспитывать любовь к русской литературе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Конкурс «Лучший чтец».

Учащиеся внимательно слушают чтение наизусть каждого ученика, а затем объективно оценивают ответы и выставляют отметку.



Наши рекомендации