Чтение стихотворения учащимися про себя.
6. Работа над содержанием стихотворения.
– Какое настроение было у Пушкина в момент написания этого стихотворения?
– А какое сложилось у вас после его прочтения?
– Были ли в стихотворении моменты, которые удивили вас? Почему?
– Какой обычай старины наблюдал поэт, пребывая на чужбине?
– О каком светлом празднике весны говорит поэт в своем стихотворении?
Чтение стихотворения учащимися и расстановка партитуры.
II – длинная пауза, I – короткая пауза, подчеркивание «главных слов».
Подготовка к выразительному чтению.
Учащиеся готовятся, читая друг другу стихотворение в парах, соблюдая все паузы.
Выразительное чтение стихотворения учащимися вслух.
IV. Подведение итогов урока.
– Какой раздел изучаем?
– К творчеству какого поэта мы обратились сегодня на уроке?
– Почему произведения Пушкина можно перечитывать много раз?
Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихотворения «Птичка» и ответить на вопросы учебника 1, 2, с. 143.
Урок 27
А. Пушкин. «няне»
Цели:развивать воображение, память, дикцию учащихся, умение работать с поэтическим текстом; способствовать развитию умения выразительно читать поэтическое произведение; воспитывать любовь к русской литературе через творчество Пушкина.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг «Стихи великого поэта».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Вопросы учителя.
– С творчеством какого поэта вы начали знакомиться на прошлом уроке?
– Что вы можете рассказать о жизни А. С. Пушкина? Почему же Пушкина называют великим русским поэтом?
2. Ответы учащихся на вопросы 1, 2 учебника.
Выразительное чтение стихотворения «Птичка» учащимися.
Конкурс «Лучший чтец».
Учитель назначает 3–4 учеников в жюри, выдает им карточки с отметками «3», «4», «5». К доске выходят учащиеся для выразительного чтения стихотворения. Жюри выставляет оценки. Таким образом выявляется победитель конкурса.
III. Работа над новым материалом.
Целевая установка.
– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством великого русского поэта. Прочитайте название стихотворения. Кому Пушкин посвятил это произведение?
– Что вы знаете о няне А. С. Пушкина?
– Как поэт относился к своей няне?
Слово учителя.
– Александр Сергеевич Пушкин рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой, простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки. Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. И в ссылке в селе Михайловском он опять встречается со своей старой няней. И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны. Он очень любил свою няню и посвятил ей несколько стихотворений. Вот одно из них.
Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.
Словарная работа.
Светлъца – в старину светлая парадная комната в доме.
Чтение стихотворения учащимися по строфам.
6. Работа над его содержанием.
– Какие чувства питает герой стихотворения к няне?
– Прочтите только те строчки, из которых видно, что герой не просто не забыл няню, но хорошо представляет себе ее. Он уверен, что и она помнит его, думает о нем.
– Можно ли прийти к выводу, что герой остался самым близким человеком для няни?
– Как он называет ее и почему именно так?
Повторное чтение стихотворения учащимися про себя и работа по вопросам учебника.
Выразительное чтение стихотворения несколькими учащимися.
IV. Подведение итогов урока.
– К творчеству какого поэта мы обращались сегодня на уроке? Какое стихотворение читали?
– Кому посвящено это стихотворение? Как звали няню А.С. Пушкина? Как он относился к Арине Родионовне? (Пушкин очень любил свою няню и всю жизнь испытывал глубокое чувство благодарности.)
Домашнее задание:выучить стихотворение «Няне» наизусть.
Урок 28
а. пушкин. «зимняя дорога»
Цели:развивать память, внимание учащихся, умение работать с поэтическим текстом; работать над правильным выразительным чтением стихотворения; воспитывать любовь к русской литературе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Конкурс «Лучший чтец».
Учащиеся внимательно слушают чтение наизусть каждого ученика, а затем объективно оценивают ответы и выставляют отметку.