Пересказ учащимися 1–5-й картин пьесы «Снежный цветок» «по цепочке».
2. Творческое задание.
– Кто из вас, ребята, может предложить свое продолжение этой пьесы? (Несколько учеников высказывают свои предположения.)
III. Работа над новым материалом.
Целевая установка.
– Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как закончил пьесу «Снежный цветок» сам автор – С. Козлов.
2. Чтение 6-й картины пьесы(начинает учитель, а затем продолжают учащиеся).
– Где происходит действие этой картины?
– В чем особенность этой картины? (В том, что только Ёжик является действующим лицом.)
– Какова основная мысль этой картины?
– Каким здесь показан Ёжик?
Чтение 7-й картины учащимися вслух, сменяя друг друга.
– Можно ли, ссылаясь только на ремарку к 7-й картине, сказать, нашел Ёжик цветок или нет?
– Как помогли Ёжику Ясень и Осинка?
– Легок ли был его путь?
Чтение 8-й картины хорошо читающими учениками.
– Чем закончилась пьеса-сказка «Снежный цветок»?
– Какое настроение сложилось у вас после прочтения этой пьесы?
– Кто является самым главным героем пьесы? Почему вы так думаете?
– Какими чертами характера наделен этот сказочный герой?
Чтение по ролям 8-й картины учащимися.
Игра «Я – художник».
– Нарисуйте иллюстрацию к одной из картин (6-й, 7-й, 8-й) пьесы.
IV. Подведение итогов урока.
Выставка рисунков учащихся.
Вопросы учителя.
– Как вы думаете, в чем же заключается главная мысль пьесы «Снежный цветок»? (Нужно быть добрым и отзывчивым. Необходимо иметь настоящих друзей.)
– Как вы думаете, почему мы изучали пьесу «Снежный цветок» после пьесы Н. Носова «Два друга»? Чем они похожи?
Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание:постановка спектакля по любой картине пьесы разными группами. (Учитель должен разделить учащихся на группы.)
Урок 24
обобщение по разделу
«мир – театр, люди – актЁры…»
(урок-КВН)
Цели:развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; обобщить знания по данному разделу; способствовать приобщению детей к искусству.
Оборудование: рисунки учащихся к пьесам; карточки с вопросами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся, заранее поделившись на группы, рассаживаются соответственно. Каждая группа-команда может придумать себе название и эмблему.
II. КВН.
Вступительное слово учителя.
– «Мы начинаем КВН». Очень часто эти слова вы слышите по телевидению, когда начинается игра в Клубе Веселых и Находчивых. А сегодня я предлагаю поиграть в неё вам.
Выбор жюри.
Выбираются 2–3 ученика, которым выдаются таблички «3», «4», «5».
Конкурсы.
1-й конкурс: «Ты мне – я тебе!».
Учитель заранее заготавливает таблички с вопросами по разделу «Пьесы».
Представители каждой из команд по одному выходят к доске и, взяв карточку, читают вопрос. Команда-соперница должна дать полный ответ.
Вопросы:
1) Какое произведение принято называть пьесой?
2) Чем пьеса отличается от других литературных произведений?
3) Как называется изученный вами раздел? Почему он так называется?
4) Для чего создаются пьесы?
5) Назовите авторов пьес, которые вы читали на уроках.
6) Какова главная мысль пьесы «Про козла» С. Маршака?
7) Какова главная мысль пьесы «Два друга» Н. Носова?
8) Какова главная мысль пьесы «Снежный цветок» С. Козлова?
9) Подберите пословицу(ы), которая(ые) отражает(ют) главную мысль пьесы Н. Носова «Два друга».
10) Какой характер у главного действующего лица пьесы «Два друга»?
11) Какой характер у главного действующего лица пьесы «Снежный цветок»?
12) Что такое ремарка? Приведите пример из любой пьесы.
Й конкурс: «Назови пьесу».
Учитель зачитывает отрывки из пьес, а команды должны угадать название пьесы и автора.
1) Я решил с тобой сегодня в последний раз поговорить: если ты завтра не вернешься в школу, то я… («Два друга», Н. Носов.)
– Чьи это слова? Что же происходило дальше?
2) Мы снежок притопчем
На большой поляне,
Елочку нарядим,
Сядем, посидим,
Отдохнем немножко,
Нашу песню грянем,
Всех ребят на праздник
В гости пригласим!
(«Снежный цветок», С. Козлов.)
– Почему пьеса называется именно так? О чем в ней рассказывается?
3) Час обеденный пришел –
Накрывать пора на стол.
Сядьте рядом на скамью,
Накормлю вас, напою.
(«Про козла», С. Маршак.)
– С каким произведением эта пьеса имеет общие черты? Можно ли ее тоже назвать пьесой-сказкой?
Й конкурс: «Юные художники».
Учащиеся заранее готовят свои рисунки к уроку. Затем каждая из групп-команд демонстрирует свои рисунки соперникам. Те, в свою очередь, должны определить пьесу и момент пьесы, к которому выполнен рисунок.
Й конкурс: «Юные писатели».
– Сочинить пьесу нелегко, но возможно. Вот сейчас каждой команде предстоит это сделать. Придумайте название и сюжет (кратко), перечислите действующих лиц.
5-й конкурс «Домашнее задание».
Каждая команда показывает инсценировку, подготовленную заранее.