Чтение I части рассказа учителем или заранее подготовленными учащимися.
Чтение II части учащимися «по цепочке».
Вопросы после чтения.
– Где происходят события?
– Что делал в лесу Э. Григ?
– Каким бы вы изобразили этот лес?
– Какие звуки напоминают его? С чем сравнивает эхо рассказчик?
– С какой целью отправилась в лес дочь лесника?
– Зачитайте описание осени в горном лесу. Какие сочетания слов, сравнения, использованные автором, хотелось бы вам запомнить?
– Почему автор так поэтично описывает осень в лесу? (Красота леса вдохновляет композитора. Автор хочет, чтобы читатели ее увидели, почувствовали.)
– О чем повествует музыка Грига?
– Кто был ее первым слушателем? Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто ее слушал?
– Приходилось ли вам слушать музыку норвежского композитора Э. Грига?
Прослушивание пьесы Э. Грига «Утро».
Перед прослушиванием учитель настраивает учеников:
– Постарайтесь услышать, как композитор рисует природу, как меняется музыка, какие звучат инструменты.
После прослушивания:
– Какова прослушанная вами пьеса по характеру?
– Что помогает представить восход солнца? (Нарастание звучания.)
– Во второй части есть строки, которые выражают главное настроение мелодии, сочиненной Григом для Дагни. Зачитайте эти строки. («Я видел жизнь… она удивительна и прекрасна».)
IV. Подведение итогов урока.
– Мы познакомились пока только с содержанием I и II частей рассказа, но есть ли здесь строки, которые уже взволновали вас?
– Какие отрывки вы хотели бы прочитать вновь?
Домашнее задание:перечитать и пересказать I и II части рассказа и подготовить выразительное чтение диалога Дагни и Грига.
Урок № 47
К. ПАУСТОВСКИЙ. «КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»
(продолжение)
Цели:развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом; учить правильному, выразительному чтению; воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: запись музыкального произведения Э. Грига «Песня Сольвейг».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ I и II частей рассказа несколькими учащимися.
Выразительное чтение диалога Дагни и Грига.
– О каком подарке идет речь в этом диалоге?
– Какой предстала Дагни перед композитором? (Дагни маленькая, но трудолюбивая, доверчивая, отзывчивая. Она мила, красива, чутка, нежно думает о дедушке.)
– Почему Григ решил сделать девочке подарок? (Она очень понравилась ему.)
III. Работа над новым материалом.
Чтение III части рассказа учащимися.
Вопросы по содержанию III части.
– Изменилось ли что-то в жизни Дагни?
– Что можно сказать о родственниках девочки после прочтения этой части?
Чтение IV части (учитель – учащиеся).
Беседа по вопросам.
– Как слушала Дагни музыку Грига, которую он посвятил ей?
– Какие мысли и чувства вдруг охватили ее?
– Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился когда-то в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками?
– Что она думала о композиторе? Как называла его?
Выборочное чтение.
– Перечитайте отрывок о том, как Григ сочинял свое произведение, посвященное дочери лесника.
– О чем думал композитор во время игры? Какие картины виделись ему?
– Что говорил великий композитор о жизни?
– Почему он чувствовал себя счастливым человеком?
– Перечитайте эпизод «На концерте».
– Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слезы благодарности. Григ уже умер, и Дагни жаль, что она не сможет выразить ему благодарность за эту чудесную музыку.)
– Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?
– Хотите ли вы услышать музыку Э. Грига?
Прослушивание музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» («Песня Сольвейг»).
– Генрих Ибсен – норвежский драматург, автор драмы «Пер Гюнт». А музыку к этому произведению написал Э. Григ.
Пер Гюнт – простой деревенский парень. Это бесстрашный юноша, но насмешливый и эгоистичный. Однажды он встречает светловолосую девушку – Сольвейг, что означает «солнечный путь». Пер не скрывает восхищения ею. Но он должен заслужить ее любовь. Ему предстоят долгие годы странствий и испытаний, и он просит Сольвейг, чтобы она ждала его. И Сольвейг обещает дождаться.
– Какие чувства вызывает у вас прослушанная музыка?
– Что воспевает в своей музыке Э. Григ? (Воспевает природу, духовный мир человека, его верность, мужество, чистоту.)
Словесное рисование.
– Какую картину вы нарисовали бы к прослушанному музыкальному произведению?