Знакомство с новой для учащихся басней Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
– Кто из вас, ребята, видел лебедя?
– Где он живет? Как выглядит?
– Видел ли кто эту большую птицу в полете?
– Расскажите, как передвигается рак.
– А кто расскажет о щуке?
– Что значит слово «поклажа»? Когда его используют? (Когда говорят о грузе, багаже.)
Чтение басни учителем наизусть.
2) Вопросы учителя:
– Понравилась ли вам история, рассказанная баснописцем?
– Удалось ли героям тронуть с места воз с поклажей? Почему?
Чтение басни учащимися про себя.
– Чему же учит эта басня?
Чтение басни детьми в парах сменного состава.
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:выучить басню наизусть; по желанию выполнить рисунок к басне «Лебедь, Щука и Рак».
Урок 32
И. А. КРЫЛОВ. «МЫШЬ И КРЫСА»
Цели:развивать мышление учащихся, умение делать выводы; отрабатывать навыки выразительного чтения.
Оборудование: портрет И. А. Крылова; выставка книг «Басни
И. А. Крылова»; выставка рисунков учащихся к басне «Лебедь, Щука и Рак».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Конкурс чтецов.
Учащиеся выразительно читают наизусть басню «Лебедь, Щука и Рак».
Вопросы учителя.
– Какие еще басни И. А. Крылова вы знаете?
– А что такое басня?
– Басня – это почти всегда живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится. В басне, даже самой короткой, помещается целый рассказ о чьей-нибудь удаче или неудаче, а к нему еще и вывод: почему вышло так, а не иначе, кто был прав, а кто виноват.
III. Работа по теме урока.
Подготовка к чтению басни «Мышь и Крыса».
– Кто среди хищных зверей считается самым сильным и грозным? Его еще нередко называют «царем зверей». Какого он размера?
– А какого размера кошка?
– Для кого она может быть очень страшной?
– Кто сможет объяснить смысл слова «молва»? (Слухи.)
– А кто объяснит смысл слова «весть, известие»? (Сообщение о чем-нибудь.)
Чтение басни учителем.
Вопросы учителя.
– Понравилась ли вам эта басня Крылова?
– Кого же боялись больше всего на свете Мышь и Крыса?
Чтение басни учащимися про себя.
5. Ответы на вопросы 1 и 2 учебника (с. 11).
6. Работа над содержанием басни.
– Почему молва, которая дошла до Кошки, названа ею «доброй»?
– Какой смысл она вложила в это слово?
– Объясните смысл слова «вбежавши».
– Что изменилось, если бы было сказано, допустим, «навестив», «придя», «войдя», «посетив», «заглянув»?
– От чего надеялась отдохнуть Мышь?
– Какая строка басни стала поговоркой?
– Как ты ее понимаешь?
Подготовка к чтению по ролям.
– Сколько в басне действующих лиц?
– Как, с какой интонацией вы будете читать слова Мыши? Крысы?
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:подготовить выразительное чтение по ролям басни «Мышь и Крыса».
Урок 33
И. А. КРЫЛОВ. «ДВЕ БОЧКИ»
Цели:развивать речь, мышление учащихся, их умение работать с текстом басен, находить основную мысль; работать над выразительным чтением.
Оборудование: портрет И. А. Крылова; «волшебная» шкатулка.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– С какой басней познакомились на прошлом уроке? Кто автор?
– В какой фразе заключен основной смысл басни «Мышь и Крыса»?
Чтение басни по ролям.
III. Игра «Волшебная шкатулка».
– Я из «волшебной» шкатулки буду доставать карточки, на которых записаны разговорные фразы, а вы должны вспомнить близкую по смыслу афористическую фразу из басни И. А. Крылова.
1) Если все делать вразнобой, то дело не сдвинется с места. («Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука».)
2) Дело остается без всякого движения. («Да только воз и ныне там».)
3) Не радуйся чужой неудаче, не злорадствуй. («Вперед чужой беде не смейся, Голубок».)
4) Смеялся над другими, а сам же и попал в такую же неприятность. («Ан смотришь, тут же сам запутался в силок. И дело!».)
IV. Работа по теме урока.
Целевая установка.
– Сегодня на уроке вы познакомитесь с басней «Две Бочки», которую сочинил И. А. Крылов.
Выразительное чтение басни учителем.
– Прослушав басню, что вы можете о ней сказать?
Чтение басни учащимися про себя.
– Кто главные герои басни?
– Почему слова «Бочка», «Бочки» написаны с прописной буквы?
– Что (кто) подразумевается под этими словами?
– Каким характером, нравом обладает первая Бочка? Вторая?
Чтение учащимися басни «по цепочке».
Работа по вопросам учебника.
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:выразительное чтение басни, подготовить ответ на вопрос 6 учебника, с. 13.
Урок 34
Л. ТОЛСТОЙ. «ЛЕВ И ЛИСИЦА».
С. МИХАЛКОВ. «ПРОСЧИТАЛСЯ»
Цели:развивать логическое мышление, речь учащихся, умение делать выводы и обосновывать свои ответы; работать над правильным, выразительным чтением.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.