Рассказ учителя о К. И. Чуковском.
Чтение сказки по частям.
– Сегодня мы познакомимся еще с одной новой сказкой К. Чуковского. Но прежде прочитаем стихотворение В. Берестова, которое поэт посвятил Корнею Ивановичу, и узнаем, почему дети так преданно любят сказку и ждут с нетерпением встречи с ней.
Читают «Сказку» В. Берестова на с. 113.
1-ю часть, «Кот», читает учитель, а учащиеся следят по учебнику.
2-ю часть, «Клетка», читает заранее подготовленный ученик.
3-ю часть, «Старая крыса», читают учащиеся «по цепочке».
4. Работа над содержанием сказки.
– Кто главная героиня сказки Чуковского?
– Чем она отличается от всех своих братьев и сестер?
– Почему Белянка угодила в лапы Черного Кота?
– Как еще можно было бы озаглавить эту часть сказки?
– Кто спас Белянку от Кота?
– Как жилось Белянке у сына рыбака?
– Почему же тогда мышка сбежала от мальчика?
– Могли бы вы предложить другое название этой части?
– Почему Белянка была так весела, когда на улице лежал снег?
– С кем встретилась Белянка? Почему ей стало жаль серую крысу?
– Как белая мышка спасла серую крысу?
– Почему автор именно так озаглавил эту часть сказки? Как бы вы озаглавили?
IV. Подведение итогов урока.
– Какое настроение создалось у вас после прочтения этого отрывка сказки Чуковского?
Домашнее задание: выразительное чтение 1–3-й частей сказки; придумать продолжение сказки.
Урок 20
к. и. чуковский. «приключения белой мышки»
(окончание)
Цели:развивать мышление учащихся, способствовать развитию их творческих способностей; продолжить работу над содержанием сказки; совершенствовать навык чтения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Игра «Внимательный читатель».
Вопросы учителя.
– О чем автор рассказывает нам в 1-й части сказки? Во 2-й части? В 3-й части?
3. Творческое задание.
– Какое продолжение этой истории придумали вы?
3–4 ученика рассказывают свои версии.
III. Работа по теме урока.
Целевая установка.
– А сейчас мы узнаем, как продолжил свою сказку сам Корней Чуковский.
Чтение 4-й части учащимися вслух.
– Чем закончилась встреча Белянки со своими братьями и сестрами?
– Как старая крыса решила помочь Белянке?
– Какие слова текста можно отнести к рисунку в учебнике?
– А какую иллюстрацию к этой части нарисовали бы вы?
Работа в парах. Чтение в парах по абзацам 5-й части.
4. Игра «Ты мне – я тебе!».
После прочтения учащиеся придумывают вопросы по содержанию и задают другим. Выслушиваются ответы учащихся.
Чтение 6-й части по абзацам.
– Как Белянка встретилась с доктором Айболитом?
– Почему Айболит отказался «лечить» мышку?
– Какой выход из сложившейся ситуации предложил Айболит?
– Какой же, по-вашему, будет жизнь мышки в доме Айболита?
Чтение по ролям.
– Какие эпизоды вам хотелось бы прочитать по ролям?
Подготовка и чтение.
IV. Подведение итогов урока.
– Почему произведение К. И. Чуковского «Приключения белой мышки» – сказка? Могли бы такие события произойти на самом деле?
Домашнее задание: выразительно читать сказку (1–6-ю части), вопрос 1 учебника, с. 124.
Урок 21
АСТРИД ЛИНДГРЕН. «КРОШКА НИЛЬС КАРЛСОН»
Цели:развивать внимание, речь учащихся, умение отвечать на поставленные вопросы и работать с текстом; начать работу над содержанием произведения А. Линдгрен; совершенствовать навык чтения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Игра «Внимательный читатель».
2. Пересказ по плану.
Учитель заранее записывает на доске названия глав.
1) Кот.
2) Клетка.
3) Старая крыса.
4) Выдумка старой крысы.
5) Опасная краска.
6) Желтая мышка и доктор.
– Если пронумеровать эти части по порядку, что получится? (План сказки.)
– Кратко изложите содержание каждой части сказки.
III. Работа по теме урока.
Целевая установка.
– Раздел учебника «Что за прелесть эти сказки!..» продолжает сказка Астрид Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон».
2. Чтение слов«Читай слитно», «Читай внимательно» на с. 125 учебника.
3. Чтение сказки(с. 125–136).
Начинает учитель, а продолжают учащиеся вслух, сменяя друг друга.
4. Работа над содержанием сказки.
– Кто главный герой этой сказки?
– Какие события являются доказательством того, что данное произведение – это сказка?
– Почему мальчику приходилось сидеть целыми днями одному дома?
– Как для него тянулось время? Почему?
При ответе можете использовать слова текста.
– Что случилось с сестрой Бертиля?
– Что произошло однажды в доме Бертиля, когда он дожидался родителей?
– Изменился ли Бертиль после встречи с Нильсом Карлсоном?
– Где жил Нильс Карлсон?
– Каким образом Бертиль проникал в жилище Нильса Карлсона?
– Какие отношения сложились между Нильсом и Бертилем? Почему они так быстро нашли общий язык? (Они быстро подружились и нашли общий язык потому, что оба были одиноки, им не хватало общения.)
– Какую заботу Бертиль проявлял о Крошке?
Выборочное чтение.
– Подберите нужные строки из текста для описания:
џ Бертиля;
џ Нильса Карлсона;
џ дома Бертиля;
џ жилища Нильса Карлсона.
6. Составление портретов Бертиля и Нильса Карлсона с использованием слов из текста.