Логаэды, дольник, тактовик в русском стихосложении.

Логаэды (от греч. - прозаически-стихотворный). В метрическом стихосложении - стихи, образованный сочетанием двухсложных размеров (ямба, хорея) с трёхсложными (анапеста, дактиля). Полудекламационные-полупесенные, более связанные с хоровым пением. Это стихи, состоящие из разных стоп, были распространены у древнегреческих поэтов - Алкея, Сапфо, Архилоха [при чем тут Архилох – непонятно, сюда же скорее можно записать Анакреонта. Хотя это принципиально только для повернутых типа меня J]. Ритм в таком стихе менее ровен, чем в равнодольном. Сапфическая, алкеева строфа.

Дольник (паузник) - это размер, в котором закономерно чередуются ударные и безударные слоги, но закономерность эта ослаблена. Дольник занимает серединное положение между силлабо-тоническими и чисто тоническими системами стихосложения. Дольник имеет ощутимый внутренний ритм. Дольники появляются в лирике 19 века: Лермонтов, Фет. В широко употребление входит в начале 20 века: Есенин, Ахматова, Блок.

Тактовик (один из видов русского тонического стихосложения). Это стих, где при соблюдении равенства числа ударений в строке, количество безударных слогов колеблется от 0 до 3-4. В Дольнике и тактовике равноударность строк является принципиальной.

Ни фига не поняла. Буду читать в Поспелове или где найду.

X Дольник, паузник, русский стихотворный размер. Занимает промежуточное положение между силлабо-тоническими и чисто тоническими системами стихосложения. Как и силлабо-тонические размеры, Д. имеет ощутимый внутренний ритм, образуемый чередованием сильных мест (иктов) и слабых мест (междуиктовых интервалов); сильным местам соответствуют, как правило, ударные слоги, слабым — безударные. Но объём междуиктовых интервалов в Д., в отличие от силлабо-тонических размеров, не постоянный, а переменный и колеблется в диапазоне 1—2 слогов; различные сочетания односложных и двухсложных интервалов образуют ритмические вариации Д. В чтении разница объёмов односложных и двухсложных интервалов может компенсироваться как растяжением слогов, так и появлением пауз между словами, но может и не компенсироваться вовсе. Аналогичные размеры существуют также в английском, немецком и др. стихосложениях. В русской поэзии первые пробы Д. появляются в романтической лирике 19 в. (М. Ю. Лермонтов, А. А. Григорьев, А. А. Фет); в широкое употребление Д. входит с начала 20 в. (после А. А. Блока и А. А. Ахматовой). Пример четырёхиктного Д.:

«Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою».

(А. А. Блок).

X Тактовик, один из размеров русского тонического стихосложения; в наиболее установившейся терминологии — это стих, в котором объём интервалов между сильными местами (иктами) колеблется в диапазоне: 1—2—3 слога (реже 0—1—2 слога); пропуски ударений на сильных местах редки, зато в 3-сложных интервалах часты избыточные ударения на среднем слоге. Таким образом, Т. занимает в системе русского стихосложения промежуточное место между более строгим дольником (где объём междуиктовых интервалов колеблется лишь в диапазоне 1—2 слогов) и более свободным акцентным стихом (где объём междуиктовых интервалов практически неограничен). Стих, близкий к Т., встречается в народной поэзии и её литературных имитациях («Песни западных славян» А. С. Пушкина); разработка его в русской лирике начинается с 1900-х гг.; окончательно оформляется Т. в творчестве В. А. Луговского, И. Л. Сельвинского, Н. Н. Асеева и др. Пример Т.:

Такая была ночь — что ни шаг, то окоп,

Вприсядку выплясывал огонь,

Подскакивал Чонгар, и ревел Перекоп,

И рушился махновский конь.

(В. А. Луговской).

Термин «Т.» был введён в стиховедение А. П. Квятковским (но определён им не по метрическим, а по декламационным признакам), употреблялся в расширенном значении Сельвинским, в суженном — Г. А. Шенгели, а некоторыми теоретиками отвергался вовсе.

X Логаэды (от греч. logaoidikós — прозаически-стихотворный),

1) в метрическом стихосложении — стихи, образованные сочетанием 3-сложных стоп (дактиль, анапест) с 2-сложными (ямб, хорей); их ритм менее ровный, чем в стихах из однородных стоп (отсюда название). Широко употреблялись в лирике (например, в сапфической строфе) и хоровых частях трагедий.

2) В тоническом стихосложении — стихи, внутри которых ударения располагаются с неравномерными слоговыми промежутками, повторяющимися из стиха в стих.

Будем жить и любить, моя подруга,

Воркотню стариков ожесточённых

Будем в ломаный грош с тобою ставить...

(А. Пиотровский; пер. из Катулла).

БИЛЕТ 23.

Формы присутствия автора в произведении (лирические отступления).

Непосредственное выражение автором эпического произведения своих мыслей и чувств раскрываются в лирических отступлениях. Такие отступления бывают только в эпических произведениях. Их композиционная роль очень многообразна: с их помощью писатели усиливают нужное восприятие и оценку читателями персонажей, их характеров и поведения. (Гоголь о Плюшкине)

Автор в них

- даёт оценку изображённой жизни в целом

- раскрывают характер и задачу произведения, преследуемую автором

- раскрывают внутренний мир автора и показывают его отношение к описываемым событиям.

Лирические отступления непосредственно вводят читателя в мир авторского идеала и помогают выстроить образ автора как живого собеседника. Писатели 19 века постоянно прибегали к форме лирических отступлений. Гоголь («Мёртвые души» - отступления о дороге, о толстых и тонких помещиках, о чинопочитании, о русском народе - птице-тройке и т.д.), Пушкин в «Евгении Онегине» (о московских нравах, петербургских нравах - балы, театры) Существует также форма от первого лица (когда автор присутствует в повествовании). Ремарки - авторские замечания о поведении или характере персонажей.

А сюда же можно ввернуть интермедии Симеона Полоцкого – это, конечно же, кто читал.

БИЛЕТ 24.

Наши рекомендации