Функции мифа в культуре. Понятие архетипа.
Мифология восходит к тем временам, о которых почти не сохранилось сведений. Мифологические произведения носят, как правило, легендарный характер. Часто миф приравнивают к сказке. «Сказка-ложь» - сущность мифа. Сказочное сознание - всё воспринимается как заведомо фантастическое. Миф - нечто среднее между наукой и необъяснимым. Миф возник как объяснение того, что происходит в действительности. В основе произведения литературы лежат представления о том, как устроен мир, его явления. Мифология отражается в искусстве: искусство представляется порождением мифологии, основывается на мифологических произведениях, но в то же время является свидетельством мифа. Мифы характерны для античной, частично древнерусской литературы. В мифологии совпадают мироощущение и литературное ощущение, становятся очень близкими. Героические образы мифов использовались в искусстве и литературе всех эпох. Подвергаясь переосмыслению, они тем не менее сохраняют значение вечных символов человеческого героизма. Архетипы . Как источник архетипов рассматривают мифы разных народов. Это мифы о происх. мира, человека, богов, о смене времен года, о конце света. Содержание коллективного и бессознательного. Архетип - отдельный элемент коллективного бессознания. Мифология, созданная сейчас, имеет широкое распространение. Неосознанные мифы также широко распространены - понятие коллективной бессознательности. Слой, основанный на мифологических представлениях, отражается в современной культуре. Понятие А. как инстр. исследования позвол. увидеть преемств-ть в жизни чел. рода, неразрывную связь времен. Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в вооброжение и при помощи воображения.
Билет 40
Гипербола и литота как виды образности. + карточка
Гипербола - тип перенесений, когда значение остаётся тем же, каким было, но приобретает грандиозные размеры. Так, у Гоголя число чашек на подносе приравнивается к числу чаек на морском берегу, или у Достоевского: “ Вы бы должны были испустить ручьи…что я говорю, реки, озёра, моря, океаны слёз”.
Аристотель: “ гиперболы- частный случай метафоры”.( РИТОРИКА) Гиперболизм эпитетов и сравнений привычен в поэзии. Существуют комические гиперболы. Противоположной гиперболе формой является литота – замещение по линии преуменьшения.
Билет 41
Понятие о культурной и литературной традиции.
Анализ произведения , стиля, течения в конечном счёте должен привести нас к определению его места в литературном процессе. Только поняв, в каких условиях оно возникло, какие эстетические нормы ему противостояли, какие на него воздействовали, мы сможем определить его историко-литературное значение и благодаря этому глубже понять, в чём его значение для нас, чему оно служит в современности. Произведение по сути своей исторично, те возникает как необходимое следствие определённой исторической обстановки. Она определяет его по форме, и по содержанию. Писатель в своей работе имеет возможность опираться на творческий опыт своих предшественников, закономерно продолжая его. Воздействие опыта прошлого в лит-ре – литературная традиция , сила преемственности в литературной жизни- чрезвычайно велико. Писатель осмысливает новое в жизни, которое появляется не сразу, а постепенно накапливаясь и назревая, при помощи уже сложившегося в лит-ре опыта, традиции. И в то же время, чем крупнее писатель, тем больше в его творчестве новаторства, те именно такого содержания и таких форм , которые отвечают именно его времени. Отразить новое писателю помогает материал, накопленный лит-рой прошлого. В том случае, если писатель не вносит нового в своё творчество, те не откликается на запросы жизни, перед нами безжизненное повторение прошлого - эпигонство . Оно может существовать, поскольку в человеческой жизни много сходных , повторяющихся моментов, которые позволяют сохраняться и традиционным литературным образам и формам, но писатель может играть видную роль в лит-ре только тогда, когда он улавливает новые требования жизни, воплощает их в новых образах.
Билет 42
Силлабо-тоническая система стихосложения. Трёхсложные размеры. + карточка
Термин введён символистами, живёт и теперь. Например, Л. Тимофеев. Тоническая система: Двусложные размеры ,Трёхсложные размеры Со слабого –ямб, С сильного –хорей ,Те различаются не по внутренней структуре, а по зачину. Но в реальной речи длина слова=3 слогам( соотношение удачных и неудачных слогов в отрывке речи=1:3) , те наличие пиррихии (переход от одного слова к другому) на сильных слогах явление повсеместное в двусложных размерах ( кроме последней стопы!!!!!!!) На последней стопе ударение неподвижное –константа. Исключение для слабых слогов- наличие ударения: чаще всего на первом слоге или внутри после синтаксической паузы, те в начале нового периода. В трёхсложных размерах ударение или сильный слог приходятся через 2 слога на 3-й: Дактиль, Амфибрахий, Анапест В дактиле, в частности в шестистопном, норма- стяжение безударных слов( появление “хорея”). Силлабо- тоннический стих условно распадается на стопы, основной его ритмической мерой является строка. Трёхсложные размеры резче пропускают возможные ударения и чаще вмещают в себя дополнительные , сверхсхемные ударения. Например, в строке ПЬЮ ЗА ЗДРАВИЕ МЭРИ! Перед нами двустопный анапест. Каждому размеру отвечает лишь ему присущая конфигурация основных ударений, кот обязательно проступает, как бы не была она осложнена пропусками ударения или вставными ударениями: ЯМБ: 2-4-6-8, ХОРЕЙ: 1-3-5-7, ДАКТИЛЬ: 1-4 -7-10, АМФИБРАХИЙ: 2-5-8-11 АНАПЕСТ: 3-6-9-12 Слово, которое теряет ударение, передавая его последующему слову, обозначается термином проклитика; слово, которое передаёт ударение предшествующему слову- энклитика. В стихе эти явления особенно часты!
Билет 43