Приборы, материалы, оборудование
Телевизор, интерактивная доска, видеофильмы: лекции автора основного учебного пособия курса – профессора Н.Н. Светловской, фильмы с фрагментами уроков читательской самостоятельности, презентации.
8. Контроль над освоением студентом дисциплины
Текущий контрольуказан в планах семинарских занятий
Промежуточный контроль
Требования к зачету в 1-ом семестре::
Студент, изучивший дисциплину, должен
знать:
- основные понятия из области теории литературы: литературоведение, теория литературы; основные характеристики литературного произведения: целостность и самодостаточность, тема (тематика), идея (замысел), пафос, композиция литературного произведения и ее компоненты; художественный вымысел, художественный образ; слово как первоэлемент литературы; литературный процесс, литература классическая; специфика русской классической литературы; функции художественной литературы; основные литературные направления, течения, школы.
- основные закономерности, определяющие этапы развития художественной литературы и влияющие на полноту и адекватность восприятия литературного произведения читателем.
Примерный перечень вопросов для собеседования на зачете
(1 семестр)
§ Специфика словесного искусства.
§ Общественная роль литературы. Воспитательное воздействие литературного произведения на читателя.
§ Нераздельность и нетождественность «содержательной формы» и «оформленного содержания» в художественном произведении.
§ Сюжет и его функция в художественном произведении.
§ Композиция в художественном произведении.
§ Приемы создания образа героя в художественном произведении.
§ Специфика художественной речи.
§ Анализ композиционных особенностей художественного произведения (на примере произведения по выбору студента).
§ Анализ поэтических текстов в разных системах стихосложения (привести пример анализа одного из поэтических произведений по выбору студента).
Вопросы, выносимые на коллоквиум во 2-м семестре.
Студент, изучающий дисциплину, должен
знать следующие понятия науки о формировании читателя:
наука становления личности средствами чтения-общения, теория типа правильной читательской деятельности, или читательской самостоятельности; чтение: виды, разновидности, способы; основные компоненты чтения-деятельности; книга, ведущий метод вхождения в книгу, логика правильной читательской деятельности; литературное явление; литературное произведения: виды и жанры в детском чтении; проблема выявления читательского содержания и формы литературного произведения;
уметь:
- самостоятельно, исходя из имеющихся литературных знаний, анализировать произведения детской литературы разных видов и жанров и детских книг, входящих в круг чтения современных младших школьников;
- подбирать материал по теме,
- рассказывать о любой книге и ее авторе, основываясь на непосредственном просмотре и отборе нужной литературы и обращаясь к специальным справочным и библиографическим изданиям.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (2 семестр)
Теоретические вопросы:
1. Определите понятия литература, художественная литература, детская литература. Объясните необходимость этих понятий для вас, как для читателей, сделайте аргументированный вывод.
2. Определите понятие теория литературы. Раскройте содержание этого понятия. Объясните цели и задачи изучения теории литературы для учителя начальных классов, как для читателя.
3. Определите понятие литературное явление. Представьте систему литературных явлений, доступную начинающему читателю. Приведите примеры из детской литературы.
4. Определите понятие теория формирования читательской самостоятельности. Раскройте содержание этого понятия. Объясните значимость этой теории для читателя.
5. Определите понятие художественноелитературное произведение. Назовите 2 основные характеристики ХЛП и раскройте их содержание. Приведите примеры.
6. Определите понятие классическая литература. Раскройте специфику русской художественной литературной классики и объясните ее особое место в литературном процессе.
7. Определите понятие художественный образ. Назовите альтернативу. Представьте Ваше видение системы художественных образов в детской литературе.
8. Определите понятие художественный вымысел. Соотнесите это понятие с понятием «правда жизни». Приведите мнения авторитетных писателей по этому вопросу.
9. Объясните содержание словосочетания русская стиховая культура. Продемонстрируйте на примерах широчайшие возможности русского стихосложения.
10. Определите понятия язык и речь, народный язык, литературный язык, язык художественной литературы. Сопоставьте содержание понятий литературный язык и язык художественной литературы. Вывод подтвердите примерами из детской литературы.
11. Изложите сущность научной трактовки терминов литературное направление и литературная школа. Раскройте Ваше понимание этих терминов на материале детской литературы.
12. Определите понятие литературный процесс и раскройте его основные закономерности.
13. Раскройте содержание понятия композиция литературного произведения. Назовите основные типы композиции ЛХП, возможных для начинающего читателя. Приведите примеры.
14. Раскройте понятия содержание и форма в литературном произведении. Объясните в чем проблема разграничения этих понятий в теории и на практике и зачем читателю эти знания. Приведите примеры.
15. Изложите учение о родах и видах поэзии. Чьи имена Вам при этом вспомнились? Почему? Объясните, зачем учителю начальных классов надо освоить это учение.
16. Определите понятие поэзия. Соотнесите его с понятиями стихи и проза. Объясните, в каких случаях проза и стихи противостоят поэзии. В какой мере это касается детской литературы?
17. Раскройте понятие сюжет ХЛП. Назовите его элементы, обязательные и возможные. Приведите примеры. А каково Ваше отношение к термину фабула?
18. Раскройте понятие художественность. Объясните, чем отличается художественная литература от нехудожественной и как соотносятся эти понятия с понятием «литература хорошая», «литература плохая». Приведите примеры.
19. Раскройте смысл термина чтение. Назовите и оцените все известные виды чтения. Дайте перечень читательских действий, обязательных при чтении-общении. Объясните, зачем их надо знать читателю?
20. Раскройте содержание понятия изобразительно-выразительные средства языка. Объясните, как соотносятся системы этих средств с языком народным, литературным и языком художественной литературы. Приведите примеры.
Практические вопросы:
1. Проанализируйте произведения С.В. Михалков. «Услужливый» и «Как старик корову продавал». Какого рода и вида эти произведения? Насколько это значимо для анализа ЛХП?
2. Проанализируйте и охарактеризуйте произведение «Заяц-Хваста». Что в тексте этого произведения должен заметить и выделить читатель, чтобы чтение превратилось в общение с рассказчиком и его героями? Каков заключенный там опыт?
3. Проанализируйте произведение Б. Заходера «Серая звездочка». Какова композиция данного произведения?
4. Проанализируйте произведение С. Баруздина «Стихи о человеке и его делах». Какого рода и вида это произведение? Насколько это значимо для анализа ЛХП?
5. Проанализируйте произведение А.П. Гайдара «Горячий камень». Какого рода и вида это произведение? Насколько это значимо для анализа ЛХП?
6. Определите виды рифм в предложенных стихотворных произведениях.
7. Проанализируйте произведение В. Берестова «Прощание с другом». Всесторонне охарактеризуйте все компоненты его содержания и формы.
8. Проанализируйте произведение А. Блока «Зайчик». Какого рода и вида это произведение? Насколько это значимо для анализа ЛХП?
9. Проанализируйте произведение А. Свирина и М. Ляшенко «До Земли еще далеко». Отметьте все особенности его содержания и формы. Оцените их и опыт, который оно передает читателям.
10. Вчитайтесь в два предложенных Вам текста. Оцените их качество с точки зрения художественности. Свою оценку аргументируйте.
11. Определите род, вид и жанр произведения С.Я. Маршака «Змея». Проанализируйте композицию и язык произведения. Охарактеризуйте специфику речи и пафос.
12. Проанализируйте произведение «Лиса и Журавль». Выделите элементы сюжета произведения.Проанализируйте произведение Л.Н. Толстого «Лев и собачка». Обратите внимание на нравственно-эстетическую и пространственно-временную характеристику его содержания, а также на смену изобразительно-выразительных использованных автором средств.
13. Всесторонне проанализируйте произведение С.В. Михалкова «Бараны». В чем необычность этого произведения по форме? Чем оно обогащает читателя?
14. Определите род, вид и жанр произведения С.Я. Маршака «Вересковый мед». Проанализируйте композицию и язык произведения. Охарактеризуйте специфику речи и пафос.
15. Проанализируйте произведение Ю. Коринца «Лапки». Установите размер и длину стихов.
16. Дайте сравнительно-сопоставительный анализ двух предложенных Вам произведений. В чем их сходство? Чем вызваны отличия и в чем они проявляются? (С.Я. Маршак «Почему у месяца нет платья?» и сербская сказка).
18. Проанализируйте произведение А.И. Куприна «Детский сад». Каковы опыт и пафос данного произведения?
19. Проанализируйте произведение А.В. Митяева «Шестой неполный». Выделите детали, определяющие специфику нравственно-эстетических и пространственно-временных характеристик отраженных там событий. Оцените опыт.
20. Проанализируйте и охарактеризуйте произведение «У страха глаза велики». В чем его особенность? Каким опытом оно обогащает читателя?
Тексты к практическим заданиям отдельных билетов
К билету №5
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
----------------
На Арбате в магазине, За окном устроен сад. Там летает голубь синий, Снегири в саду свистят.----------------------------
Раз осеннею порой
По дорожке лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой…
-----------------------------
Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручья бегут, звеня.
_--------------------------
Живет у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.
-------------------------------
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные,
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки
--------------------------
И с бессмысленной улыбкой
Вспять глядишь, жесток и слаб,
Словно зверь, когда-то гибкий,
На следы своих же лап.
-----------------------
Есть речи значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья,
Внимать невозможно,
-------------------------
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился, поля опустели.
Только не сжата полоска одна,
Грустную думу наводит она.
-------------------------------
По вечерам над ресторанами
Вечерний воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными,
Весенний и тлетворный дух.
К билету №20
Почему у месяца нет платья
Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем.
А платье-то узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем.
Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.
И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному.
Увидел портной: идет по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.
(Перевод и обработка Ел. Покрамович. По изданию "Наши сказки" - М.: "Детская литература", 1986)
Самуил Маршак
Отчего у месяца нет платья (Сербская народная сказка )
Заглянул полумесяц к портному,
Не к небесному, а к земному.
- Сшей мне, мастер, нарядное платье.
Буду по небу в праздник гулять я.
Снял портной с полумесяца мерку,
Приглашает его на примерку.
Но всего за четырнадцать дней
Вдвое сделался месяц полней.
И в плечах и в груди ему тесно, -
Так поправился месяц небесный.
Чуть не плачет с досады портной:
- Что за бес подшутил надо мной!
Ваша светлость слегка пополнела
Иль от стирки материя села, -
Я, по правде сказать, не пойму...
Ладно! Новую мерку сниму.
Вот проходят за сутками сутки.
Не теряет портной ни минутки.
Ну, а месяц, гуляка ночной,
Стал тем временем полной луной.
Примеряет он тесное платье
И, вздыхая, бормочет проклятья:
- Греховодник, мошенник, злодей!
Постыдился бы добрых людей.
За последних три дня и три ночи
Платье стало тесней и короче!
Ничего не ответил портной.
Где уж спорить портному с луной!
Снял он мерку с заказчика снова:
- Будет к празднику платье готово!
Швы у платья портной распорол,
Грудь расширил, надставил подол.
Доработать осталось немножко,
А уж месяц стучится в окошко.
Да не месяц, а тоненький серп:
В это время он шел на ущерб.
Не луна, а всего половинка:
Только рожки да круглая спинка.
Весь затрясся от гнева портной:
- Нет, довольно шутить надо мной!
Угодить вам пытался я сдуру.
Что ни день, вы меняли фигуру:
То вы делались круглым, как блин,
То худым, точно этот аршин.
Шить вам платье - пустое занятье.
Оставайтесь-ка лучше без платья!
К билету №9
Текст 1.
Да, природа – это лучший друг человека. Посмотрите, какой лес создан ею. Какие величавые деревья стоят стройным станом, одевшись в свою зеленую шапку. О, разве сочтешь, сколько деревьев в лесу, сколько игл у ели или листьев у березы? – Нет. А сколько птиц порхают и поют над лесом? Дорого бы вы отдали, чтобы услышать их замечательный концерт. Там, в глубине леса, кукушка протянула свое вечное «ку-ку». Кругом вас поют чижи, канарейки, синички. Вдали, в облаках, парит одинокий сокол. Вот он бросился вниз. Одно мгновение, и он поднялся уже с добычей. Вдруг перед вами падает шишка. Вы подымаете голову вверх и видите белочку, она прыгает от вас всё дальше и дальше. Вы рады, что увидели лесного акробата.
Трава бархатным ковром легла у подножия деревьев. Среди нее находите ягоды, грибы. Всё это составляет прекрасную мозаику. Но вот вы утомлены. Вы садитесь под чудесным дубом, закусываете; делитесь впечатлениями и, незаметно для вас, уснете под убаюкивающий шелест листьев.
Если вы ночуете в деревне, то вы просыпаетесь от сладостных трелей соловья. Вы не жалеете о том, что разбужены. Вы благодарите его и удивляетесь: какая ночь! Какая природа! Какой лес! Замечательный лес!
Текст 2.
Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но словно корни огромных растений спускаются, отвесно падают в те стеклянные ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую почти черную зелень. Где-нибудь далеко, оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба, и рядом с ним качается другой, напоминая своим движением игру рыбьего плеса, как будто движение то самовольное и не производится ветром. Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака - и вот вдруг все это море,
этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, обшитые солнцем, - все заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется свежее, трепещущее лепетанье, похожее на бесконечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби.