О переводе работника на другую постоянную работу
Бухгалтерия Директору ЗАО «Приоритет»
Н.Н. Николаеву
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
19.04.2007 № 28
О переводе Роговой Е.А.
Подготовить проект дополнительного соглашения
К трудовому договору Сливановой Н.Н. и приказа
О переводе на должность заместителя главного бухгалтера с 21.04.2007
Николаев 20.04.2007
В связи с наличием в бухгалтерии ЗАО «Приоритете» вакантной должности заместителя главного бухгалтера предлагаю перевести на эту должность бухгалтера Сливанову Надежду Николаевну.
Сливанова Н.Е. работает в ЗАО «Приоритет» с 15.03. 2004, имеет высшее профессиональное образование и большой стаж работы в должности бухгалтера.
За время работы в организации зарекомендовала себя высококвалифицированным специалистом, ответственным, исполнительным работником. Сливанова Н.Н. вовремя сдает отчетность, безупречно выполняет поручения руководства, систематически повышает квалификацию, принимает участие в специализированных обучающих мероприятиях.
Считаю, что Сливанова Н.Н. по своим деловым и личностным качествам отвечает требованиям, предъявляемым к претенденту на должность заместителя главного бухгалтера.
Главный бухгалтер Подпись В.А. Калягина
С переводом на должность
Зам. главного бухгалтера согласна
Бухгалтер
Подпись Н.Н. Сливанова
9.04.2007
В дело № 05-07
Рогова 21.04.2007
Пример оформления заявлений
Отдел кадров Генеральному директору
ОАО «Призма»
ЗАЯВЛЕНИЕ Н.Г. Ястребову
22.05.2007 № 46
О предоставлении работы,
предусмотренной трудовым
договором
Гусевой А. В.
Подготовить проект приказа о предоставлении Свиридовой Н.Ю. прежней работы с 22.05.2007
Ястребов 22.05.2007
В связи с истечением срока моего временного перевода на должность инспектора по кадрам, прошу предоставить мне работу в должности секретаря канцелярии, предусмотренную трудовым договором от 12.04.2002 № 15/02.
Инспектор по кадрам Подпись Н.Ю. Свиридова
22.05.2007
В дело № 06-08
Гусева 22.05.2007
Декану механического
факультета Воронежского
государственного университета
доценту Лазареву В.Н.
студента 4 курса группы ФМ-43
Кузнецова Ю.М.
Заявление.
Прошу разрешить мне досрочную сдачу экзаменов за летнюю экзаменационную сессию в связи с тем, что в период сессии я должен буду пройти курс лечения в санатории. Ксерокопию путёвки в санаторий прилагаю.
20.05.2003 г. Подпись
Пример оформления докладных записок
Цех № 1 Генеральному директору ЗАО «Сталь»
С.Н. Кедрову
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
20.03.2007 № 13
О необходимости
временного перевода Хохловой Н.В.
Подготовить проект приказа
О временном переводе Петрова Н.И.
Кедров 20.03.2007
В связи с производственной аварией в цехе № 1 (акт от 19.03.2007 № 6), прошу перевести электромонтера АХО Петрова Николая Ивановича в цех № 1 для проведения ремонтных работ на срок с 21.03.2007 по 15.04.2007.
Начальник цеха № 1 Подпись А.Р. Семушкин
20.03.2007
В дело № 05-10
Хохлова 20.03.2007
ООДиКИ Генеральному директору
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ОАО «Уралсибнефтепровод»
30.09.2008 № 08-12-147 В.А. Камельянову
о переносе отпуска сотрудника
В связи с производственной необходимостью прошу перенести очередной отпуск инспектора-делопроизводителя ООДиКИ Соловьевой Н.Н. с 1 октября на 5 ноября 2008 г.
Начальник ООДиКИ Л. И. Гарипова
Пример оформления резюме
ГЛЕБОВ ВЯЧЕСЛАВ СТЕПАНОВИЧ
Год рождения:1954 г.
Адрес:127322, г. Москва, ул. Яблочкова, д. 41 «б», кв. 138.
Образование:высшее военное, высшее гражданское (факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища, 1980 г., редакторское отделение Военно-политической академии - 1989 г.).
Специальность:журналистика.
Опыт работы:
С октября 2005 г. по наст. время – начальник пресс-центра Министерстве финансов (проведение пресс-конференций, брифингов, подготовка и написание информационных сообщений, анализ периодической печати, разработка долговременных программ по созданию благоприятного имиджа ведомства).
С 1973 по 2002 гг. служил в Вооруженных силах. Уволился в звании «полковник». Трудился в редакциях военных газет, последние семь лет - в Генеральном штабе: в должностях корреспондента, нач. отдела, отв. секретаря, редактора. С января 1993 г. по сентябрь 2005 г. работал в «Комсомольской правде» в должности ответственного секретаря - заместителя директора программы «Бизнес-контакт» (изучение рынка рекламных услуг, работа по привлечению клиентов, выпуск рекламных полос).
Знание иностранных языков – английский (разговорный).
Личные качества –ответствен,серьезен, коммуникабелен.
Дополнительная информация -работаю на компьютере в качестве пользователя, возможны ненормированный рабочий день, командировки.
Контактный тел.:979-40-95 (дом.)
«РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 0
ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ –СРС (Самостоятельная растудентов)
Эффективность общения определяется не только степенью владения вербальными средствами собеседников, но и умением правильно оценить невербальные действия, поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позы, направленность взгляда. Язык невербального общения. позволяет говорящему полнее выразить свои намерения, чувства, показывает, как они относятся друг к другу. Вряд ли возникнет желание заводить разговор, делиться сокровенными мыслями, если собеседник не смотрит в глаза, на лице ироничная улыбка. Взгляд, выражающий предельное внимание, сочувствующий, заинтересованный внушает доверие и может способствовать ведению откровенного разговора. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано: Именно поэтому надо учиться владеть таким «языком» общения и понимать этот язык.
На какие же невербальные элементы следует обращать внимание при общении? Из многочисленных средств невербального общения наиболее характерными для коммуникации являются мимика и жестикуляция. Что представляет собой мимика? Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. В «Частной риторике» профессора русской и латинской словесности Н.Кошанского есть слова: «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе... Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, с стремлением воли, с выражением голоса»... Мимика позволяет нам лучше понять собеседника, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; а сдвинуые брови, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.
Печаль отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье — «искрящиеся» глаза, приподнятые уголки губ.
Для каждого, участника беседы важно уметь «понимать» мимику собеседника: в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна. В связи с этим рекомендуется изучать также свое лицо, чтобы знать, что происходит с бровями, губами, лбом, т.е что выражает лицо. Если вы. привыкли хмурить брови, .морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько, разнообразных по эмоциональности фраз.(печальных, веселых, смешных, ироничных, трагических, презрительных, доброжелательных) Следите, как изменяется мимика и передаёт ли .она те или иные эмоции.
Жестикуляция.О многом может сказать при общении жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. Интересен тот факт, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, дополняет его, уточняет, а иногда замещает.
Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: «Ты у меня вот тут сидишь»? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение требует уточнения. Но если говорящий, сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.
В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие,смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрузить пальцем, показать нос.
Жесты.Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос,
что нужно для хорошего оратора, ответил так; «Жесты»,
В различных риториках, начиная с античных времен, значительное внимание было посвящено жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают». Кони обращает внимание значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. Следует помнить о жестах, которые производят неблагоприятное впечатление. Если говорящий постоянно повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты (потирает лоб, кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу).Возможно они результат волнения говорящего.. Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию.
В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические,эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.
Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Если понаблюдать за, журналистами, ведущими телерепортажи, то, часто мы видим, что они в такт речи делают ритмические движения рукой. Ритмические жесты акцентируют внимание на логическое ударение в речевом высказывании, на его замедлении или ускорении, подчеркивают место паузы, то есть то, что создаёт интонационный рисунок речи. Произнесите, например, пословицы: Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами. Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.
Эмоциональные жесты.Речь говорящего часто бывает эмоциональной. Радость, восторг, печаль, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство проявляются не только в соответствующих словах и интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях и стали уже общеизвестными. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.
Указательные жесты. Скажите, можно ли выполнить просьбу «Подай, пожалуйста, вон книгу», если она произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В такой ситуациях требуется указательный жест. Говорящий указательнвм жестом выделяет какой-то предмет, показывает место — рядом, наверху, там и т.п.. Способ выражения такого жеста может разниться. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), поворотом тела и др. Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий крутит пальцем у виска, говоря: «У него не все дома», то понятно, о чем идет речь.
Бывают случаи, когда толкование жеста определяется ситуацией. Приведем пример. Идет лекция. Один из студентов, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Понятно, что он хочет узнать, сколько времени ддо конца лекции. Ели же лектору делаот тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать».
Наконец, этот же жест может означать: «Поторопись! Настало время уходить». Указательные жесты рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях (когда не желательно мешать речевым высказыванием), и тогда, когда есть предмет, вещь, на который можно указать.
Изобразительные жесты.А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите; «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать (толкование слову.: винтовая лестница — лестница, идущая cnupалью, винтообразно; рябь — незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает сам предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным. Изобразительные жесты появляются в случаях:1) если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; 2) если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает); 3) если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно. Пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.
Символические жесты.Вы, несомненно, не один раз были, в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест — поклоны, как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.
Другая картина. Передача КВН. Ведущий Александр Маслюков представляет судей; Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой.
Такие жесты условны и называются они символическими.
Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию.. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Руки, в боки — символ непокорности. Обхватить руками голову — признак неприятности или беды.
Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности)— сабельная отмашка кистью правой руки, Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знал; Нигде вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.
Жест интенсивности— рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно.
Известен также жест, обозначающий отказ, отрицание — отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!
Жест противопоставления — кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: Пришли и молодые и старые; Нечего туда — сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и большие и маленькие.
Жест разъединения, расподобления — ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разошлись; Братья разъехались.
Жест объединении, сложения, суммы — пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хороша сработались; Очень они подходят друг к другу; Мы с вами умеем находить контакты; А если вместе это положить? Давайте соединим усилия; Только объединившись, можем победить.
Национальный характер жестов.Если изобразительный жест связан с конкретными внешними признаками, то жест-символ связан с абстракцией Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это — приветствия, прощания, утверждения, отрицания, призыв к молчанию, предвкушение приятного.
Так, русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары влево-вправо. О различии между жестом прощания в России и во Франции узнаем из произведения И. С. Тургенева «Новь»:
Нежданов наклонил голову, а Силягин простился е ним на французский манер, несколько раз сряду быстро поднес руку к собственным губам и носу, и пошел далее, бойко размахивая тростью и посвистывая <..>
О национальном характере некоторых жестов свидетельствует такой факт. В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разведенных пальца (указательный и средний) с ладонью, повернутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь повернуть к себе, то жест равнозначен выражению. «А иди ты подальше!» Жители Европы воспринимают этот жест, независимо от того, куда обращена ладонь, как знак победы. Поэтому, если англичанин сделает оскорбительный жест, то европеец может только удивиться, не понимая, на какую победу намекают. И еще. Во многих странах Европы этот жест, равнозначен цифре «2». В связи с этим возможна такая ситуация. Недовольный обслуживанием англичанин, желая выразить свой гнев, показывает бармену-европейцу два пальца с повернутой ладонью к себе — знак оскорбительный, — а бармен в ответ на этот жест наливает две кружки пива.
При всем разнообразии жестов, их вариативности, они проявляют устойчивость в своем воплощении. Однако бывают случаи, когда характер жеста несколько изменяется и утрачивает свою национальную окраску. Так, за последние тридцать лет жест прощания (махание кистью руки вперед-назад) заменился движением руки влево-вправо в одной плоскости с ладонью, обращенной к уходящим. Этот жест заимствован с Запада. Но дети, когда им говорят: «Помаши тете ручкой», еще старательно машут так, как махали при прощании с давних пор на Руси.
Поль Сопер в книге «Основы искусства речи» выделяет еще подражательные жесты. Это жесты, которые оживляют описание. Например, лектор говорит о выступлении какого-то политического деятеля, известного ученого, художника и старается изобразить его. Другими словами, оратор перевоплощается, как актер, он изменяет и голос и манеры, стремясь наглядно представить образ того, о ком рассказывает.
Нам кажется, в таком случае следует говорить не об особом виде жестов, а об элементах актерской игры, театрализации лекции.
Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими жестами. Возьмем предложение "Меня это не касается". При слове меня используется указательный жест (ладонь движется к середине груди), это сопровождается тоже указательным жестом (рука отбрасывается вперед от себя ладонью вверх) не касается — символический жест (покачивание рукой из стороны в сторону).
Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; щелканье пальцем по шее с правой стороны — «выпить бы»; кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума ЛИШИЛСЯ».
Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что каждый из них в речи должен свидетельствовать о движении мысли и чувств оратора, являться физическим выражением его творческих усилий.
Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь, «вызывает смех и унижает идею». Вот почему уже в первых руководствах по красноречию давались советы, как использовать жесты. Так, в «Теории красноречия» А. Галича (1830) сказано: «Носа и губ, языка и ушей никогда нельзя употреблять без оскорбления благопристойности», «приличие запрещает грудь и брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подергивать»,
«..благопристойность воспрещает театральные кривлянья».
Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, лектор с таким характером не может обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному в проявлении своих чувств, жесты несвойственны.Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.
Вопросы для контроля
1. Какие вербальные средства речевой коммуникации вы знаете? Охарактеризуйте эти средства.
2. Что понимается под невербальными средствами общения? Какие невербальные средства речевой коммуникации вы знаете? Охарактеризуйте эти средства.
3. Что такое кинесика? Охарактеризуйте коротко возможности и семантику языка жестов?
4. Что такое проксемика?
5. Какие невербальные средства общения связаны с эмоциями, а какие имеют символическое значение?
6. Как проявляется в жестикуляции национальность человека ?
7. Могут ли жести указывать на личностные характеристики говорящего?
Задания по темеЗадание 1. Скажите, о каких жестах пишет в «Кратком руководстве к риторике» М. В. Ломоносов, когда они используются и что означают?
Что ж надлежит до положения частей тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти, стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не употребляют, а когда что сильными доводами доказывают и стремительными или нежными фигурами речь свою предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, головою и плечьми. Протяженными кверху обеими руками или одною приносят к богу молитву или клянутся и присягают; отвращенную от себя ладонь протягивая, увещевают и отсылают; приложив ладонь к устам, назначают молчание. Протяженною же рукою указуют; усугубленным оныя тихим движением кверху и книзу показывают важность вещи; раскинув оные на обе стороны, сомневаются или отрицают; в грудь ударяют в печальной речи; кивая перстом грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве и восклицании, отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии, затворяют, представлял неталь и слабость. Поднятием головы и лица кверху знаменуют венд» великолепную или гордость; голову опустивши, показывают печаль и унижение; ею тряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение и отрицание изображают..Задание 2. Определите, какие эмоции передают жесты в следующих предложениях? Закончите их, дайте несколько возможных вариантов.
Андрей хлопнул себя по лбу и воскликнул..
Бабушка замахал руками, повторяя...
Парень сказал, почесав затылок...
Она почувствовала резкую боль в желудке
Задание 3. Определите, что означают указательные жесты и какими словами, восклицаниями, возгласами они обычно сопровождаются:
А) плечи поднимаются и возвращаются в нормальное поднятое положение;
Б) рука сжата в кулак, при этом большой палец распрямляется перпендикулярно ребру ладони; (одобрение /восхищение);
В) жестикулирующий слегка наклоняет голову к одному и другому плечу9обычно влево, вправо и еще раз влево) (неодобрение/осуждение);
Г) жестикулирующий , прищурив глаза и улыбаясь, энергично трет ладони рук (предвкушение удовольствия);
Д) распрямленный указательный палец прижат к губам, как бы образуя с ними крест, остальные пальцы согнуты. (необходимо молчать или говорить тише);
Е) встретившись взглядом с адресатом, жестикулирующий начинает смотреть в другую сторону;
Задание 4. В следующем отрывке рассказа М.Шолохова «Судьба человека» найдите невербальные средства общения. Определите их тип. Пришли на вокзал, а я на нее от жалости глядеть не могу: губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки ее уговаривают, и я, – ничего не помогает! Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: "Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье". Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: "Родненький мой...Андрюша... не увидимся мы с тобой... больше... на этом... свете"...Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к теще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял ее руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идет мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: "Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!" Ну, опять обнял ее, вижу, что она не в себе...Задание 5. Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении следующих фраз:
А я что могу поделать? ; Пускай, пускай, оставь его.;Так, так, так!Отлично! Ну что ж приступим; Эх, дурачина я, дурачина!; Клянусь тебе! Сыт по горло, хватит с меня! Ну что тут скажешь…Тс-с-с!; Нет-нет, ни за что!; Никто ничего не поймет, полная неразбериха; Все это не совсем так; Хватит! Молчать!.
Задание 6. Определите, к какому виду жестов (ритмический, указательный, эмоциональный, изобразительный, символический) относится каждый из описанных И. С. Тургеневым в романе «Новь»:
— И откуда взялся, черномазый, паскудный, усы как у таракана... — Тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы».«Соломин повел сперва одним плечом — потом другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался отвечать. Без сомнения, — промолвил он наконец, — вы,господин Паклин, обиды никому причинить не можете — и не желаете; и к господину Толушкину почему же вам не пойти? Мы, я полагаю, там стаким же удовольствием проведем время, как и у ваших родственников; да и с такой же пользой.Паклин погрозил ему пальцем.
— О! да и вы, я вижу, злой!»«За наше... наше предприятие! — воскликнул Голушкин, мигая при этом глазом и указывая головою на слугу, как бы давая знать, что в присутствии чужого надо быть осторожным!
— Я вот к нему. — Он указал на Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди.
— Ах, еслиб кто-нибудь мог почувствовать, до какой степени я несчастлив! — Маркелов ударил себя кулаком в грудь, и в ней словно что застонало. — Нежданов! будь великодушен! Дай мне руку... Не откажись простить меня!
Нежданов протянул ему руку — нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул ее так, что тот чуть не вскрикнул.
- Ведь если взвешивать наперед все последствия,— наверное, между нами будут какие-либо дурные. Например, когда наши предшественники устроили освобождение крестьян — что ж? могли они предвидеть, что одним. из последствий, этого освобождения будет появление целого класса помещиков-ростовщиков, которые продают мужику четверть прелой ржи за шесть рублей, а получают с него (тут Маркелов пригнул один палец): во-первых, работу на все шесть рублей, да сверх того (Маркелов пригнул другой палец) — целую четверть хорошей ржи — да еще (Маркелов пригнул третий) с прибавкой! то есть высасывают последнюю кровь из мужика!
— Да, я решился! — повторил он, с размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком, — я ведь упрямый. . Я недаром наполовину малоросс.
— Ну, так чем же вы решили?
Нежданов пожал плечами.
— Да я тебе сказал уже, что пока — ничем, надо
будет еще подождать.
- Гм! — произнес Сипягин. — Это ты про студентика? Про господина студента. Гм! разве у него тут (он повертел рукою около лба) ... что-нибудь завелось? А?
Задание 8.Определите, какие жесты, позы, мимика использованы в ситуации встречи и прощания друзей детства из рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».? Разыграйте сцену встречи и прощания по ролям. Составьте список невербальных средств, сопровождающих эту ситуацию.
– Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
– Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг надруга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.
– Милый мой! – начал тонкий после лобызания. – Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь<..>…
– Служил (тонкий), знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён, столоначальником по тому же ведомству… Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небосьуже статский? А?
– Нет, милый мой, поднимай повыше, сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки мундира…
– Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
– Ну, полно! – поморщился толстый. – Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!
– Помилуйте…Что вы-с…– захихикал тонкий, ещё более съёживаясь. – Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил… жена Луиза, лютеранка, некоторым образом…
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку. Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал. Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
Задание 9. В ролевой игре проверьте своё умение использовать определенные жесты в ситуациях, в которых могут быть использованы такие предметы молоток, утюг, ножницы, подушка, топор, автомобиль, губная помада, карандаш, скрипка, дирижер, фортепьяно.
Например: «Я забыл...» (изображается пишущая рука ). Ответ — ручка.
Задание 10. Произведите жест, мимические действия, который бы соответствовал содержанию предложения, и найдите его характеристику в списке описаний жестов:
1)Такое вкусное мороженое!!!
2) Это задание выполнено отлично
3) Пельмени лепят вот так.
4) Ну, это что-то такое огромное, необъятное.
5) Есть у вас степлер?
6) Его надо сначала открутить, а потом закрутить.
«РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 0
РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ (2 ЧАСА) –СРС (Самостоятельная работа студентов)
На современном этапе развития общества условием успешности любого специалиста (бакалавра, магистра, врача, педагога, политика и др.) в его профессиональной и общественной деятельности является умение правильно общаться и взаимодействовать с окружающими людьми. Для достижения этой цели необходимы определенные знания теории коммуникации, приёмов и правил речевого общения.
Речевая коммуникация (речевое общение) сопутствует сложной и многогранной жизненной практике человека. Акт коммуникации – это результат сложного взаимодействия речевых интенций (целей) участников общения и их установок (намерений) в данной речевой ситуации. В ходе речевого общения коммуниканты решают ряд вопросов, стараясь довести до сознания адресата определенную информацию и вызвать желаемую речевую или поведенческую реакцию.
Речевое поведение человека зависит от многих факторов, таких как возраст, воспитание, психологический настрой личности, её социальный статус, национально-культурная принадлежность и др. При этом важно, чтобы коммуниканты обладали одинаковыми знаниями и моделью мира. Речевое поведение Т.Г. Винокур (Вин., 1993) определяет как визитную карточку человека в обществе, отражающую регулярное взаимодействие лингвистических и экстралингвистических факторов. Другими словами, речевая коммуникация есть стратегический процесс, базисом которого является выбор оптимальных языковых ресурсов.
Для каждого участника речевого общения основной задачей является стратегическое и тактическое планирование речевых действий (Иссерс, 2008,51). Это говорит о том, что коммуниканты должны быть вооружены определенными стратегиями и тактиками, которые тесно взаимосвязаны между собой.
Под речевой / коммуникативной стратегией понимают общий план речевых действий для достижения поставленных коммуникативных целей при помощи вербальных и невербальных средств. Выбор стратегии предопределен социальным опытом коммуникантов, их стилем взаимодействия с собеседником, целью и ситуацией общения.
Термин «стратегия» заимствован из сферы военного дела, в котором он трактуется как наука о ведении войны. В общественной жизни стратегия – это «искусство руководства общественной, политической борьбой» (МАС). Эти определения указывают на то, что значение слова «стратегия» связано с идеей планирования действий в условиях социальной конфронтации. Однако речевое общение протекает и в условиях кооперации, где необходимы иные стратегии.
С функциональной точки зрения выделяют основные и вспомогательные стратегии (Иссерс, 2008). Основной считают стратегию, которая на данном этапе коммуникативного взаимодействия является наиболее значимой в иерархии мотивов и целей. Основные стратегии воздействуют на адресата, на его модель мира, на систему ценностей и на его поведение. Вспомогательные стратегии служат для организации диалогового взаимодейств