Фазовые переходы. Агрегатные состояния веществ
При фазовых переходах первого рода скачком изменяются плотность веществ и энергия тела. Очевидно, при фазовых переходах первого рода всегда выделяется или поглощается конечное количество тепловой энергии. При фазовых переходах второго рода плотность и энергия меняется непрерывно, а скачок испытывает такие величины, как теплоемкость, теплопроводность. Фазовые переходы второго рода не сопровождаются поглощением или выделением энергии. Примером фазового перехода второго рода может служить и переход жидкого гелия в сверхтекучее состояние, и переход ферромагнетика в парамагнетик при точке Кюри, и переупорядочение кристаллов сплавов.
Задание 7. Изучите таблицу. Расшифруйте приведенные в ней общепринятые сокращения. Запомните допустимые сокращения и те слова, которые сокращать нельзя.
Допускаются сокращения слов | Не допускаются сокращения слов |
т.е. | так называемый |
и т.д. (только в конце предложения) | так как |
и т.п. (только в конце предложения) | например |
и др. (только в конце предложения) | около |
и пр. (только в конце предложения) | формула |
см. | уравнение |
ср. | диаметр |
в. | и т.д. (в середине предложения) |
вв. | и т.п. (в середине предложения) |
г. | и др. (в середине предложения) |
гг. | и пр. (в середине предложения) |
т. | |
н.ст. | |
ст.ст. | |
н.э. | |
г. | |
обл. | |
акад. | |
доц. | |
проф. |
Задание 8.Прочитайте текст. Выделите средства, с помощью которых достигается логичность изложения. Найдите грамматические формы и синтаксические конструкции, свойственные научной речи.
Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.
А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь? Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам, далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.
Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке (А.А. Леонтьев).
Задание 9.Прочитайте текст, выпишите слова, не соответствующие научному стилю.
Существует факт, или, если угодно, закон, управляющий всеми явлениями природы, всем, что было известно до сих пор. Название его – сохранение энергии. Он утверждает, что существует определенная величина, называемая энергией, которая не меняется ни при каких превращениях, происходящих в природе. Само это утверждение весьма и весьма отвлеченно; это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание механизма явления или чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то странное обстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчитывать это число – и оно останется прежним (Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М., Фейнмановские лекции по физике. – М., 1977).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Задание 1.Приведите примеры терминов, используемых в вашей научной специальности. Дайте их определение.
Задание 2.Подберите 10-15 терминов, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы:
Авто- – (гр. autos – сам); анти- – (гр. anti – противоположный); био- – (гр. bios – жизнь); гипер- – (гр. hyper – над, сверх); гипо- – (гр. hypo – внизу, снизу, под); интер- – (гр. inter – между); интра- – (гр. intra – внутри); мета- – (гр. meta – после, за, между); микро- – (гр. micros – малый); морфо- – (гр. morphe – форма); мульти- – (гр. multum – много); нео- – (гр. neos – новый); поли- – (гр. poli – много); пост- – (лат. post – после); прото- – (лат. protos – первый); суб- – (лат. sub – под); экстра- – (лат. extra – вне, сверх).
Виды вторичных учебно-научных текстов:
план, тезис, аннотация, рецензия, конспект, реферат.