Идейные и жанрово-стилевые искания в творчестве Л.Н.Андреева
1.Сравните разработку темы детства в рассказах А.П.Чехова и раннем творчестве Л.Н.Андреева ("Ванька", "Петька на даче", "Ангелочек").
2.В чем своеобразие проблемы духовных поисков в прозе Андреева ("Жизнь Василия Фивейского", "Иуда Искариот")? Каково мифотворчество у Андреева?
3.Какие философско-нравственные проблемы поставлены в произведениях писателя ("Большой шлем", "Рассказ о семи повешенных")? В чем своеобразие их трактовки?
4.Каков художественный метод писателя, связан ли Андреев с каким-либо литературным направлением либо течением?
5.Назовите основные жанры, в которых работал писатель.
6.В чем, по вашему мнению, стилевое своеобразие андреевского творчества?
Литература к занятию
Бугров Б.С. Леонид Андреев: Проза и драматургия. М., 2000.
Самостоятельная письменная работа
Идейное и жанрово-стилевое своеобразие лирики С.А.Есенина
1.Назовите основные темы есенинской лирики.
2.С помощью каких художественных средств изображается природа в лирике поэта?
3.Какие национально-окрашенные образы-символы встречаются в поэзии Есенина?
4.Каковы языковые и образные средства поэзии Есенина?
5.Назовите жанры лирики Есенина.
6.Есть ли у Есенина символика цвета?
7.Какие литературные традиции развивал поэт?
Литература к занятию
Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. М., 1989.
Солнцева Н.М. Сергей Есенин. М., 2000.
Тема 5 1)Роман В.В. Набокова «Машенька»
1. К какому периоду эмигрантского творчества Набокова относится это произведение?
2. Связано ли оно с русской литературной традицией? Как?
3. Что стоит за мотивом железной дороги?
4. Есть ли в «Машеньке» библейские мотивы и ситуации, характерные ля сюжетов западноевропейских романов?
5. Как изображены в романе русские эмигранты?
6. Что можно сказать об образе Ганина?
7. Как раскрываются в романе проблемы любви и родины?
8. В чем заключается смысл образа Машеньки?
9. Каков язык этого произведения?
Лирика М.И.Цветаевой 1920-30-х гг.
1.К какому периоду в творчестве М.Цветаевой относится сборник «Версты»?
2.Как трактуется тема гражданской войны и каким рисуется в стихах на эту тему образ России (цикл «Дон»)?
3. Какие образные средства используются для разработки темы поэта и поэзии («Стихи растут, как звезды и как розы…», «В черном небе слова начертаны…», «Умирая, не скажу: была…», «Я — страница твоему перу», «Сивилла»», «Поэт 3», «Стихи к Пушкину»)?
4.Проявляется ли в лирике Цветаевой религиозная вера («Я — страница твоему перу», «Сивилла»)? Если да, то какова ее природа?
5.В чем своеобразие любовной лирики поэта? Что преобладает в чувстве любви: телесное, духовное или эти два начала соединены («Как правая и левая рука…», «Писала я на аспидной доске…», «Ищи себе доверчивых подруг…»)?
6.Каким предстает в стихах Цветаевой образ России? Сравните его с образом родины в зарубежной лирике К.Бальмонта.
7.Сделайте вывод об образе цветаевской лирической героини («Душа, не знающая меры…», цикл «Стол»). Лирическим героям каких русских поэтов XX века близка по своему типу лирическая героиня М.Цветаевой.
8.В каких лирических жанрах творила М.Цветаева?
Тема 6. Русская повесть 1910-х годов («Поединок» А.Куприна и «На куличках» Е.Замятина)
1.Сравните изображение армейской среды в двух произведениях.
2.Раскройте трактовку проблемы «человек и среда».
3.В чем своеобразие искусства портрета и пейзажа у каждого из двух писателей?
4.Сделайте вывод о принадлежности Куприна и Замятина к новому реализму или модернизму (неореализму).
Литература к занятию
Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века. М., 2000..
Тема 7. Авторская позиция в романе Ю. Олеши «Зависть». Типы героев, стиль.
1. На какие типы можно разделить героев произведения?
2. Как изображаются два века – минувший и нынешний?
3. Что можно сказать о позиции автора: формулируется ли она явно или выражается с помощью формальных средств – композиции, особенностей повествования?
4. Близка ли точка зрения Олеши героям какой-нибудь группы?
5. С помощью каких художественных приемов созданы образы героев – психологических или стилистических?
6. Все ли образы героев получились достаточно полнокровными?
7. Относится ли «Зависть» к «орнаментальной» прозе?
Литература к занятию
Чудакова М.О. Мастерство Юрия Олеши // Чудакова М.О. Избранные работы. Т.1. Литература советского прошлого. М., 2001. С.13-77.
Тема 8. Проблематика, образы героев и жанровое своеобразие романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
1.Назовите проблемы, разрабатываемые в романе. Согласны ли Вы с мнением Е.А.Яблокова о том, что центральная проблема произведения - соотношение "Мир - Человек - Истина"?
2.Сравните проблематику двух романов - о Понтии Пилате и мастере.
3.В чем своеобразие в трактовке писателем евангельских мотивов? Сравните тексты евангельских глав романа с Евангелием от Матфея.
4.На какие группы можно разделить персонажей романа? Какой герой является центральным в каждой из групп?
5.С героями каких известных Вам произведений сопоставимы Воланд, Иешуа, мастер, Маргарита, Гелла, Варенуха, иные персонажи?
6.В чем состоит жанровое своеобразие "Мастера и Маргариты"? Выберите правильный ответ и аргументируйте его: а)это роман-эпопея, главное в нем - изображение судеб человечества во временной перспективе; б)это роман-миф, основанный на творческой обработке евангельских мотивов, главное здесь - судьбы Иешуа Га-Ноцри, Понтия Пилата, Левия Матвея и похожих на них современных героев; в)это - роман-антиевангелие ("евангелие от Воланда"), в котором образы евангельских персонажей резко переосмыслены и где показывается большая активность и сила зла по сравнению с силами добра; г)это - нравственно-философский роман-миф, произведение неореализма.
Литература к занятию
Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.
Чудакова М.О. Творческая история романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Вопр. лит. М., 1976. № 1. С.218-253.
Тема 9. "Тихий Дон" М.А.Шолохова как роман-эпопея
1.Что представляет собой "шолоховский" вопрос?
2.Какие исторические события отражены в произведении?
3.К каким политическим лагерям тяготеют главные герои произведения?
4.В чем своеобразие трактовки взаимоотношений личности и истории?
5.Возможен ли третий путь в годы революции и гражданской войны?
6.Расскажите о "блуканиях" Григория Мелехова.
7. В чем идейно-художественная функция женских образов в романе-эпопее?
8.В чем состоит своеобразие языка (прежде всего лексики)? Какое жанровое содержание раскрывается с помощью такого стиля - эпопейное, романическое либо эпопейно-романическое?
Тема 10. Роман Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго"
1. Какой художественный эффект дает соединение в романе стихов и прозы?
2.К какому литературному роду относится это произведение?
3.Найдите соответствие между мотивами «Стихотворений Юрия Живаго» и судьбами Юрия Живаго и Лары.
4.В чем своеобразие понимания истории в романе? Сравните пастернаковскую философию истории с философией истории в «Белой гвардии» М.Булгакова.
5.Есть ли у Пастернака философия природы? Если да, в чем она состоит?
6.Проанализируйте образы заглавного героя, Антипова-Стрельникова и Лары. Какие черты преобладают в личности Юрия Живаго — гамлетовские или фаустовские?
7.Сделайте вывод о принадлежности произведения к модернизму или новому реализму.
Литература к занятию
Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003.